Каллиграфия (чистописание) в вопросе развития детей

Ученица 5 класса, 1963 год.


Каллиграфия (чистописание) в вопросе развития детей

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой. По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в так называемых основах психомоторной механики. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение.

... практикующий занятия каллиграфическим письмом испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Школа каллиграфии

В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Проблема заключалась в том, что родители большинства таких детей не имели возможности платить за обучение. Спонсорской помощи не хватало даже на зарплату учителям, о государственной поддержке подобного эксперимента не шло и речи, поэтому школа просуществовала только 15 лет и была закрыта.

Похожие темы


Туся Тася
Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю
Глядя на его рукописи, такого не подумаешь

ЮрийЮВ
Шеф, как бывший завсегдатай форума сайта Элитпен и как врач я могу сказать, что всё, Вами приведённое касательно письма перьевой ручкой и кистью есть истина непреложная. Переход на шарик повлиял на процесс развития некоторых участков головного мозга разрушительно, и то влияние на мозг, что оказывало письмо пером, теперь не оказывается ничем: нынче пишут больше клавой.
ТусяТася, а Вам – притча. Сидят три гопника на кортах, а мимо проходит девушка, вся такая красивая и привлекательная. Но гопники замечают лишь грязь, прилипшую к каблукам её туфель.

ЮрийЮВ
Аналогия.
Киркоров- певец с превосходным голосом. Мне нравится его голос и то, как он умело поёт. Но мне же отвратителен его репертуар, внешний вид, манеры поведения, его «петушистость» и многое другое.
Почему так распространено убеждение в том, что гениальный в чём-то одном человек настолько же идеален или превосходен в другом? У множества известнейших и талантливейших людей имеются такие дикие недостатки, что знай мы о них- не смотрели бы на кумиров с таким пиететом. Потому-то они, недостатки, и скрываются.
Кривописание АСП-далеко не худший из них.

selenа



Не надо судить по черновикам гения.

dopleta
Нашла свой дневник за третий класс. За ведение дневника – 4.


Каллиграфия (чистописание)

Жирафка
Это за чтение вторника

Mrs. Addams
Почему так распространено убеждение в том, что гениальный в чём-то одном человек настолько же идеален или превосходен в другом?
Это не распространённое убеждение, а факт.

А рисунки Пушкина не гениальны?

Нашла свой дневник за третий класс.
Лариса, дневник – класс, такой почерк и оценки!!!
Мои дневники были знамениты только тем, что я сама их подписывала со средней школы (чем до сих пор все знающие и пользуются).

dopleta
Это за чтение вторника
Так ведь исправила же сама! А сейчас многие третьеклассники знают о правильном написании «ться» и «тся»? Даже взрослые – далеко не все.

Антоновка
«ться» и «тся»? Даже взрослые – далеко не все
На 99% не все. Просто глаз режет

Lind@
В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.
в начальной школе (76-78 года) мы писали ТОЛЬКО перьевой ручкой. Таково было требование школы. Шариковая категорически была запрещена для письма.
Но при этом нас учили именно безотрывному письму. Не помню, чтобы там менялся нажим.
Так что я вижу противоречия.
Или Ваш текст относится к той перьевой ручке, которую надо было макать в чернильницу? Там немного другой способ письма, соглашусь.

Туся Тася
Я в первый класс пошла в 72 году. Писали деревянной перьевой ручкой. Позже писали наливной. И только после восьмого класса разрешили шариковые ручки.

Зебра
Я в первый класс пошла в 72 году. Писали деревянной перьевой ручкой. Позже писали наливной. И только после восьмого класса разрешили шариковые ручки.
Сейчас это тоже кое-где практикуется.
У родственников в Зеленодольске (Татарстан) дети в первом классе пишут перьевыми ручками.

Туся Тася
Таня, наливными или деревянными?

Зебра
Ой. Наверное, наливными. Спрошу при случае.

Igrig
Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой.
Шеф, положа руку на сердце, давайте взглянем на ситуацию совсем с другой стороны. Много лет государство платит зарплату исследователю совершенно тупикового ответвления науки. Может ли на данный момент времени кто-то убедить кого-то, что вскоре все школьники страны перейдут на письмо перьевыми ручками с чернильницами-непроливайками?
Тут хотя бы не забыть как вообще писать ручкой... и неважно какой.
В своё время я захватил этот период непроливаек. Правда, в 4 классе я почему-то стал писать без нажима, просто повернув ручку вокруг оси примерно на 135 градусов против часовой стрелки. Единственная причина по которой мне это сходило с рук – это то, что оценки у меня всегда были точно такие как и у Ларисы Доплеты и до самого выпускного!
Потом наступила эра чернильных авторучек, которыми с нажимом не особенно попишешь, а затем и эра шариковых, когда о нажиме и говорить было бессмысленно!
А в 91-м году я вообще сел за первые в России Макинтоши, минуя всяческие 286-е, и о письме ручками практически забыл, как и многие из нас.
Я даже периодически слегка гордился, что был одним из «первых буревестников», несших в широкие массы систему безнажимного письма задолго до появления шариковых ручек и испытывал обиду, что испытывал в те годы некоторые трудности в моем прогрессивных свершениях!

P.S. Хоть предмет «Правописание» и был в моей биографии и тоже отработан на «отлично», почерк у меня жуткий, неустоявшийся, причем их два совершенно разных... А если сюда же добавить еще и определённые навыки стенографии, то вполне понятно, что прочитать мои записи трудновато.

Шеф
Польза чистописания и другие образовательные мифы

Каллиграфия (чистописание) в вопросе развития детей

Одна женщина, новичок в группе приверженцев домашнего образования, которую посещает и наша семья, рассказывала, что одним из разочарований, приведших её к мысли забрать сына из школьной системы, было то, что в школе ему не разрешали сочинять рассказы. Он обожает это делать, и довольно странно, чтобы школа препятствовала его энтузиазму. Но учитель объявил, что он не готов к этому, так как пока не освоил чистописание.

Как по мне, это служит символом непонятной одержимости, разделяемой многими странами, по поводу того, как дети должны учиться писать. Мы учим их формированию букв на основе того, что они видят в букварях. А затем мы заставляем их учить этот навык заново, только уже при помощи непрерывного письма. Однако не существует доказательств преимущества курсива перед другими стилями письма, например, перед рукописью, в которой буквы не соединены, для большинства нормально развитых детей.


Каллиграфия (чистописание) в вопросе развития детей

Я сейчас говорю не про письмо от руки как таковое, которое часто ассоциируют с курсивом. Существует достаточно доказательств того, что письмо от руки развивает познавательные способности так, как это не может сделать печать: этому стоит учить. Я признаюсь, что сам я достаточно старомоден, и считаю, что хороший почерк – это правильный и нужный навык, не только для тех случаев, когда садится аккумулятор ноутбука, но и для выражения вашей личности и характера. Также скажу, что курсив – вещь хорошая, иногда красивая, и у детей должна быть возможность его учить, в случае наличия времени и склонности. Мой старший обожает курсив и у него очень красивый почерк, чем я горжусь. И викторианский каллиграфический почерк нравится и мне.

Но заставлять учить каллиграфию с ранних лет – это дело другое. Для этого должна быть причина, как и для всего остального, чему учат детей. Но чистописание упрямо остаётся одним из предметов лишь благодаря смеси традиционализма, образовательной инерции, фольклору, предубеждению и взяткам. Создаётся впечатление, что то, что учителя «знают» по поводу того, как должны учиться дети, является результатом культуры, а не данных исследований. Вряд ли обучение чистописанию настолько уникально в образовательной практике. Что вызывает вопрос: а как же доказательства?

Современный курсив появился в Италии эпохи Возрождения, возможно, для того, чтобы не отрывать лишний раз нежное перо от бумаги во избежание его порчи и разбрызгивания чернил. К 19 веку каллиграфический почерк ассоциировался с хорошим образованием и характером. Обучать детей письму, в котором буквы не соединяются вместе, начали только в США в 1920-х. Во многих странах детей обычно учат писать раздельным письмом в первом классе, а затем – слитным во втором или третьем. Во Франции дети должны писать курсивом прямо с детсада, а в Мексике обучают только письму отдельными буквами. В США и Британии возможны варианты, но существует предположение, что курсив должен стать привычным методом письма для учащихся. Обучение курсиву может стать принудительным, и ученикам занижают оценки, если они пишут не так. Во Франции форма курсива универсальна и стандартизирована, и детям не рекомендуют вырабатывать свой стиль письма.

Несмотря на такой разброс, обучение чистописанию часто проходит под эгидой правильности. Просто так нужно делать. Если спросить учителей, почему – они странно посмотрят на вас, а потом выдадут варианты ответа, среди которых могут быть следующие:
• Так писать быстрее.
• Это помогает писать правильно.
• Это помогает при дислексии.

Что говорят исследования? А они не смогли найти никаких доказательств преимущества курсива перед другими формами письма. «Нет убедительных доказательств преимущества изучения курсива для когнитивного развития детей»,- говорит Карин Харман Джеймс [Karin Harman James], адъюнкт-профессор Департамента психологии и неврологии в Индианском университете, изучающий развитие мозга под воздействием обучения.

Джеймс предупреждает, что этот вопрос очень сложно изучать, поскольку сложно найти детей, чьё образование отличалось бы только стилем письма. Более того, большая часть доказательств довольно старая и сомнительного качества, а некоторые открытия ещё и противоречивы. Проще говоря, наше понимание того, как дети реагируют на разные стили письма, удивительно обрывочно и ужасно неадекватно.

Рассмотрим же, что нам известно. Многие люди, в том числе и учителя, клянутся, что курсивом писать быстрее, и ссылаются как на то, что не нужно отрывать ручку от бумаги, так и на собственный опыт. Конечно, последний аргумент звучит, как если бы я заявил, что английский язык быстрее французского, поскольку я могу писать и говорить на нём быстрее. Естественно, это так, в тех случаях, когда вы занимались чем-то всю жизнь.

Проводившиеся в прошлом тесты на скорость письма были неубедительными. Один из лучших и недавних был проведён в 2013 году Флоренс Бара, сейчас работающей в Тулузском университете во Франции, и Мари-Франс Морин из Шербрукского университета в Канаде. Они сравнивали скорость письма франкоговорящих учеников в своих странах. И хотя во Франции заставляют учить курсив, в Канаде к этому относятся более либерально. Некоторые канадцы сначала учат раздельное письмо, а потом – слитное, некоторые сразу учатся писать слитно.

И было ли слитное письмо быстрее? Нет, оно было медленнее. Быстрее всего оказалась личная смесь раздельного и слитного письма, появляющаяся сама собой у учеников в 4-5 классах. Даже во Франции четверть учеников отказалась от курсива к 4-му классу ради смешанного стиля. Они почерпнули раздельный стиль письма благодаря чтению книг, несмотря на то, что их учили по-другому.

И хотя в среднем курсив оказался более медленным, этот стиль был более разборчивым, чем у учеников, которых учили только раздельному письму. Но смешанный стиль позволяет писать быстрее, при этом практически не отставая в разборчивости.


Каллиграфия (чистописание) в вопросе развития детей

Бара и Морин затруднились дать рекомендации по преподаванию определённого стиля письма, и только упомянули, что будет неразумно настаивать на любом из стилей. Эту идею поддерживает Вирджиния Бернингер [Virginia Berninger], профессор психологии Вашингтонского университета. «Доказательства поддерживают практику обучения обоим стилям письма, после чего студент сам выбирает наиболее подходящий ему способ»,- пишет она в работе 2012 года.

Помогает ли курсив справиться с проблемами типа дислексии? Тому существуют некоторые доказательства. «Некоторым детям, тяжело справляющимся с печатным текстом, помогает изучение курсива, поскольку они могут не отрывать карандаш от бумаги слишком часто»,- говорит Джеймс. И добавляет, «эти дети скорее исключение, и эти результаты нельзя обобщать для всех».

В случае обыкновенных детей есть основания полагать, что у раздельного письма есть свои преимущества. Курсив более сложен для координации движений, его буквы тоже устроены сложнее, и некоторые исследования 1930-1960 годов утверждают, дети раньше и более разборчиво учатся писать при помощи раздельного письма. Им приходится чаще отрывать ручку от бумаги, поэтому они могут лучше подготовиться к следующей букве. Некоторые исследования говорят о том, что освобождение распознавательных ресурсов, затрачиваемых на выведение сложных курсивных форм, помогает детям писать точнее и выразительнее.

Также есть мнение, что различие во внешнем виде букв может затормозить развитие навыка чтения, и детям будет тяжелее переносить навыки между чтением и письмом, так как в книгах курсива нет. Эксперт по чтению и грамотности Рэндал Уоллас [Randall Wallace] из Университета штата Миссури говорит: «было бы странно, если бы первым читателям, привыкавшим к распознаванию раздельного письма, предложили бы выучить ещё один стиль письма».

Но непонятно, в каком количестве эти трудности проявляются на деле. В исследовании от 2009 года в Квебеке Бара и Морин не нашли проблем с чтением у учеников начальной школы, связанных с изучением курсива. А в их более позднем исследовании, сравнивая канадских и французских учеников младших классов, они обнаружили, что те, кто учил только курсив, справлялись с распознаванием букв и соответствующим им звуков хуже тех, кто учил и курсив, и раздельное письмо.

Вне зависимости от важности и длительности этих различий, кажется логичным, что они должны быть. Существуют доказательства, как поведенческие, так и неврологические, что тактильное знакомство с формами букв помогает ранним навыкам чтения, что говорит о связи между моторикой и визуальным распознаванием букв. Это, кстати, одна из причин, почему важно учить детей писать от руки, а не только печатать на клавиатуре.

Но разница между формами письма понятна гораздо меньше. В изучении со сканированием мозга у детей старшего возраста, Джеймс не наблюдала «разницы между двумя стилями письма». Типа письма не влияет на тактильную обратную связь и закрепление навыков, главное, чтобы дети выводили буквы самостоятельно, а не вели ручку по линиям.

В общем, ещё предстоит решить, чему лучше учить детей – раздельному письму, слитному, или обеим формам сразу. Во всех случаях могут быть плюсы и минусы. И даже если обучение обоим стилям обнаружит преимущества, непонятно, нельзя ли будет потратить время и ресурсы класса как-нибудь более продуктивно.

Почему же некоторые образовательные системы придают такую важность изучению курсива? Как, если не обращаясь к доказательствам, формируется политика обучения?

«Мне кажется, что курсиву учат из-за традиции и требований родителей, а не потому, что существует некое научное обоснование в его пользе»,- говорит Уоллес. Плохо то, что инерция и предубеждения искажают восприятие и правила за счёт научных доказательств.

В 2011 Бара и Морин решили подробнее изучить работу учителей. Они провели интервью 45-и учителей в Квебеке и Франции, спрашивая, как и почему они обучают чистописанию.

Результаты оказались отрезвляющими. У учителей были лишь отрывочные знания по поводу научных исследований, особенно касательно аспектов моторики при письме. Их взгляды были сформированы культурой и образовательным учреждением.

В то время как мнения канадских учителей по поводу того, какую из форм письма тяжелее учить, разделились, французы были единогласны. 4/5 из них настаивали, что курсив не сложнее раздельного письма, и 3/4 сказали, что курсив быстрее – что опровергается исследованиями. Более половины учителей в Квебеке считали, что при изучении сначала раздельного письма будет легче учиться читать, а во Франции это мнение разделяют лишь 10%.

Иначе говоря, учителя, которым их Минобразования рекомендует учить курсиву, убеждены, что на то есть основания. А учителя в Канаде, сами решающие эти вопросы, верят, что есть основания, оправдывающие их решения.

Отсутствие рациональных аргументов за чистописание говорит о том, что в деле замешаны эмоции. Моя предыдущая статья для британского журнала, где я осуждал гегемонию курсива, получила максимальное количество откликов за всю его историю. Пара популярных аргументов в защиту курсива:

Представьте разочарование ваших детей, когда они найдут письма бабушек на чердаке, и не смогут их прочитать! Без курсива вы лишаете их прошлого.

Курсив красив, а раздельное письмо выглядит, как детские каракули.

Курсив – это не другой язык. Читать его можно научиться за час. И сколько людей хранят на чердаке бабушкины письма, написанные изящным курсивом? Мне нравятся оригинальные рукописи Джейн Остин, но понятно, что у большинства людей курсив далёк от совершенства. А детскость раздельного письма зависит от наблюдателя.


Каллиграфия (чистописание) в вопросе развития детей

Поверья в пользу курсива напоминают гидру – отрежь одну голову, вырастет другая. Возьмём статью в The New York Times от 2014 года про плюсы и минусы чистописания. Она ссылается на исследование от 2012 года, якобы показывающее, что обучение курсиву может помочь детям с дисграфией, расстройством письма, связанным с трудностями контроля над моторикой при письме; оно может предотвратить запись букв наоборот. Это заявляют так часто, что я решил глубже этим заняться.

Я нашёл работу исследователя образования Диан Монтгомери [Diane Montgomery], описывающую исследование, использовавшее «когнитивные стратегии правописания» (Cognitive Process Strategies for Spelling, CPSS) для помощи ученикам с проблемами письма, обычно диагностируемыми как дислексия. В этом методе детей обучают курсиву, и не приведено никаких сравнений с другими стилями письма.

Монтгомери объясняет выбор курсива тем, что эксперименты с детьми были успешными, и что курсив использовался и в других проектах, но цитирует лишь одно «доказательство». Это исследование от 1998 года, где, по словам Монтгомери, сообщается, что «курсивный текст, судя по всему, способствует скоростному письму». При этом это заявление не только противоречит работе Бара и Морин, но его даже на самом деле нет в работе от 1998 года. Там просто сообщается, что ускорение письма немного ухудшает его разборчивость.

Монтгомери также цитирует работу от 1976 года, которая, якобы, пропагандирует «эксклюзивное использование курсива с самого начала». И опять там такого вовсе нет. В ней описывается исследование, сравнивающее обучение детей, путавших порядок и написание букв, которым сразу преподавали курсив, с обучением детей с проблемами письма, которым сначала преподавали раздельное письмо. Первые в результате начали ошибаться чуть меньше, но сам автор признаётся, что из-за малости выборки эти данные не могут считаться доказательством превосходства слитного письма перед раздельным.

Вот так вот. Но при этом множество людей будет убеждено, что преимущества курсива подтверждены изданием The New York Times. Неудивительно, что учителя запутались.

Дебаты по поводу стилей письма нужно проводить, но точно не в школах и не в министерствах образования. И каждый раз, когда я узнаю, что ученику занизили оценку за отсутствие идеальной моторики, или запретили выражать себя только потому, что он не использует допустимый почерк, я вижу, что наша безосновательная одержимость курсивом не только бессмысленна, но и разрушительна.

Возникает вопрос: а что ещё в образовании определяется верой в то, что «правильно», и не поддерживается доказательствами? Образование и обучение сложно оценивать в исследованиях. Учительские практики меняются, и часто невозможно определить контрольные группы. Но часто именно отсутствие твёрдых объективных доказательств заставлять опираться на непонятные догмы. Это опасно в образовании, так как любые темы, связанные с воспитанием и развитием детей подвержены эмоциональным суждениям.

Какие-то доказательства существуют. Но к ним практически не прислушиваются учителя, а что более важно, регуляторы. Слишком часто образование превращается в политический футбол. В 2013 году в Британии бывший министр образования Майкл Гоув [Michael Gove] был ненавидим учителями за то, что насаждал образовательные правила по своим представлениям. Он отвергал советы специалистов, что стало ясно по его интервью, когда он заявил, что «в этой стране эксперты уже всем надоели». И это игнорирование результатов исследований не ограничено политикой; обучение и образование подвержены влиянию всяких идеологий.

Необходимо изучить, как сильно научные доказательства влияют на образование. Присматриваемся ли мы к ним достаточно внимательно? Или обучение детей больше зависит от прецедентов и культурных норм? Если судить об этом по чистописанию, то всё очень плохо.

aynat
Я пошла в школу в 80 году. У нас в классе разрешалось писать перьевыми (наливными) ручками 3 девочкам-аккуратисткам. Я в их число не входила, почерк вполне приличный, но и письмо отрывное практиковали.
Сына учила писать дома сама по прописям, прописи долго выбирала в магазине. Почерк был идеальный, письмо отрывное, шариковая ручка.
В школе переучили на безотрывное. Почерк стал ужасный.

Сказка
7 ноября был этап принятия в пионеры наиболее активных и отличившихся ребят. Путем голосования одноклассников, я была выдвинута в ряды лучших. Но, отвергнута классным руководителем, так как мне над почерком поработать нужно было. Была принята в пионеры весной, со всеми обычными

Людмила Плотникова
У супруга его мама в свое время занялась его почерком. Вставала рядом, когда он писал, и била по руке линейкой, если плохой почерк был. У супруга почерк очень красивый. Но. То, как его мама била по руке линейкой – до сих пор помнит и вспоминать ему это, мягко сказать, неприятно. Что из этого вышло еще... В любом деле – нездоровая педантичность. Может страдать от того, например, что что-то неровно на пару миллиметров. Все должно быть идеально. По-моему, это отголосок тех «занятий» с мамой. Работает водителем. Ну да, заполняет путевые листы красиво, но зарплата от этого не увеличивается))) Старательный, это да, но все стремится сделать идеально, чересчур идеально. Это не всегда хорошо. И да, если люди, которые его окружают, делают что-то не так, как он предполагал, не идеально, тоже от этого страдает.
Резюме – красивый почерк – хорошо, но здоровье и душевное равновесие дороже.
К слову, я пишу очень неразборчиво, так как мысли стремительнее руки) Зато печатаю быстро))

Эля_луг
У нас в городе несколько школ начали работать по системе Базарного. Один из моментов – пишут чернилами, ручки современные наливные. У подруги девочка заканчивает 4-й класс. Почерк красивый. При письме шариковой ручкой почерк уже другой. Не знаю будут ли в старших классах продолжать писать пером.

ЮрийЮВ
Людмила Плотникова, «чересчур идеально» не бывает. Идеально-это уже предел. Дальше-некуда!
История с ручками, шариковыми и перьевыми, напоминает мне историю с табакокурением и запретом на него. «Вместе с грязной водой выплеснули и ребёнка».
Кстати: погружные в чернильницу ручки называются «макалками».
И ещё. Я пишу перьевой ручкой. Когда мне приходится взять в руку шариковую, я ловлю себя на мысли, что получаю ощущение чужеродного предмета, непривычного и неприятного.



Интересное в разделе «Наши дети»

Пасхальные блюда

Новое на сайте