🔎
Главная Выпечка Пасха Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Автор

 
*Рома
ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ, АРТОС, ПАСХАЛЬНЫЕ КУЛИЧИ И ОСВЯЩЕНИЕ ПАСХИ.

С сайта 🔗

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо.

Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление – прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
*Рома

Древняя Русь в великие дни

Наступает велик день Светлого Христова Воскресения. Течение поста совершивши, наши предки готовились радостно встретить великий праздник. По их воззрению, и сама неразумная природа как бы сочувствует радости православных. На востоке небосклона и заря в этот день бывает розовее, красивее, и само солнце трепещется — радостно играет...

Во дворце Царя в честь великого дня блистает своим убранством крестовая палата. В ней, в навечерии светлого дня, Государь слушает по-лунощницу. Ярко сияют злато и самоцветные камни на окладах икон и нетленные венцы у ликов святых на стенных изображениях. Под иконами уже подвешены новые пелены, шитые золотом, низанные жемчугом и убранные дробницами. Принесены уже свечи воску ярого, которые зажжены были от огня небесного... Благоговейно идет Божия служба, совершаемая крестовыми священниками. Слышится стройное пение крестовых дьякон, что «в хоромех и в церкви чтут и псалмы говорят и конархают». За усердие к службе Божией не забудет и их великий Государь и дарует им для праздника «по багрецу да по тафте широкой», да «для своего многолетнего здравия» прибавит еще «по камке женишкам на летники».

По окончании полуношницы Государь выходил в Престольную комнату Там должны были собраться все высшие дворцовые и служилые чины, бояре, окольничие и другие сановники, чтобы «видеть его великого Государя пресветлые очи» и затем сопровождать Государя к утрене и к обедне. Другие разряды служилых людей дожидались царского лицезрения на сенях перед Передней, на Золотом крыльце и на площади, что у Всемилостивого Спаса, на Постельном и на Красном крыльце.

Обряд царского лицезрения совершался так: Государь сидел в креслах в становом шелковом кафтане сверх зипуна. Спальники держали перед ним весь праздничный наряд: опашень, кафтан становой, зипун, ожерелье стоячее (воротничок), шапку горлатную и черного дерева посох индейский. Входившие в комнату, узрев пресветлые очи Государя, били челом (то есть кланялись до земли) и отходили паевой места.

По окончании обряда лицезрения начиналось шествие к заутрене в Успенский собор. Государь — в золотом опашне с жемчужным убранством, с камнями самоцветными и в шапке горлатной. Вокруг его бояре — также в «золо-тах» (золотых кафтанах) и горлатных шапках. Перед ним идут (по три в ряд) стольники, стряпчие, дворяне — все в «золотах». При входе в собор все чины в стройном порядке останавливаются у западных дверей в особо приготовленных решетках. Государь входил в собор, а сановники переходили к северным дверям — дожидаться «пришествия в собор со крестами». После обычного крестного хода Государь становился на своем месте в соборе, который немедленно наполнялся множеством служилого люда в «золотах». Весь храм блистал огнями, ярко отражавшимися на золотых окладах икон, на светлых ризах духовенства, на «золотах» чиновных людей. Начиналась заутреня Светлого дня — «торжество из торжеств».

Пропели хвалитные стихиры, запели «Пасху», и Государь, приложившись ко святым иконам, «творил целование во уста» — сперва с патриархом, потом с митрополитами, архиепископами и епископами. Бояре и другие сановники также подходили к патриарху и, поцеловав у него руку, получали красные яйца, а иногда и золоченые. Похристосовавшись с духовенством. Государь становился на свое место и, жалуя к руке, раздавал яйца подходившим к нему боярам, окольничим, думным дворянам и думным дьякам, ближним и приказным людям, стольникам, стряпчим и дворянам. Яйца были расписаны по золоту яркими красками или цветными травами, «а в травах птицы и звери и люди». Бесшумно, стройно, с соблюдением образцового порядка совершалось действо христосования царского.

Отстояв заутреню, Государь, по древнему христианскому обычаю, шествовал в Архангельский собор — похристосоваться с родителями и предками, то есть поклониться их праху. Настоятель собора и братия подходили к руке Государя и получали яйца. В Благовещенском соборе, приложившись ко святым иконам и мощам. Государь христосовался со своим духовным отцом и целовался с ним во уста. В этот же день, но большей частью во второй день праздника Государь посещал монастыри Вознесенский и Чудов, также подворья Кирилловское и Троицкое. Начальствующих в обители и братию Государь жаловал к руке и дарил яйцами.

Эти посещения, как подобало светлому празднику, были очень торжественны: точно красное солнышко Государь являлся перед очами народными, во всем величии своего сана, окруженный той же свитой, которая сопровождала его выход к светлой заутрене.

Возвратившись во дворец. Государь шествовал в столовую, где ожидали его бояре, оставляемые в эту ночь во дворце «для бережения», то есть для охраны дворца и царского семейства, а также и те, кто почему-либо — за болезнью или дряхлостию — не мог слушать заутреню в соборе. Все подходили к руке Государя и получали от него яйца. Но нужно было спешить: Государь еще не христосовался с Государыней и ждал патриарха. Первосвятителя, приходившего славить праздник, Государь принимал большею частию в Золотой палате. Это была средняя палата во дворце, богато украшенная стенной живописью.

Приняв патриарха, Государь вместе с ним шествовал к Государыне. Их сопровождала большая свита: бояре, окольничие, думные дворяне и проч. и проч. Царица встречала их в своей Золотой палате, также украшенной бытейским письмом, сообразно назначению палаты. Там можно было видеть изображения святой царицы Елены при обретении ею животворящего Креста Господня, крещение великой княгини Ольги, дочери Иверского царя Александры — победительницы персов... Свиту государыни составляли мамки, дворовые и приезжие боярыни, которые поддерживали ее под руки. Сперва христосовался с Царицей Государь. Затем патриарх, митрополиты и епископы благословляли ее святыми иконами. Высшие сановники целовали у царицы руку, ударив челом.

Между тем время шло, начинался благовест к ранней литургии. Раннюю литургию Государь слушал в дворцовой церкви, в тесном семейном кругу, но к поздней снова выходил в Успенский собор, и также во всем блеске своего сана, также в сопровождении огромной свиты светских чинов. Возвратившись домой после поздней обедни, Государь прямо шествовал уже в покои Царицы и жаловал расписные яйца мамкам, казначеям, комнатным служителям и служительницам и низшим дворовым чинам.

До сих пор все обряды и действа, которыми сопровождалось празднование Великого дня, происходили при блеске золота и самоцветных камней, при всем величии державного хозяина Русской земли. Но вот картина меняется: Государь среди несчастных колодников... Да, в этот Великий день не должно было забывать ни об одном несчастном. «Господь воскрес и для вас!» — говорит великий Государь, раздавая дары в тюрьмах и застенках и приказывая «яств им давать по части жаркой, по части вареной, по части бараньей, по части ветчины; а каша из круп фешневых, пироги с яйцы или мясом, что пристойнее; да на человека ж купить по хлебу да по калачу двуденежному», да вина и меда... Но этого мало: в царицыной Золотой палате готовился стол для нищей братии... Так Государь проводил Великий день, едва находя время для отдыха.

Но не только первый день — всю Светлую неделю Царь и Царица посвящали посещениям ближних и дальних обителей и щедрой раздаче милостыни нищим и увечным.

Следуя примеру Государя, православный народ столь же торжественно встречал Великий день Светлого Воскресения. Во всех боярских, купеческих и вообще более или менее зажиточных домах задолго начинались приготовления к празднику. Затирали мартовские квасы, пенистую брагу, варили мед-липец, красили яйца, готовили разнообразные кушанья. Столы, полки, лавки — все уставлялось грудами разноцветных яиц, куличами и пасхами. Многое из этих запасов предназначалось для тех, кто имел несчастье встретить Великий день в острогах и тюрьмах. Значительные суммы ассигновались на выкуп должников, чтобы они могли со своими семьями разделить радость Великого дня. Но с особенной заботливостью нащи предки возобновляли к празднику благолепие святых икон, чистили на них ризы, чтобы ярче сияли, украшали цветами и свежими вербами и озаряли новыми лампадами. Излишне добавлять, что и весь дом приводился в порядок, чтобы все напоминало о светлой радости Великого дня.

Ночь перед праздником обыкновенно проводили без сна. Задолго до заутрени храмы уже наполнялись народом. Оставшиеся дома молились, затеплив лампады, и поджидали, пока возвратившиеся из храма возгласят радостное приветствие: «Христос воскресе!» Разговевшись и отдохнувши, все считали своим долгом побывать у вечерни. Но и дома дела было немало: в Великий день нищая братия свободно являлась в дома, где оделяли съестными припасами, с пожеланием разговеться в радости и святости. Блаженные, юродивые, трясучки, хромые, подпоясанные вервием, с толстыми посохами в руках для многих в этот день были желанными гостями...

Светлая неделя справлялась весело. Качели, катание яиц, разные игры — вот чем занималась молодежь, но более всего любили звонить вовсю на колокольнях. А те, у кого на сердце тяжелым камнем лежала горькая утрата, удалялись от шума городского на кладбища, где над могилками справлялось молебное пение, а порой и горькое причитание... Но и кладбище в эти дни больше говорило о жизни: слышался шелест распускающихся ветвей, всюду чуялось близкое пробуждение жизни, и среди молитв чаще всего раздавалось радостное: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
*Рома

Просфора́ (греч. προσφορά — приношение, мн. ч.: про́сфоры), просвира́ — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время проскомидии живых и мёртвых.

Своим происхождением просфора уходит в глубокую древность. В Ветхом Завете упоминается заповедь о принесении хлеба в жертву: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев.7:13). В скинии Моисея находились хлеба предложения (пресные), состоящие из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и человеческое.
ПРОСФОРА: ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ХЛЕБ.

Фоторепортаж Валентины Свистуновой

В просфорне Ново-Тихвинского монастыря я оказалась случайно и тут же окунулась в совершено иную жизнь. Тишина. Изредка слышится негромкое обсуждение работы и молитва. Иногда и молитвы не слышно. Я угадываю ее по движению губ, вглядываюсь в лицо схимонахини, замешивающей тесто. Я ловлю себя на том, что повторяю молитву вслед за сестрами. Здесь нет никакой суеты и спешки. И пусть я не участвую в процессе, а только щелкаю затвором камеры, но я уверена: тесто подойдет, ничего не сгорит и все будет готово вовремя.

Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Чтобы приготовить тесто для просфор и хлебов, просфорницы встают раньше всех в монастыре, в пять часов утра. Перед послушанием они молятся преп. Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам. Тесто для просфор делается из пшеничной муки, замешанной на воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Несколько раз тесто пропускается через раскаточную машинку.

Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Сформированные из теста просфоры и хлеба накрывают полотняной салфеткой и клеенкой, чтобы они не пересохли. Теперь нужно внимательно следить за тем, чтобы вовремя открыть их — «перестоявшие» хлеба теряют форму и вкус.

Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Просфора состоит из двух частей: во образ двух естеств Господа Иисуса Христа — Божественного и человеческого. На верхней части просфоры печатью изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC XC и греческого слова NIKA, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих.

Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Средняя четырехугольная часть просфоры — агнец. Агнец вырезается священнослужителем во время богослужения и в самый торжественный момент литургии таинственно прелагается в Тело Христово.

Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. Когда просфоры стоят в печи, сладкий медовый запах смешивается с ароматом свежеиспеченного хлеба. Перед выпечкой просфоры несколько раз протыкают, чтобы
выпустить лишний воздух, иначе верхняя часть, на которой напечатано имя Господне или лик святого, может потерять форму. А ведь это маленькая икона! У искусных просфорниц просфоры получаются идеально ровными, мягкими и немного сладкими на вкус, хотя сахара в них совсем нет.

Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Просфора в переводе с греческого значит «приношение». Во времена раннего христианства верующие выпекали просфоры дома, чтобы затем принести в церковь как дар. Принося просфоры, прихожане просили помянуть своих живых и усопших родственников. Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются в Святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих».
По традиции после богослужения просфоры раздаются верующим. Едят просфоры натощак.

Церковные традиции, артос, пасхальные куличи, просфоры и освящение пасхи

Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?
По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора — хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.
*Рома

Тесто для просфор

Берут 1 кг 200 г муки высшего сорта. На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, на-ливают немного святой воды, высыпают 1 фунт (400 г) муки, обливают кипятком (для придания просфорам сладости и большей стойкости про-тив эаплесневения) и перемешивают.
После охлаждения в эту же посуду добав-ляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г). Все тщательно перемешивают, накрывают. Через 30 минут добавляют оставшу-юся муку (2 фунта), снова все месят. Когда тесто подойдет (через 30 минут), вы-ложить его на стол, хорошо натереть, раскатать скалкой листами нужной толщины, порезать фор-мами на кружки (для нижней части форма по-больше), подправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдержи-вают 30 минут.
На меньшую, верхнюю, часть ставят печать. Соединительные части смачивают теплой во-дой. Верхнюю часть кладут на нижнюю, прока-лывают обе части иглой, чтобы просфоры не по-лучились с пустотами. Затем просфоры выкла-дывают на противень и пекут в печи до готов-ности (малые – 15 мин., служебные – 20 мин.).
Готовые просфоры вынимают на стол, по-крывают сухим полотенцем, затем мокрым, опять сухим, и сверху – чистым, специально для этого приготовленным, одеялом.
Просфоры «отдыхают» 1 час. Когда они ста-нут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда более ничего, кро-ме просфор, не кладется.
*Рома

Печь просфоры – дело непростое. Процесс очень деликатный; влияет буквально все, даже настроение. Очень важно, чтобы помещение было теплым и БЕЗ СКВОЗНЯКОВ. Хорошо, если есть что-нить типа расстоечного шкафа.

Ингридиенты:
мука
соль
дрожжи
вода
святая вода

Пропорция – достигается опытным путем, т. к. зависит от качества муки (клейковина), дрожжей, влажности и температуры воздуха. У нас довольно жаркий и очень влажный климат, дрожжи и мука не очень качественные. Мы ложим на 2 стакана муки 1/2 чайн. ложки соли, чайную ложку дрожжей, 1/2 стакана воды (вкл. и святую воду).

Есть два типа просфорного теста – на опаре и без. Мы готовим без опары. Тесто замешивается, накрывается и ставится в теплое место. Когда тесто подошло, замес повторяется. После повторного подхода тесто опять замешивается и раскатывается. МУКА БОЛЬШЕ НЕ ДОБАВЛЯЕТСЯ!!! При раскатке нужно обращать внимание на удаление воздуха из теста. После этого формой вырезаются низы. Они раскладываются на протвене, смазанном воском (от свечей), так, чтобы был расчет на подход теста. Если это просфоры служебные, то расстояние между низами может быть до 2 см. Протвень устанавливается в расстоечный шкаф или в очень теплое место (но не горячее). Затем делаются верхи (печати). Они тоже укладываются на протвень с припуском на доход теста. И из низов, и из верхов нужно удалять воздух (воздушный пузырь прокалывается металлической спицей, выдавливается воздух и спица вынимается). Когда низы дойдут, протвени вынимаются и происходит подготовка к накладке верхов на низы. Место соединения смазывается теплой водой (для лучшей склейки). Каждый низ формируется (подравнивается, сглаживается, приплюснывается и пр.) После накладки просфора подравнивается, делается вышеупомянутой спицей 4-5 сквозных прокола (сверху вниз) и протвень с просфорами ставится в печь. Очень важно НЕ МЕШКАТЬ!!! Иначе будет результат плачевный. Если тесто перейдет, его уже спасти невозможно.

Печь просфоры нужно при невысокой температуре. Тепло д. быть и сверху, и снизу. Мы печем при 225° (только не знаю, по Цельсию или по Кальвину :-); кажется, по Фаренгейту...). Высокая температура просфоры припекает, низкая – недопекает. Если тепло в печи распространяется неравномерно, нужно протвень переворачивать.

Испеченные просфоры нужно накрыть и дать остыть естественным образом. После полного остывания их можно хранить в морозилке. Доставать оттуда нужно за 2-3 часа до проскомисания.

Тесто для Просфор не-служебных делают с несколько большим количеством дрожжей и оно не такое крутое (в полном смысле слова :-)) как для просфор служебных. Бывает, что тесто выходит несколько жидковатое (несколько! не жидкое, а чуток липкое). Лишнюю жидкость можно выгнать «руками» (мять-мять-мять-мять...)

Если один раз просфоры получились, а в другой, при таких же условиях – нет, то виноваты те тонкости, которые я упомянул: сквозняки (!!! – жуткий бичь просфор), прохладная температура в помещении, недоход-переход теста, плохое настроение... Короче, свалить есть на что :-))

Вот так, вместо ответа на вопрос о рецепте теста описал весь процесс, как он происходит на другом конце земного шара. Если что не так – имейти в виду, мы тут вверх ногами ходим
*Lenhcik
а можно ли печь просфоры дома, не противоречит ли это церковным канонам?
*RybkA
Цитата: Lenhcik

а можно ли печь просфоры дома, не противоречит ли это церковным канонам?
А зачем? Какой смысл?
Интересно было почитать... Это всё-таки секреты церковные.
А я почему-то всегда считала, что тесто для просфор на закваске делается.
*Верная
Прочитала и нахлынули воспоминания детства.... Как я маленькая и выглядываю на дорогу, когда уже придет моя бабушка с церкви и принесет мне «просфирку»-так она называла просфору. Такими вкусными они для меня были. Да и сейчас забегая в церковь покупаю.
*Sens
Цитата: Lenhcik

а можно ли печь просфоры дома, не противоречит ли это церковным канонам?
можно
так когда-то и было. На Украине и сейчас в некоторых местах просфоры пекутся дома, приносятся в церковь, где покупаются желающими подать их (просфоры) на проскомидию.
*MariV
Как поздравить души близких с Великим Праздником

Подходят к концу дни трагичной Страстной Седмицы. Приближается главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, выпадающая в этом году на 4 апреля. Пасха – это Торжество Торжеств, Пасха – это Победа над Смертию, Пасха – Величественное Доказательство нашей будущей встречи с усопшими. Ведь Воскресение – смысл и основание христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14), говорит Апостол. Вдумаемся в эти слова. И действительно, если Воскресения Христа не было, то как нам надеяться на воскресение! Но Христос Воскрес. И об этом есть множество исторических и научных свидетельств, которые бесспорно доказывают этот факт.

Откуда же взялось слово «Пасха»? Оно пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Празднование Пасхи в христианстве имеет свои многовековые и полные смысла традиции. К сожалению, в последние несколько десятилетий на территории бывшего СССР они сильно искажались (хотя и раньше они в некоторых местностях искажались, но имели определенную целесообразность). Об этом можно узнать подробнее в замечательном интервью игумена Феодора (Яблокова), которое очень рекомендуем прочитать. Многие из нас еще с советских времен помнят обычай посещения кладбищ в день Христова Воскресения. Однако не все задумываются о том, насколько это соответствует духу православной веры. Данный искаженный обычай празднования Пасхи возник вследствие того, что церковь в СССР переживала трудные времена, когда посещение храма не приветствовалось безбожными властями, большинство храмов было закрыто и поругано, а за посещение храма можно даже было лишиться работы. В этот тяжелейший период далеко не все решались открыто заявлять о своей вере. Поэтому сложилась практика в Пасху, вместо церковной службы, приходить на кладбище и здесь, рядом с родными крестами, поздравлять друг друга с праздником, размышлять о великом событии Воскресения Христова. Кроме того, посещение кладбища было неким соприкосновением с чем-то мистическим, загадочным, поэтому посещение его на Пасху превратилось в своеобразную духовную отдушину для людей, выросших подчас в почти неверующих семьях. Так что этот обычай был вынужденным ответом на те внешние условия, в которых находились советские люди верующие в Бога.

Те времена прошли, а этот обычай не только выжил, но и превратился в еще более ужасный. Теперь, вместо празднования и отдыха в этот Великий Праздник, множество людей не только устремляются в Пасху на кладбища, но и еще... убирают могилы, а некоторые доходят до того, что устраивают откровенные языческие тризны с выпивкой на могилах. Такое «празднование» не только пренебрежение традициями православия, но и полное игнорирование смысла самого Праздника. Ежегодно богословы и высшие церковные иерархи предупреждают об опасности такого губительного «празднования», но судя по тому количеству людей, которые встречают Пасху на кладбище, их не очень слушают. Необходимо добавить, что празднование Пасхи на могилах является большим грехом. Такое посещение могил не приносит никакого утешения душам усопших, но зато очень вредит душам самих «празднующих».

Как же поминать близких на Пасху? По традиции Православной Церкви поминовение усопших от Великого Четверга (в этом году 01 апреля) до конца Светлой седмицы (т. е. недели, в этом году 11 апреля), кроме как на литургии, не совершается. Для поминовения усопших Церковью установлен особый день – Радоница (в этом году Радоница выпадает на 13 апреля). В этот день в храме на утреннем богослужении надо молиться о душах близких людей. После утреннего богослужения в храме служится Панихида (также паннихида; парастас; греч. μνημόσυνο; от греч. παννυχίς — «всенощная») — исторически принятое в русском православии название заупокойного чинопоследования. На ней тоже надлежит молиться о душах. И только после окончания богослужений верующие могут ехать на кладбище и совершать там заупокойные литии (но не есть и не пить на могилах!).

И, конечно, во время празднования Пасхи самое важное – сохранять духовную чистоту, не ругаться, не драться, не спорить, стараться не осуждать.

Если же Вы хотите соединиться в молитве с душами своих близких в Пасхальную неделю, то для этого надо идти не на кладбище, а в храм Божий, на Божественную Литургию, во время которой вся Церковь Христова – и земная, воинствующая, и небесная, торжествующая – славят Воскресение Христово и возглашают по вселенной: «Христос Воскресе!».
Материалы из сайта 🔗
*Рома
Сошествие Благодатного Огня с Храме Гроба Господня. Иерусалим 03.04.2010 год


Все рецепты

Масленица 2021

Еще рецепты блинов
* *

Новые сообщения