Ираклий Андронников, «колдун, чародей, чудотворец, кудесник» русской словесности

Андроников (Андроникашвили) Ираклий Луарсабович [р. 15(28).9.1908, Петербург], русский советский писатель, литературовед. Член КПСС с 1949. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), доктор филологических наук (1956). С 1935 выступает с собственными устными рассказами, в которых создаёт «портреты» писателей, артистов и др., часто юмористически окрашенные. А. много сделал для изучения жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, которому посвящены его основные литературоведческие работы. В полубеллетристических произведениях А. стремится воссоздать самый процесс архивных и текстологических разысканий («Загадка Н. Ф. И.», 1938; «Тагильская находка», 1956, и др.). Известен также своими выступлениями по телевидению и радио. Государственная премия СССР (1967). Награжден 2 орденами.


Ираклий Андронников, «колдун, чародей, чудотворец, кудесник» русской словесности

Отец — присяжный поверенный, в апр. 1917 назначенный Временным правительством секретарем уголовного депортамента Сената. В 1918 отец был приглашен читать курс истории философии в Тульском пед. институте, куда вслед за ним отправилась вся семья.

В 1921 Андрониковы переехали в Тифлис, где в том же году Андроников окончил школу. Летом 1925 поступил в Петрогр. ун-т на ист.-филологический факультет и на словесное отделение Институа истории искусств. В этих вузах занимался историей языка и литературы у Б. М. Эйхенбаума, В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Г. А. Гуковского, В. В. Виноградова, Л. В. Щербы; слушал историю у А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова, Е. В. Тарле (см. т. 2). К этим годам относится знакомство, перешедшее в дружбу с Ю. Н. Тыняновым, для к-рого Андроников "добывал <...> справки в Публичной библиотеке, а он читал <...> страницы новых своих исследований и «посвящал» <...> в пушкинскую эпоху". Во второй половине 1920-х любовь к музыке стала преобладать над литературными интересами, и по протекции И. И. Соллертинского Андроников поступил лектором в Ленинградскую филармонию.

Как говорил сам Ираклий Луарсабович: «Я бегал из Института рыбной промышленности в медицинский, из педагогического — в Театр юного зрителя, из Товарищества художников — в клиническую больницу, в Общество по распространению знаний».

Опыт оказался неудачным, и в 1930, после окончания ун-та, получив специальность "литработника с журнально-газетным уклоном", Андроников был принят секр. в юморист. журн. "Еж" и "Чиж".

В янв. 1934 Андроников подал прошение о зачислении в группу науч.-массовой работы ПБ и с 1 февр. принят в сектор обслуживания на должность библиотекаря 1-го разряда на половину раб. дня. В связи с реорганизацией структуры в мае переведен в КБС, где выполнял обязанности библиографа рус. отметки.

20 ноября уволился из Библиотеки "согласно заявлению" и зачислен "внештатным без вознаграждения консультантом по издательским делам". Знание фондов Б-ки, в том числе и архивных, впоследствии не раз помогало в дальнейших исследованиях. На основании материалов архива им были написаны статьи "Пензенский учитель Хохряков" и "Первый биограф", повествующие об истории собирания В. Х. Хохряковым рукописей Лермонтова и передачи их в ГПБ в 1869 г. В сер. 1930-х был приглашен И. С. Зильберштейном на место ленинградского представителя изд. "Лит. наследство" (редакция находилась в Москве). Тогда же начал работать вместе с Б. М. Эйхенбаумом над комментариями к соч. М. Ю. Лермонтова, в основном в архиве и библиотеке Пушкинского Дома.

К 1935 относится первое публ. выступление в качестве чтеца, состоявшееся в Москве. В 1936 в "Тр. Тифлис. государственного университета" (вып. 1) появилась первая ст. Андроников "К биографии М. Ю. Лермонтова", где устанавливалось, что большой юношеский цикл стихов поэта был посвящен Н. Ф. Ивановой. Переработанная в художественной форме, эта статья стала основой рассказа "Загадка Н. Ф. И." (Пионер. 1938. № 2), повествовавшего о приключениях литературоведа.

Уже первые работы Андроников определили особенности его метода: изучение художественного текста, анализ документов и поиск новых, встречи с потомками современников Лермонтова, обращение к материалам част. лиц. Были установлены новые биографические факты, найдены два неизв. стихотворения Лермонтова и портр. Н. Ф. Ивановой.

Продолжением этой работы стало исследование драмы "Странный человек" с точки зрения ее автобиографической основы и идейно-художественного содержания В книге "Жизнь Лермонтова" (1939) была установлена связь романа "Вадим" с событиями пугачевского восстания в Пензенской губ., получившая развитие в статье "Лермонтов в работе над романом о пугачевском восстании" (Лит. наследство. 1948. № 45/46).

В день начала Великой Отеч. войны в газ. "Правда" были опубликованы его размышления по поводу стихотворения "Бородино", с привлечением новых материалов. К тому времени Андроников работал на юбилейной выст. Лермонтова в Москве, а затем перешел на работу в Литературный музей. В янв. 1942 назначен литсотрудниклм в газ. "Вперед на врага" и направлен на Калининский фронт.

В 1947 защитил канд. дис. на тему "Разыскания о Лермонтове". Ее продолж. стала монография "Лермонтов в Грузии в 1837", защищенная в 1956 в МГУ как докторская диссертация. В этом исследовани были выяснены многие обстоятельства, сопровождавшие службу Лермонтова в Нижегородском полку, изучены его связи с грузинской культурой. Андроников доказал, что "Демон", "Мцыри", "Дары Терека", "Казачья колыбельная песня", "Спор", "Тамара" и "Свиданье" созданы под впечатлением живой действительности и вобрали в себя народные преданья, легенды и песни.

7 июня 1954 состоялось первое выступление Андроникова по телевидению с циклом устных рассказов. Эта сторона деятельности Андроников получила высокое признание, и в 1959 ему было присвоено звание заслуж. деятеля искусств.

Результатом дальнейших литературоведческих изысканий Андроникова стала книга "Лермонтов. Исследования и находки" (1964), получившая в 1967 Гос. премию СССР и выдержавшая несколько изданий. В ней много места уделено истории создания стихотворения "Смерть поэта", исследованы связи Лермонтова с кругом друзей и знакомых Пушкина, тщательно рассмотрены док., связ. с дуэлью Лермонтова. Кроме того в книге большое место занимает публикация архивных материалов, в т. ч. автографов из арх. Андроников М. Верещагиной-Хюгель, и неизвестных ранее стихотворений Лермонтова "Один среди людского шума", "Послание".

Огромную популярность и известность Андроников получил как талантливый рассказчик и популяризатор творчества Лермонтова. В дальнейшем Андроников много времени уделял работе в кач-ве ред., автора вступительных статей и комментариев к соч. Лермонтова.


Ираклий Андронников, «колдун, чародей, чудотворец, кудесник» русской словесности

(по материалам сайта БиографГуру)

Библиография
- «К биографии М. Ю. Лермонтова» (1936)
- «Жизнь Лермонтова» (1939)
- «Лермонтов. Новые разыскания» (1948)
- «Рассказы литературоведа» (1949)
- «Лермонтов» (1951)
- «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (1952)
- «Лермонтов в Грузии в 1837 году» (1955)
- «Тагильская находка» (1956)
- «Рассказы литературоведа» (1956)
- «Личная собственность» (1960)
- Сборник «Я хочу рассказать вам...: Рассказы, портреты, очерки, статьи» (1962)
- «Лермонтов. Исследования и находки» (1964)
- «Рассказы литературоведа» (1969)
- Собрание устных рассказов (1975)
- Великая эстафета: Воспоминания. Беседы (1975)
- Избранные произведения в 2 томах (1975) Том 1. Том 2.
- «Лермонтов: Исследования и находки» (1977)
- Собрание сочинений в 3-х томах (1980—81)
- «А теперь об этом: Рассказы, портреты, статьи» (1981)
- Сборник «Всё живо»: Рассказы, портреты, воспоминания (1990)

Титулы, награды и премии
* Доктор филологических наук (1956)
* Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959)
* Заслуженный деятель искусств ГССР
* Государственная премия СССР (1967)
* Ленинская премия (1976)
* Народный артист СССР (1982)
* Малая планета 2294 Andronikov названа в честь И. Л. Андроникова


Ираклий Андронников, «колдун, чародей, чудотворец, кудесник» русской словесности

Похожие темы


Рома
Ираклий Андроников. Первый раз на эстраде
 
Год выпуска: 1971 Страна: СССР Жанр: Документальный фильм. Искусство устного рассказа
Продолжительность: 01:04:43 В ролях: Ираклий Андроников

Описание:... Минуло еще несколько лет. И вот один из солидных московских журналов решил посвятить моим устным рассказам обстоятельную статью. Писать ее захотел известный и очень талантливый критик Владимир Борисович Александров. Но познакомиться с моими рассказами редколлегия могла только в моем исполнении, поскольку я их не пишу, а передаю на память и каждый раз несколько по-другому. Решили позвать меня на заседание редакционной коллегии. И я несколько часов исполнял перед нею мой тогдашний репертуар. Смеялись. Потом Александров спросил:

- До того, как вы вышли впервые на эстраду со своими рассказами, вы когда-нибудь выступали публично?
 
Ах, зачем он задал мне этот вопрос! Он отнял у меня радость жизни! Дрожащим голосом, оправдываясь, стыдясь, я стал рассказывать эту историю. Никто не улыбнулся. Да и нечему было.

- История грустная,- сказал Александров.- Простите, что вызвал вас на это воспоминание.

Это было зимою 1940 / 41 года.
Наступила весна. Вышел журнал. И я с величайшим удивлением узнал из долгожданной статьи, что лучший из рассказов Андроникова - о том, как он провалился.
Я пришел в ужас! Такого рассказа у меня не было. Я просто вспоминал тогда подробности своего несчастья.
Но журнал-то прочел не один я. Прочли и те, кто ходил на мои концерты. И вот несколько дней спустя в Коммунистической аудитории МГУ мне подали на эстраду записку:

«Расскажите, как вы в первый раз выступали с эстрады».

Я спрятал записку в карман и собрался уже объявить что-то другое, когда какой-то пожилой человек прямо с места спросил:
- Что вы убрали в карман? Что там написано?
 
Я сказал: - Меня просят исполнить рассказ, а у меня нет такого.

- Какой рассказ?

- О том, как я первый раз выступал на эстраде.

- Простите, такой рассказ есть: Александров пишет о нем.

И вдруг весь зал начал требовать:
- Первый
раз
на
эст
ра
де!

Что было делать! Оставалось либо уйти, либо исполнить требование. Но как? Оправдываться? Вызвать жалость?
Стыдиться? Сетовать на судьбу? Нет, Я решил рассказать эту историю весело, взглянув па нее другими глазами.

И в ту же минуту начал, как и сейчас начинаю: «Основные качества моего характера с самого детства - застенчивость и любовь к музыке. С них все и началось...»
Рассказ сложился под хохот аудитории. Рассказывал я так, как и теперь рассказываю, как рассказывал с небольшими отклонениями все тридцать лет. И все же после концерта оставалась горечь в душе. Успокоился я только в тот вечер, когда исполнил этот рассказ в Ленинграде с эстрады того самого Большого бело-колонного зала, на которой я тогда провалился. И слушала меня ленинградская публика, в том числе постаревшие оркестранты, которые в тот злополучный вечер играли Танеева...
 
Недавно впервые попробовал записать эту историю - посмотреть, как она выглядит на бумаге.
Записал. И решил напечатать

111 - 1638505 play thumbnailUrl 111
111 - 1415091516
True
2014-11-04T11:58:36+03:00
embedUrl

Рома
Ираклий Андроников

Загадка Н. Ф. И.

Я не могу ни произнесть,
Ни написать твое названье:
Для сердца тайное страданье
В его знакомых звуках есть;
Суди ж, как тяжко это слово
Мне услыхать в устах другого.

Лермонтов


ТАИНСТВЕННЫЕ БУКВЫ

На мою долю выпала однажды сложная и необыкновенно увлекательная задача. Я жил в ту пору в Ленинграде, принимал участие в издании нового собрания сочинений Лермонтова, и мне предстояло выяснить, кому посвятил Лермонтов несколько своих стихотворений, написанных в 1830 и 1831 годах.

В этих стихотворениях семнадцатилетний Лермонтов обращается к какой-то девушке. Но имени ее он не называет ни разу. Вместо имени в заглавиях стихотворений, ей посвященных, стоят лишь три начальные буквы: «Н. Ф. И.». А между тем в лермонтовской биографии нет никого, чье имя начиналось бы с этих букв. Вот названия этих стихотворений: «Н. Ф. И.», «Н. Ф. И.... вой», «Романс к И...», «К Н. И...» Читая эти стихи, нетрудно понять, что Лермонтов любил эту девушку долго и безнадежно. Да и она, видимо, сначала любила его, но потом забыла, увлеклась другим, и вот оскорбленный и опечаленный поэт обращается к ней с горьким упреком:
 
Я недостоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем.
В те дни, когда любим тобой,
Я мог доволен быть судьбой,
Прощальный поцелуй однажды
Я сорвал с нежных уст твоих;
Но в зной, среди степей сухих,
Не утоляет капля жажды.
Дай бог, чтоб ты нашла опять,
Что не боялась потерять;
Но... женщина забыть не может
Того, кто так любил, как я;
И в час блаженнейший тебя
Воспоминание встревожит! -
Тебя раскаянье кольнет,
Когда с насмешкой проклянет
Ничтожный мир мое названье! -
И побоишься защитить,
Чтобы в преступном состраданье
Вновь обвиняемой не быть!


Значит, эта девушка понимала Лермонтова, была его задушевным другом. Кто-то, видимо, даже упрекал ее за сочувствие к поэту...

Я не знаю, почему Лермонтов ни разу не написал ее имени. Я не знаю, почему за сто лет эту загадку не удалось разгадать ни одному биографу Лермонтова. Я знаю только одно, что в новом издании сочинений Лермонтова надо сделать точное и краткое примечание: «Посвящено такой-то». И я принялся за работу.




111

Наталия Федоровна Иванова.
С портрета, рисованного художником В. Ф. Биннеманом.
Портрет сохранился среди вещей X. С. Арсеньевой.

Нежный, чистый овал. Удлиненные томные глаза. Пухлые губы, в уголках которых словно спрятана любезная улыбка. Высокая прическа, тонкая шея, покатые плечи... А выражение лица такое, как сказано в одном из лермонтовских стихотворений, ей посвященных:

С людьми горда, судьбе покорна,
Не откровенна, не притворна...


В последний раз обращается Лермонтов к Н. Ф. И., чтобы навсегда с ней расстаться. С какой горечью говорит он ей о двух протекших годах! И с какой гордостью - о своем вдохновенном труде, с какой верой в великое свое предназначение! Вот они, эти стихи на разлуку:
 
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Я горд! - прости - люби другого,
Мечтай любовь найти в другом:
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил -
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец! - лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал; -
Такой души ты знала ль цену? -
Ты знала: - я тебя не знал! -

Вот и конец истории этой любви. А вместе с ней - долгой истории поисков.


111

Фрагмент страницы из лермонтовской тетради.
Черновой автограф стихотворения
«Я не унижусь пред тобою...»

Полностью текст рассказа-повествования можно прочитать здесь

Рома
Мое первое знакомство с Ираклием Андронниковым состоялось случайно. Рылась на книжном развале на столе библиотеки, и наткнулась на его книгу, довольно-таки растрепанную, довольно-таки большого размера и объема, цвета беж... Повертела в руках, почитала и заинтересовалась содержанием и черно-белыми фото и картинками - понесла домой читать. Вобщем, прочитала я книгу практически за несколько дней

Дальше - больше! И уже стала целенонаправленно искать его книги, слушать его передачи-лекции. Разыскала в инете и заказала его книги, его знаменитую серию «Ираклий Андронников рассказывает», зачитала до корки. Очень интересный рассказчик - как будто с ним в живую общаешься, хотя понимаешь, что это только страницы книги.

И сегодня еще можно встретить его книги в продаже:

Ираклий Андроников. Избранные произведения в 2 томах (комплект)

Я хочу рассказать вам...

И можно еще на Ю-тубе прослушать его рассказы и лекции - живое общение завораживает!

В сентябре месяце исполнилось 106 лет со дня рождения Ираклия Андронникова, но и сегодня воспринимается он как современник!

Лучше К. Чуковского о нем не скажешь:
В справочнике Союза писателей кратко сказано, что Андроников Ираклий Луарсабович — прозаик, литературовед, и только. Если бы я составлял этот справочник, я раньше всего написал бы без всяких покушений на эксцентрику:
Андроников Ираклий Луарсабович — колдун, чародей, чудотворец, кудесник. И здесь была бы самая трезвая, самая точная оценка этого феноменального таланта. За всю свою долгую жизнь я не встречал ни одного человека, который был бы хоть отдаленно похож на него. Из разных литературных преданий мы знаем, что в старину существовали подобные мастера и искусники. Но их мастерство не идет ни в какое сравнение с тем, каким обладает Ираклий Андроников. Дело в том, что, едва только он войдет в вашу комнату, вместе с ним шумной и пестрой гурьбой войдут и Маршак, и Качалов, и Фадеев, и Симонов, и Отто Юльевич Шмидт, и Тынянов, и Пастернак, и Всеволод Иванов, и Тарле. Всех этих знаменитых людей во всем своеобразии их индивидуальных особенностей художественно воссоздает чудотворец Андроников



Интересное в разделе «Этюды о вкусном и интересном»

Пасхальные блюда

Новое на сайте