Подготовка к школе...

Математические игры с детьми 2-5 лет

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в мире чисел, величин, измерений и логики, ему нужно знать по собственному опыту, что означает фактическое количество, скажем, пяти яблок, сахара в чайной ложке и жидкости в стакане, что такое физическая длина дистанции и вес окружающих предметов и т. д. Изучая свое окружение, ребенок составляет в голове собственную карту мира, которая в уменьшенном масштабе включает в себя соотношение его объектов и форм. В мире каждый из предметов соединяется с другим, наподобие паззла: ключ подходит к замочной скважине, а крышка всегда ровно закроет только подходящую по размеру кастрюлю.

Игры, о которых будет рассказано в этой статье, помогут вашему малышу приобрести прочное основание математических знаний и понимание логических и математических законов мира. Главное понятие, которое малыш должен освоить в результате математических игр - «множество». Другие, более простые концепции для освоения таковы: «больше», «меньше», «пустой», «одинаковый», «отличный», «целое», «половина», «часть», «число», «количество», «время», «длинный», «короткий», «тяжелый» и др. В процессе занятий наблюдайте за поведением ребенка. Вы поймете, что малыш на пути к начальным математическим знаниям, если он:

* пытается считать,
* обращает внимание на присутствие дополнительных объектов;
* замечает отсутствие ранее присутствующих объектов;
* делит на части (доли) и распределяет;
* предугадывает результат действия, которое он уже выполнял раньше в похожих условиях;
* группирует предметы по нескольким признакам;
* понимает объект и число как единое целое;
* играет с цифрами и использует их в игре, так же как и другие привычные ему понятия.

ИГРЫ В ВАННОЙ
Даже просто купаясь в ванной, дети получают возможность исследовать ценные математические факты. Все, что вам нужно делать – предложить интересные задания и эксперименты, а также время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению. Спросите его, например: «Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?». В играх с водой малыш освоит, что значит «полный» и «пустой», «объем», «глубина», «плотность материала» и т. п.
Для игр с водой вам пригодятся губки разных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть (игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камушки, ракушки), воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.
Все игры в ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положите пластиковый контейнер на воду. Начинайте играть в погрузку тяжести на корабль. Положите в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружайте вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объясните ребенку, почему он пошел ко дну. Покажите, как падают на дно тяжелые предметы: камушки и ракушки. Вспомните, как видели летом на дне речки разнообразные камни.
Попробуйте также поиграть с губками: покажите ребенку, как можно набирать в губку воду и выжимать ее в баночку со шкалой миллилитров. На баночке выделите маркером какое-нибудь одно деление, например, 100 мл. Попросите ребенка наполнить баночку до уровня этой отметки. Затем перелейте это количество в стакан. Обсудите с малышом, что, оказывается, он налил в баночку ровно полстакана воды. Отметьте фломастером на стакане уровень воды. Теперь спросите малыша: «Как ты думаешь, если я наклоню стакан, так, будто я собираюсь вылить из него воду, как будет выглядеть вода в нем?» Попросите его нарисовать линию, где предположительно будет вода. Затем наклоните стакан и наблюдайте вместе с ребенком, где на самом деле оказалась вода. Попросите его отметить линию там, где он ее увидел. Теперь попросите ребенка догадаться, как будет выглядеть вода, когда стакан будет вновь прямо поставлен на стол. Затем поставьте стакан. Не в коем случае не объясняйте малышу происходящего, если он думает, что вода будет выглядеть как прежде. Кажется, что это – очень простое упражнение и что ребенок будет отвечать правильно, ведь он смотрел на стакан с жидкостью много раз. Но одно дело смотреть, а другое видеть. Если вы специально обращаете внимание, ребенок начинает видеть то, что раньше не замечал, не фиксировал. Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.
Еще одну интересную игру можно провести с двумя контейнерами разной формы. Один должен быть широким и с низкими стенками, второй, наоборот, узким и с высокими стенками. Дайте малышу ту же мерную баночку, налейте в нее покрашенную воду до выделенной отметки. Попросите малыша вылить воду из баночки сначала в один контейнер, а затем в другой. Спросите его: «Как ты думаешь, в высоком контейнере больше или меньше воды, чем было в низком? Почему ее там стало больше, ты туда налил больше?» Не объясняйте ребенку, что количество осталось прежним, каким и было в мерной баночке. Ребенок должен экспериментировать и приходить к правильному ответу самостоятельно! Попробуйте эту же игру через несколько месяцев и оцените результаты.
В таких играх главное помнить, что интерес ребенка к исследованиям зависит и от вашей изобретательности. Чем больше экспериментов и замечательных открытий вы сделаете, тем больше ребенок узнает о свойствах воды и различных материалов.

ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ
Научить детей пониманию времени и его свойств (длительности, необратимости) непросто – дети всегда живут в настоящем. Однако можно физически показать движение времени, временную последовательность процессов, что сделает усвоение этого понятия более простым.
К примеру, проведите с ребенком такую игру. Возьмите веревочку, наденьте на нее крупную бусину и натяните вдоль книжной полки малыша. Прикрепите к полке скотчем несколько кусочков бумаги с названиями знакомых обозначений времени. Это могут быть «время завтрака», «время обеда», «время отдыха», «время занятий (укажите конкретные)", «время ужина», «время купанья», «время сна». Дайте ребенку задание: передвигать бусину – указатель времени – вдоль линии, по мере того как будет проходить день. После того как вы один раз введете этот обычай, вы сможете через время усложнить его, и написать вместо названий числовые значения времени.

ИГРЫ НА КУХНЕ
Запомнить цифры и счет малышам помогут также многочисленные игры на кухне. Во-первых, можно сделать вместе с малышом печенье в форме цифр. Делается это также как и обычное песочное печенье. Готовясь к очередному празднику, замесите песочное тесто, раскатайте его, а затем вместо звездочек, ромбиков и кружков вырежьте из него ножом цифры от 1 до 9. Малышу понравится эта игра, и он быстро запомнит названия и обозначения цифр.
Во-вторых, можно вместе с ребенком приготовить суп и салат, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребенка – это прибавит игре серьезность настоящего дела! Попросите малыша помыть и приготовить 3 картошки, 1 морковку, 3 луковицы, 4 помидора, 2 огурца и т. п. Посчитайте вместе с ребенком, сколько фасолинок вы положили в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю/салатницу. Накрывая на стол, проговаривайте, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.

СОРТИРУЕМ ПРЕДМЕТЫ
Чтобы ребенок научился выделять основные признаки объектов, необходимо, чтобы он «пальцами» почувствовал их разницу, то есть приобрел опыт группирования предметов. Раскладывать по группам можно что угодно – от пуговиц до макаронных изделий разной формы.
Предлагаем вам поиграть с ребенком в такую игру. Соберите в свою шкатулку различных мелочей: пуговицы двух-трех цветов, крупные бусины, ракушки, гвозди, хрусталики от лампы и т. п. Попросите ребенка помочь вам разобрать вещи в шкатулке. Раскладывайте предметы «по видам» в разные кучки или коробочки. Следите, чтобы пуговицы, бусины и ракушки были сгруппированы по цветам и форме. По окончании игры посчитайте вместе с малышом, сколько получилось предметов каждого вида.

ДОМИНО
Домино – древняя игра, произошедшая от игры в кости. Если в вашем арсенале до сих пор нет домино, самое время приобрести эту игру, потому что для проведения математических игр она просто необходима.
Правила игры в домино знакомы практически всем. Единственное, что вам нужно знать дополнительно: перед играми с ребенком 2-3 лет уберите все доминошки с количеством точек, превышающим 4. Остальные фишки добавьте, только когда ребенок освоит правила игры и научится считать до четырех.

Автор: Вера БЕРЁЗОВА,
специалист Детского центра «Умный ребенок»

Похожие темы


ШуМахер
Развиваем малыша за настольной игрой

Известно, что через игру ребенок учится познавать мир. В игре он раскрывает свои таланты тактика или стратега, успешно применяет на практике то, чему научили родители, и, самое главное, развивается дальше. Поэтому нужно предлагать своим деткам игры, в которых они могут решать различные задачи. Самыми популярными у педагогов и родителей являются настольные развивающие игры, влияющие на наглядно-образное мышление, самостоятельность, сообразительность, творческие способности, механическую и произвольную память, целостное и зрительное восприятие, произвольное внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Малыш учится анализировать последовательность своих действий; расширяет собственные представления о предметах и явлениях окружающего мира; совершенствует описательную, повествовательную и диалогическую речь; приобретает первоначальные навыки сравнения объектов, учится выделять существенные связи между предметами; развивает интеллект.

Также для ребенка интересно, что в игре могут принимать участие еще и другие дети или взрослые, в этом случае он учится взаимодействовать с партнерами, смотреть, что делают другие, и ждать своей очереди. Для каждого возраста малыша специалисты предлагают свои игры.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

Самые маленькие игроки 1,5-2 лет с огромным удовольствием теребят и складывают разнообразные картинки из плотного картона. Чаще всего они рассчитаны на узнавание малышом зверей, игрушек, различных предметов, а также на активизирование речи малыша. Темы могут быть какие угодно: зоопарк, фруктовая корзинка, предметы обихода, игрушки. Сначала родители показывают изображение, называют его и просят ребенка повторить слово или показать, что изображено на картинке. Если даже малыш не сможет сказать «корова», то может сказать «му-у-у!», на собачку - «гав-гав», на котика - «мяу»; изображенную чашку - показать пальчиком на кухне...

Ближе к трем годам ребенку предлагается лото, в котором нужно подобрать одинаковые изображения (пара рукавиц, сандалики, мячики, шарики). Также интересна игра, в которой нужно собрать единую картинку из 2-4 и более частиц. В этом случае целое изображение разрезано по вертикали или горизонтали, к примеру, матрешка, дом, самолет или грузовик. Чем больше разрозненных частиц - тем на более старший возраст рассчитана игра.

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ И ЦЕЛОГО

К пятому году жизни ребенок может собрать изображение из 6-9 частей, к шести годам - из 12- 24. Причем трудность здесь заключается в том, что ребенку предлагаются кубики, на гранях которых элементы разных картинок. Малышу нужно понять, какая грань подходит к выбранной картинке, и правильно присоединить ее к изображению в целом. Важно различить общий фон картинки и иметь образец целого предмета на картинке. Перед складыванием изображения из кубиков можно предложить собрать картинку по предлагаемому образцу. Интерес подогревается сюжетным содержанием - это могут быть сцены из любимого мультика, сказочный персонаж, какое-то животное. Мальчики любят собирать изображения динозавров или какой-то техники, девочки - сюжеты из «Белоснежки и семи гномов», «Золушки».

Начиная с 5-6 лет, ребенку будет интересен и конструктор. Малыш может собирать свои придуманные композиции или следовать примерам, предложенным производителями. Это очень полезно также для развития образного мышления и мелкой моторики.

КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ

На третьем году жизни детки способны производить классификацию. Тигр и собака - животные; свитер и шапка - одежда; яблоко и морковка - еда. Желтыми бывают цыпленок и лимон, красными - яблоко или цветок, белыми - пароход и снег... Детки уже могут подобрать нужный цвет и форму.

Одной из лучших игрушек для получения навыков классифицирования считаются сортеры - ящики с вырезанными отверстиями, в которые можно вложить только определенные фигурки.

Принцип в этих играх ясен: главное то, что ребенок начинает понимать основные различия в цветах и формах, чувствовать оттенки, предназначение предметов и их место в игре и жизни.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Для развития образного мышления малышу предоставляется набор по определенной тематике: ферма, зоопарк, деревня, город, сказочный замок с принцессами и драконами... Малыш, имея перед собой лишь разрозненные предметы, может сам придумать, как обустроить игровой мир. К примеру, в какое стойло поставить лошадку, на кого ее посадить, кого поселить в маленький дом, а кого - во дворец. Ребенок начинает мыслить образами, сам придумывает жизнь и истории про своих героев, тем самым развивая правое полушарие, отвечающие за образность мышления.

ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

С четырех лет малышам интересны игры, в которых можно ходить по полю вверх, вниз, влево, вправо. Бросается кубик, указывающий, на какую клетку надо встать игроку. Эта клетка уже может отбросить игрока назад или, напротив, отправить вперед, обгоняя соперников. Такие игры особенно ценят педагоги в период подготовки детей к школе, где им нужно будет четко понимать, где начало листа тетради, где середина, где левая и правая стороны.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

С четырех-пяти лет малыши могут начинать учиться соблюдать правила игры, развивать координацию своих движений, укреплять мелкую моторику с помощью настольных игр «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол». Игры эти достаточно динамичные, со сложными правилами, и могут быть интересны деткам долгие годы.

В любом магазине игрушек можно найти десятки и сотни настольных игр, скрывающих за своей кажущейся простотой огромный потенциал, который позволяет ребёнку без напряжения и в игровой форме усваивать знания о различный сторонах жизни, приобретать практические навыки и умения. С помощью развивающих игр родители могут существенно обогатить словарь ребёнка; выявить и исправить недостатки в произношении отдельных звуков; закрепить представления о величине, форме, цвете предметов; ознакомить с цифрами, математическими знаками; обучить количественному счету; научить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; показать, как сравнивать и давать количественную оценку множеству однородных предметов; изучить основные правила дорожного движения и многое другое...

И напоследок наш совет: учитывайте, что детки быстро переключаются с одного предмета на другой, поэтому в доме рекомендуется иметь не менее пяти разноплановых настольных игр.
Использование материала c сайта ©



Интересное в разделе «Наши дети»

Пасхальные блюда

Новое на сайте