*ШуМахер
Ребенок из Зазеркалья
Как распознать, что ребёнок- левша?

Так и есть. Я всё делаю левой рукой.
И это значительно удобнее, чем правой рукой.
Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”

Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.

А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука - левая? “Неужели наш ребёнок - левша?” - задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?

В этой статье я попробую рассказать вам о том, какие, они леворукие дети, в чём их особенность, как определить, левша ваш ребёнок или нет, надо ли переучивать такого ребёнка и какие сложности могут возникнуть при этом.

О леворукости мы знаем много и... почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость- это индивидуальный вариант нормы.

Природа леворукости: теории и гипотезы

В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких школьников.

Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости мы находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина “из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо”, т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми войнами.

Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:

– воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;

– различные генетические варианты.

Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.

Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики. Но левшество - не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определённому возрасту (4-5 лет) у ребёнка какое-то полушарие формируется, как доминантное по отношению к данной руке. Но такая особенность мозга, как пренатальная или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга, приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь не даёт формироваться межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.

Кроме перечисленного, возможно развитие у детей так называемого “скрытого левшества”, т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является критическим периодом, когда основные функции ЦНС равномерно распределены между полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей условно называют “психическими” или “скрытыми” левшами - их признак левшества не связан с доминированием левой руки.

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.
Определение леворукости

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.

Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.

Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.

# “Переплетение пальцев”.

Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый.

# “Поза Наполеона”.

Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

# “Одновременное действие обеих рук”.

Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

! Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.
Интересными являются тестовые задания, разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:

– лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;

– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1.
Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Задание 2.
Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.

Задание 3.
Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.

Задание 4.
Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.

Задание 5.
Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.

Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой”.

Задание 6.
Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.

Задание 7.
Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.

Задание 8.
Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

Задание 9.
Построить из кубиков дом и т. д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.

Проанализируйте результаты.

Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) - правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.

Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило - эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребёнок более активно и ловко, то предлагаю вам дополнительные задания. Их автор - французская исследовательница М. Озьяс.

1. Почистить обувь щеткой.
2. Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы.
3. Намотать нитку на катушку.
4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”).
6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора.
7. Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.
8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой.
9. Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок.
10. Продеть нитку в иголку.
11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.
13. Достать бусинку ложкой из стакана.
14. Позвонить в колокольчик.
15. Выпить воду из стакана.
16. Закрыть/открыть застёжку-молнию.
В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!

Оксана Макерова,
логопед-дефектолог

*ШуМахер
Переучивание леворукого ребёнка и подготовка его к школе

Вы выяснили, что Ваш ребёнок - левша. Невольно возникают вопросы: “Как он будет жить в праворуком мире? Надо его переучивать или нет?” В своей статье я попробую дать ответ.

На вопрос о переучивании - однозначный ответ: “НЕТ”. Необходимо отказаться от идеи переучивания, так как произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Фактор переучивания (декстра-стресс) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов леворуких детей.

Виды и проявления неврозов разнообразны. Я хочу остановиться на этом подробно, чтобы вы представили реальные последствия переучивания, и опасность не казалась преувеличенной.
1. Астенический невроз.

Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).

У мальчиков и девочек невроз, как правило, проявляется по-разному. Мальчикам свойствены расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. У девочек характерен пониженный тон настроения, вялость, плаксивость.

2. Невроз навязчивых состояний.

Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.

3. Невротический энурез.

В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.

4. Невротические тики.

К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Учителя чаще всего принимают это за кривляние, дурачество. А ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

5. Истерические неврозы.

Проявление этого вида невроза весьма различно: от истерической слепоты до психомоторных припадков. При истерической слепоте дети жалуются, что не видят тетрадей. Пред уходом в школу у ребёнка может начаться рвота. При психомоторных припадках дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят себя по рукам и ногам.
Резюме.

Из написанного выше выделю основные симптомы, на которые родителям следует обратить внимание:

* нарушение сна,
* нарушение аппетита,
* головная боль.
* боли в животе, рвота,
* страхи,
* энурез,
* заикание,
* навязчивые движения,
* повышенная возбудимость, раздражительность,
* укачивание в транспорте,
* повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам,
* двигательное беспокойство,
* вялость,
* заторможенность.
Подготовка леворукого ребёнка к школе
Для детей-левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук. Желательно, чтобы ребёнок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом.

Очень полезны будут занятия лепкой, выполнение плетения, вышивание. При занятии рисованием важно использовать элементы декоративного рисования, аппликации, основанные на чередовании и ряде элементов. Можно предложить составление узоров на обмазанной пластилином поверхности (картон, бутылка, банка), украшая их семенами овощей, фруктов.

Важным элементом занятий при подготовке левшей к школе являются зрительные диктанты, для которых используются геометрические фигуры, трафареты. Проводятся диктанты следующим образом:

а) ребёнок рассматривает ряд фигур или изображений;
б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
в) образец закрывается, и ребёнок по памяти воспроизводит этот ряд;
г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.
Уважаемые родители, важно помнить, что при пересчете предметов необходимо следить за лево - правосторонним направлением ряда.

Первое, чему учат в школе - это писать и читать. Если ваш ребёнок придет в 1-й класс, уже умея, это делать достаточно хорошо, то будет чувствовать себя уверенно среди сверстников. Следует уделить как можно больше внимания обучению ребёнка чтению и письму. Но при обучении ребёнка-левши нужно, прежде всего, опираться на образное мышление. Буквы, которые он видит впервые, могут стать для него живыми картинками, волнующими его воображение и легко запоминающимися. Так он без всякого труда усвоит алфавит, а затем будет быстро составлять из выученных букв целые предложения. Например, букву “Х” можно представить, как идущего человека, “Ф” - как очки и т. д.

Если во время занятий вы заметили, что ребёнок пишет зрительными буквами, то для предупреждения такой проблемы, как оптическая дисграфия рекомендую следующие упражнения:

* заполнить целую строчку какой-то повторяющееся буквой и несколько букв среди них прописать зеркально, потом попросить ребёнка найти правильно написанную букву;
* “забыть” дописать какой-нибудь элемент буквы и предложить ребёнку самостоятельно восстановить букву.

Когда малыш научиться писать, скорее всего, вы увидите, что написанные им буквы имеют левый наклон или не имеют наклона вообще. Не стоит пытаться заставлять ребёнка-левшу писать обязательно с наклоном. Ему это будет очень трудно сделать. Также не следует требовать от ребёнка безотрывного письма.

Дошкольники-левши имеют трудности при общении с книгой. Обычно трудности в формировании навыков чтения видят в нарушении зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти. Сочетание нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации провоцирует трудности овладения навыками чтения и письма.

Определить уровень зрительно-моторных координаций очень просто. Ребенок, у которого зрительно-моторные координации не нарушены, как правило, к 6 годам может точно скопировать круг, треугольник и другие геометрические фигуры.

Обнаружить нарушения зрительно-пространственного восприятия тоже нетрудно. Достаточно дать ребенку лист и карандаш и попросить его представить себя сидящим за рулем автомобиля. Малыш будет по вашей просьбе чертить маршрут, который Вы ему говорите. Листок с начерченными линиями подскажет, в чем ошибки его восприятия.

Не все дети проявляют живой интерес к книгам, но картинки обычно увлекают ребёнка. И, выбирая для него книгу, нужно позаботиться не о том, насколько ему будет интересен сюжет, а о том, чтобы в этой книжке были такие картинки, которые помогли вашему малышу увлечься изображением и по вашей просьбе рассказать о том, что нарисовано на книжных страницах.

Помните: если вы занимаетесь с ребёнком не при дневном свете, то свет должен падать слева. Левше всегда рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. А если вы с ребёнком не пишете, а читаете книгу, то в этом случае важно помнить об одной особенности левшей: они хуже воспринимают то, что расположено слева от них. Поэтому, показывая книжку с картинками, расположите её правее от ребенка.
Хочу дать несколько советов по проведению занятий с ребёнком-левшой.

1. Форма занятий может быть разной: мини-уроки 10-20 минут в зависимости от возраста, игровые элементы.

2. Между занятиями нужен перерыв в 5 минут.

3. Начинать и заканчивать занятия нужно заданиями, с которыми дети справляются легко.

4. Не спешите переходить к следующему виду заданий, пока не выполнено предыдущее.
Но даже занимаясь с ребенком, вы должны быть готовы к тому, что у сына или дочери возникнут проблемы в школе. Обязательно поговорите с предполагаемым учителем (классным руководителем) ребенка, ведь от отношения к вашему ребёнку будет зависеть очень многое. Так нужно заранее оценить и тактичность учителя, и его отношение к левшам как таковым. Если вы не смогли найти общий язык с учителем, то лучше перевести ребёнка в другой класс.

Мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы хотите узнать, как воспринимает мир ваш малыш-левша, то советую прочитать всем известную книгу Льюиса Кэрролла “Приключения Алисы в стране чудес”. Мало кто знает, что эта книга написана математиком-левшой, специально для 6-летней Эллис Лидл, тоже левши. История этой книги такова, что изначально она не предназначалась для чтения другими людьми. Автор не предполагал, что рассказанная история станет любимой книгой детей и взрослых многих стран мира, он просто хотел поделиться эмоциями, в игровой форме выразить своё восприятие мира.

В завершении статьи хочу порекомендовать литературу, из которой вы сможете больше узнать о леворуких детях, а также прописи, которые помогут в занятиях с ребёнком при подготовке его к школе.
Литература

1. Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”.

3. Макарьев И. “Если ваш ребёнок-левша”. - М., 2001

4. Доброхотова Т. А. “Левши” - М., 1994

5. Светлов Р. С. “Левши и правши” - Спб., 2004

6. Петрова Н. “Если ребёнок плохо говорит” - М.- СПб., 2005, стр.84-90
Прописи

Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” (серия “ Готовимся к школе). - М., 2004. стр.18-48.

Дубова С. Ф., Паншина И. А. “Прописи для левшей” - издательство ГУП “Печатный двор”.
Оксана Макерова,
логопед-дефектолог,

*an_domini
Тема для меня ну очень знакомая по двум причинам:
1. сама левша, муж - левша, один ребенок - правша, другой - левша.
2. наблюдаю студентов - левшей постоянно, их теперь очень легко определять по тому, как они, бедные, держат ручку левой рукой и пишут еле-еле, им внушили в детстве. что вот они такие особенные. им нельзя писать правой рукой как всем, некоторые достигают в этом иезуитстком искусстве больших высот, пишут почти как правой ("можно и зайца научить курить", как в "Служебном романе", обучаемость человека гораздо выше).
В начале 60-х годов в нашей стране теорий по этому поводу не было (сама на себе убедилась), однозначно считалось, что надо переучивать. Лет в 5 я начала писать левой рукой, конечно, получалось зеркально. Меня это не смущало (играла в "школу"), заметила старшая сестра, быстренько научили писать правильно. Почерк, конечно, не очень, но разборчивый и трудностей нет. На доске мелом часто пишу левой рукой (с возрастом уже только если по какой-то причине надо), рисую и черчу, шью - левой (правой - безнадежно неудобно, здесь переучивать нет смысла, т. к. ничему не мешает). Ем - ложка автоматически в левой, но также можно и в правой, ножом (вилка-нож) - однозначно в правой, как и положено.
И никаких психологических травм от этого нет.
В своей коммуналке наблюдала, как не переучивали писать левой рукой мальчика младше меня на несколько лет (как раз появились теории об этом). Эти мучения с корябанием левой рукой по листу в правую сторону (мое убеждение) - гораздо более напоминают психическую травму: и неудобно, и ребенок чувствует свою неодинаковость с другими детьми и как раз от этого и комплексует. Да нет здесь никаких проблем - научить писать правой рукой, человек легко обучается и не такому (вспомните инвалидов, вынужденных из-за отсутствия конечностей переучиваться, никто из них никаких травм психики, кроме своих болезней, не имел).
А другие действия, например, спортсмен-левша, переучивать не надо - левой рукой он будет действовать изначально лучше. Но это не значит, что не может другой: вспомните Атоса, раненого в правое плечо, во время первой встречи на дуэли с Д'Артаньяном: "Я одинаково свободно владею и правой и левой рукой", так и учили дворян - это было необходимо на рукопашных войнах, давало преимущества, и не вызывало ничего, кроме зависти у противника.
Резюме: нет проблемы невозможности в развитии пользования обеими руками или дополнительном развитии одной из них. Просто надо правильно определить здесь вопрос дополнительности, а не обязательности: где удобно левой - левой, где лучше правой - перейти на правую. Психологические травмы возникнут как раз, если делать что-то неестественно, насильно.
Узкий вопрос - какой рукой писать в тетради ребенку, родители будут решать из своих убеждений. Но острота вопроса излишне преувеличена. Исследования и публикации на эту тему появились у нас в 60-х годах, после поднятия "железного занавеса", когда новые веяния во многих отраслях, в том числе и в педагогике, стали доступны. (Помню, как эта проблема потом в 70-х - 80-х постоянно обсуждалась в журнале "Семья и школа" со ссылками на иностранные источники). И началось: исследования, публикации, а, главное, защиты диссертаций, уж больно удобная для этого тема, на ней можно паразитировать бесконечно. Нужно, конечно, отделить врачебные проблемы, которые, безусловно, бывают, и соответственно их решать. А на бытовом, обычном уровне говорить о сдвигах в психике от того, что ребенка научат пользоваться дополнительно еще и правой (а не только все делать почему-то обязательно левой), уже слишком.
Так что своего леворукого ребенка в 80-х годах учила писать правой рукой - и пишет, проблем нет, все как было у меня. А работает (молоток, карандаш, иголка) левой.
Должен быть принцип удобства и рациональности: нельзя как насильно переучивать, так и насильно побуждать только к однозначным действиям (все тот же пример, какой рукой писать). Нужно показать возможности пользования разными руками, ребенок будет делать так, как ему будет удобнее. Иногда одно и то же действие в разных условиях разными руками ( я долго на доске писала левой. а в тетради правой, но разумно все же, как с возрастом выяснилось, правой, сейчас левой на доске - только по каким-то причинам, например, заболит правая рука).
Интересно было бы в этой теме собрать мнения самих левшей . Вот пусть мое будет первым.
*ШуМахер
У нас дочь ВСЁ делает левой рукой, даже не делая попыток что-то тварить правой. при это НИКТО и НИКОГДА не говорил ей, что раз она левша, то она все должна делать левой рукой, просто ей так удобно (можно, конечно, возразить, что она ленивая и не хочет учиться, а мы не настаиваем и не заставляем ее овладевать правой рукой, но это не верно). Она честно пробывала это делать, но сочла это для себя неприемлемым, вот и все... причем сделала она это в самом нежном возрасте.....

Правое полушарие руководит движением и чувствительностью левой половины тела, а левое – правой, перекрестно.

Левое полушарие – речевое. Его еще называют логическим. А правое полушарие – образным, эмоциональным. Левое полушарие управляет правой рукой и речью человека. Это утверждение справедливо для 95% правшей.

У левшей правое полушарие управляет левой рукой, а вот управление речью у них может быть устроено по-разному: в левом полушарии речевые центры располагаются у 70% леворуких детей, в правом — у 15%, в обоих — у оставшихся 15%. Вот в чем отличие левшей от правшей. Дело не в том, какой рукой мы пишем, а в разделении функций между полушариями.
Левши, которые в детстве спокойно переучились на правую руку, скорее всего, относятся к тем 70%, у которых речевые центры располагаются в левом полушарии. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он — левша, но с возрастом чувствует «зов левой руки».

Исследование мозга леворуких и праворуких индивидуумов провел в 1871 году английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека. Впрочем, некоторые современные ученые считают, что анатомические различия мозга праворуких и леворуких не столь значительны, чтобы объяснить разницу функций правого и левого полушарий и выбор ведущей (рабочей) руки.

Точного объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули.

Большинство придерживаются версии, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген ответствен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие - находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории большинство людей праворуки.

Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Так, если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.

ПРАВШИ И ЛЕВШИ, АБСОЛЮТНЫЕ И ПАРЦИАЛЬНЫЕ
Левшество и правшество могут быть абсолютными, парциальными (частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту.

Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении - зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховое восприятие музыки, звуков природы (пения птиц, криков животных, плеска воды и т. п., интонаций и тембра голоса), оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве и т. п.

У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) - все наоборот.

Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причем более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки рукости могут не совпадать тесты на "пальцы рук в замке" и "позу Наполеона". Такая мозаика доминантных и субдоминантных по речи отделов мозга характерна для многих лиц с признаками левшества.

Бюро справок
Функции мозга
Наш мозг состоит из двух полушарий (левого и правого). Каждое полушарие делится на затылочную, теменную, височную, лобную доли, которые выполняют определенные функции.

Так, у взрослого человека-правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые предметные признаки. При этом затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит информацию о многообразии видимого мира (форма, цвет предметов, индивидуальные черты лица, мимика, жесты и т. п.). Височная принимает и хранит информацию о всех неречевых звуках (от шума ветра до пения птиц, от технических звуков до музыкальных произведений), а также воспринимает речевую интонацию, высоту и тембр голоса. Теменная доля ответственна за весь многообразный пространственно организованный опыт человека, приобретенный с раннего детства (кинестетические навыки одевания, умывания, ходьбы, пользования ложкой, иглой и т. п.), она позволяет осязать структуру тела, его частей, на ощупь при закрытых глазах узнавать предметы. Лобная доля "следит" за выполнением неречевых действий.

Левое же полушарие у правши сугубо речевое, а точнее - речемыслительное. Левая затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти абстрактные, кодовые знаковые системы (алфавиты, математические, дорожные знаки и т. п.), позволяя, например, читать и контролировать написанное слово (текст). Задние верхние отделы левой височной доли дифференцируют признаки фонем родного и иностранного языков, контролируют речь говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. Человек способен точно повторить не только фразу, состоящую из семи слов и более, но и несколько коротких предложений. Теменная доля хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными (каждый произносимый речевой звук требует специфического пространственного расположения всех органов артикуляции: мягкого нёба, гортани, задней, средней и передней частей языка, его боковых краев, губ, щек, зубов), а также навыки различения сложных лексических единиц, синонимов и т. п. Кроме того, задние отделы теменной доли принимают участие в пространственно организованных математических операциях (сложение, вычитание, умножение и деление, разрядность чисел и т. д.). И, наконец, левая лобная доля планирует речевую деятельность, организует синтаксис высказывания, которое развертывается во времени, прогнозирует результат действия на ситуацию, порождает различные уровни речевого и абстрактного мышления, используя возможности всех других долей мозга, принимающих, перерабатывающих и хранящих в своей памяти обильную информацию о внешнем мире.

Леворукие дети...
У абсолютного левши функции мозга зеркальны функциям мозга правшей.
У правши речевое, а точнее - речемыслительное полушарие - левое, у левши - правое. Лобная доля планирует речевое высказывание; передние отделы теменной доли ответственны за все артикуляционные навыки; задние отделы теменной доли помогают различать сложные лексические единицы, понимать многозначность слов; височная доля отвечает за слуховое восприятие, контролирует речь говорящего, хранит информацию об услышанном; затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти кодовые знаковые системы - алфавиты, математические, дорожные знаки и т. п.

Наш мозг воспринимает тело совсем не так, как мы: в первую очередь в нем уделяется место тем органам, которые нуждаются в координации. Исходя из этого ладонь, пальцы (особенно большие), плечи, губы, язык и ноги приобретают значительные размеры. Остальные части соответственно "сжимаются". Такую искаженную картинку - с увеличенными или уменьшенными частями тела - мы видим на схеме соматотопической проекции в коре головного мозга. (Схема разработана канадским нейрохирургом У. Пенфильдом в 40-х годах прошлого века).

]Леворукие дети...[/URL]

an_domini а то, о чем вы пишите, это типичный пример АМБИДЕКСТРИИ.

Амбидекстри́я (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый», «ловкий») — отсутствие явно выраженной мануальной асимметрии; проявляется тем, что человек или животное в равной степени владеет правой и левой руками (лапами), без выделения ведущей. Амбидекстрия может быть обусловлена генетически или выработана в результате тренировки.
*Дачница
У меня муж жестко переученный левша. При всей своей незаурядности, это ранимый и замкнутый человек с постоянными головными болями и болезнями пищеварительной системы, которые очень плохо поддаются лечению. Вчера мы обсуждали данную тему и он сказал, что если ребенок сам захочет научиться, писать или рисовать правой, то он сделает это сам, подражая праворуким детям. А если он этого не сделал, то ни в коем случае нельзя учить насильно. Для него это было психологической травмой, отголоски которой мы видим до сих пор.
*Rina
Я сама - неярковыраженная левша (упомянутый амбидекстр). И старший ребенок (4 года) судя по всему тоже. А младший - правша. Первое, что попыталась сделать наша бабушка, увидев ложку в левой руке ребенка, это заставить его переложить ложку в правую. Я запретила, сказав, что научившись держать ложку-вилку в левой руке, ребенок легче освоит европейский этикет, такая мотивация подействовала очень хорошо, дерганья прекратились. Теперь ребенок может пользоваться и левой рукой, и правой, он просто не обращает внимания. Рисует тоже разными руками - как удобнее в этот момент. Младший, который более правша, глядя на брата, тоже пользуется обеими руками.
Меня сразу учили писать правой, это особого дискомфорта не вызывало. Кстати, писать справа налево для маленького ребенка совершеннейшая норма. И зеркально тоже, просто порядок элементов еще не является важным (многие дети, уча стихи, переставляют слова - это же не трагедия?). Рисую, режу, шью, кручу отвертку той рукой, какой в этот момент удобнее.
А вот у одного моего одноклассника проблемы были, причем весьма серьезные. Он был абсолютный левша. Наша первая учительница особого внимания на леворукость ученика не обращала. Но одну четверть ее заменяли. И тут началось... "Чужие" учителя попытались Сашу переучить, используя самые разные методы вплоть до привязывания левой руки к сиденью стула. Акцентируя внимание на его леворукости вызвали поток издевок со стороны одноклассников - это ли не травма? В средних классах этот парень из нашей школы ушел, вернулся уже в старшую школу (9-10 по десятилетке). Мы все к тому времени уже писали шариковыми ручками, но преподаватель одного предмета - английского языка - требовала, чтобы мы писали исключительно чернилами. Писать чернилами левой рукой слева направо - это смазывать только что написанное. А благодаря тому, что в другой школе сразу разрешили пользоваться шариковым ручкам, Саша не заполучил привычки писать, выворачивая запястье и локоть. И представьте себе, его маме пришлось идти в районо, чтобы оттуда дали указание, что парень имеет право (!!!!!) писать шариковой ручкой!

Так что, опыт показывает, что жестко переучивать ребенка нельзя. Предложить писать правой можно, но если рука просто не работает так, как надо? Про инвалидов - замечание правильное. Но у них обычно нет выбора. А тут он есть.

*Сусля
А я наверно частичная левша. Пишу правой, что-то делаю только левой, что-то правой, а что-то могу и правой и левой. В первом классе, когда я как то от неудобства взяла ручку в левую руку, то... до сих пор помню, просто истеричный крик учительницы "ТАНЯ!!! немедленно возьми в правую руку!!! я таааак перепугалась и с тех пор пишу только правой и если честно для меня это не было трагедией. Хотя во дворе мелками рисовала только левой и никто, никогда надо мной не смеялся.
А в классе у нас был мальчик, Олежка, вот он был левша на все сто. И как он бедный мучался когда писал, хотя левой писал намного красивее, а рисовал просто гениально.
Я считаю надо смотреть по ситуации, если ребенок просто физически не может себя пересилить, то пусть пишет как ему удобно, а если легко поддается обучению, то ... праворуким в этом мире легче.
*Чучелка
У меня младший - левшонок. 100%. Я спокойно отношусь к этому и никто на это не обращает внимание. Сначала я ненавязчиво пыталась класть ему ложку и вилку справа от тарелки, карандаш и кисть - справа от листа бумаги. Но, взяв орудие труда в правую и сделав пару движений, он тут же перекладывал его в левую и орудовал далее. И я плюнула на свое тихое и ненавязчивое противоборство. Теперь пишет и рисует левой, ест левой. Правая только на подхвате.
*Катюшка
В институте со мной училась девушка левша переученная, так ей по-моему даже удобнее было: на лекции одна рука устанет - так она ручку вдругую перебросит и дальше писать, а на семинарах - одной рукой зарисовку делает, а другой текст пишет (я ей наверное даже завидовала в какой-то степени). Кстати, почерк что правой, что левой рукой у нее абсолютно одинаковый.
*Гну
В моем далеком голубом детстве учителя заставляли левшей писать правой рукой, отвешивали подзатыльники, кричали, топали ногами, даже били линейкой по руке.
Теперь я слышала, что на это просто не обращают внимания.
Против природы не попрешь.
*belk@
У меня старшая левша 100%, а почерк лучше, чем у младшей правши. Так что леворукость не показатель плохого почерка. Старшая все делает левой рукой: ест, рисует, пишет...
*Helga-Light
Я левша. Писать правой рукой в тетрадке переучили в начальной школе. На этом и успокоились))) На доске мелом пишу левой, ем, режу, вырезаю, шью, вяжу, вышиваю - все левой!!!
Сыну сейчас неполных 2,5 года - он левша! Я заметила что некоторые личности считают леворуких детей ограниченными((( очень хочется таких "ограниченных" мамаш щелкнуть совочком по лбу. Вот сегодня в парке одна бабуленция, увидев что мой сын левша заголосила: Он же у вас левша!!!! Что же вы будете делать???!!!
*fronya40
моя дочке 26 лет, она левша и это ей ни разу не помешало:-)
я даже не пыталась ее переучивать и сразу об этом предупредила и в детсаду и потом в школе. кстати-моей дочке даже нравится, что она левша-не такая как все! особенно ей нравится-когда она играет в теннис-тут ей это как бонус:-)
*Rina
Цитата: Helga-Light

Вот сегодня в парке одна бабуленция, увидев что мой сын левша заголосила: Он же у вас левша!!!! Что же вы будете делать???!!!
что делать? Ой, что же делать?

Готовиться к тому, что ребенок вполне может стать знаменитым:

Политики и военные:

Гай Юлий Цезарь
Александр Македонский
Тиберий
Япанку Локу (Инкский вождь, известный как "незабвенный левша")
Жанна Д'Арк
Карл Великий
Наполеон Бонапарт
Отто Бисмарк
Бенджамин Франклин
Уинстон Черчилль
президент Форд
Рональд Рейган
Джорж Буш Старший
Джорж Буш Младший (наш позор!)
Билл Клинтон
Фидель Кастро
Махатма Ганди
Бенджамин Метаньяху
Коллин Пауэл
Альберт Гор
королева Виктория
Барак Обама
и возможно, Владимир Путин (скрытый левша)
Ученые и бизнесмены:

Леонардо да Винчи
Альберт Эйнштейн
Исаак Ньютон
Никола Тесла
физиолог Павлов
Генри Форд
Билл Гейтс
Рокфеллеры
Гарри Каспаров
Нэйл Армстронг (космонавт)
Художники:

Рафаэль (Раффаэлло Санти)
Леонардо да Винчи - великий левша, художник, скульптор, архитектор, строитель, дизайнер, прозаик, поэт, музыкант, философ, баснописец, искусствовед, учёный-естествоиспытатель, анатом, ботаник, зоолог
Микеланджело - скульптор, живописцец, поэт
Пабло Пикассо
Альбрехт Дюрер
Огюст Роден
Питер Пауль Рубенс
Анри Тулуз-Лотрек

Актеры:

Чарли Чаплин
Мэрилин Монро
Грета Гарбо
Брюс Бокслейтнер
Джим Керри
Том Круз
Роберт Де Ниро
Дэвид Духовны
Анжелина Джоли
Мила Йовович
Николь Кидман
Джулия Робертс
Брюс Уиллис
Сильвестр Сталлоне
Дрю Берримор
Вупи Голдберг
Лиза Кудроу
Деми Мур
Вин Дизель
Киану Ривз
Хью Джекман
Бен Стиллер
Мэттью Перри
Морган Фриман
Джош Холлоуэй
Билл Мюррэй
Джамель Деббуз
Оуэн Уилсон
Тиль Швайгер
Джейсон Стэтхэм
Гаспар Ульель
Пирс Броснан
Микки Рурк
Скарлетт Йоханссон
Сара Джессика Паркер
Джулианна Мур
Джессика Альба
Кейт Хадсон
Дениз Ричардс
Режиссёр Джеймс Камерон
Антон Камолов
мультипликационный герой Барт Симпсон )

Музыканты:

Никколо Паганини
Людвиг Ван Бетховен
Вольфгант Амадей Моцарт
Фредерик Шопен
Роберт Шуман
Сергей Рахманинов
Сергей Прокофьев
Энрике Карузо
Пол Маккартни
Дэвид Боуи
Мирей Матье
Курт Кобэйн (Nirvana)
Фил Коллинс
Селин Дион
Боб Дилан
Джими Хендрикс
Рики Мартин
Роберт Плант
Стинг
Эминем
Джорж Майклс.

Писатели и философы:

Аристотель
Фридрих Ницше
Франц Кафка
Ганс Христиан Андерсен
Александр Пушкин
Лев Толстой
Владимир Даль
Льюис Кэрролл
Герберт Уэллс
Марк Твен
Джеймс Кэмерон
Спортсмены:

Корри Сандерс (боксер, побил В. Кличко в 2003 г)
Моника Селеш
Мартина Навратилова
Диего Марадона
Бобби Чарльтон
Йохан Круифф
Пеле
Рууд Гуллит
Мишель Платини
Марко Ван Бастен
Олег Блохин
Оскар Де Ла Хойя
Мэнни Пакьяо
Ласло Папп
И многие, многие другие…
*Vei
Цитата: Чучелка

У меня младший - левшонок. 100%. Я спокойно отношусь к этому и никто на это не обращает внимание. Сначала я ненавязчиво пыталась класть ему ложку и вилку справа от тарелки, карандаш и кисть - справа от листа бумаги. Но, взяв орудие труда в правую и сделав пару движений, он тут же перекладывал его в левую и орудовал далее. И я плюнула на свое тихое и ненавязчивое противоборство. Теперь пишет и рисует левой, ест левой. Правая только на подхвате.
У меня такая же ситуация, я в свое время постоянно молча клала приборы, карандаши с правой стороны или прямо в правую руку, но через пару секунд, всё это оказывалось в левой))))
На том и порешили. Хотя у дочки левша - прабабушка, а не родители, я считаю это генетической формой. Покупаю ножницы для левшей, хотя она и обыкновенными моими очень ловко уже изрезала и мою простынь и свои трусики (чистые из шкафчика), чтобы потом было, что зашить!
Шитье ей нравится)))
*madames
Да, счастливые дети-левши, которые родились после нас, и у которых понимающие мамы и папы. Я родилась в 1951 году и нахлебалась по жизни полной ложкой из-за того, что я полная левша. Меня в школе в 1 классе левую руку привязывали к туловищу. Все дети надо мной смеялись , а в старших классах просто издевались, как это сейчас говорят-третировали, подруг не было, никто не хотел сидеть со мной за одной партой. Зато научили писать правой рукой. Спасибо школе. Я школьные годы ненавижу, так я много тогда плакала. Я была одиночкой. И поэтому, став взрослой, стала необщительная, с работы, когда все идут дружно домой одной дорогой-переходила на другую сторону. В столовой, если ела левой-все тыкали в меня пальцем. Бывало, сядешь за стол с подносом, и впадаешь в ступор-я боялась есть неправильно и забывала, вообще, с какой руки есть, как ложку брать. Я всю жизнь чего-то боялась, если предлагали повышение на работе, всегда отказывалась, самооценка была ниже плинтуса. О своей самооценке я узнала у психолога, когда хотели с мужем усыновить ребенка из Дома ребенка. И нам его не дали, хотя выдано было разрешение на посещение малыша\4 месяца навещали\. Психолог выдала резюме, насчет самооценки и что я нахожусь постоянно в депрессии. Вот такая жизнь была. Жизнь прожить, не поле перейти. Сейчас другие нравы и на левшей мало обращают внимания, чему я очень рада. И Слава Богу!
*Zingy
и я левша, причем, наследственная. мама эти не заморачивалась пока я не пошла в школу, а там началось... первый класс 1984 год, первая учительница Ирина Иосифовна (пусть ей икнется) руку не привязывали, но за Д/з - единицы и двойки, в классе я ничего не успевала т. к. правая рука не слушалась вообще (левой я писала быстрее многих в классе), меня позорили на весь класс и отношение одноклассников было соответствующее. до 4-го класса школу вспоминаю с ужасом! я все время боялась, что я делаю что то не правильно. осталось это до сих пор!an_domini, Вам только кажется, что левши мучаются, а им удобно, а проблема медленного письма - это проблема моторики и слабости руки, очень многие правши пишут мелено, но за скорость из никто не ругает
и мы не бедненькие и не особенные просто мы так устроены... а кто сказал, что правой рукой писать правильно?
кстати, мне переучивание "аукнулось" - к концу первого класса уже был диагноз "Бронхиальная астма, тяжелое течение". предупреждая вопросы, скажу, что аллергии не было (делались пробы), а приступы возникали на фоне сильных эмоций (например, когда меня на перемене гоняли по школе мои одноклассники).
у меня, когда сын родился, было одно желание - пусть хоть ногами пишет, но никогда не переживет то, что пережила его мама!
*fronya40
я когда попала в роддом- медсестра предупредила- не ложитесь при первом кормлении на левую сторону, ребенок будет левша. Когда принесли ребенка- мне было тяжело перевернуться, я не верив во все предрассудки- кормила левой грудью. Понятно дело, что это совпадение, но все равно смешно, что совпало. так вот- ни разу в жизни я не увидела , что это недостаток))) не говоря о том, что в классе было полно левшей(наверное тоже кормили левой грудью))))))))и за партой сидел с ней мальчик левша. Как я уже говорила- моя дочь даже гордится этим! других талантов не обнаружено , как у гениев, но мы по честному ждали этого))))но во всем остальном она очень даже ничего!
а еще у нее горловое РРРРРР, чем тоже она гордится! хотя логопед в садике говорила- ВЫ ЧТО??? надо срочно что то делать.
Она и говорит теперь- спасибо вам, что не стали меня мучать. и у нее свой шарм!
и бедненькими и несчатными левшей язык не поворачивается!
*Варника
У меня муж леворучка переученный, но не окончательно переученный, поэтому он двумя руками все может делать. Сейчас делаем ремонт в квартире и вот такая его способность очень даже на руку получается
*telez
Цитата: fronya40
я когда попала в роддом- медсестра предупредила- не ложитесь при первом кормлении на левую сторону, ребенок будет левша. Когда принесли ребенка- мне было тяжело перевернуться, я не верив во все предрассудки- кормила левой грудью. Понятно дело, что это совпадение, но все равно смешно, что совпало. так вот- ни разу в жизни я не увидела , что это недостаток)))

Ух ты! Я о таком не слышала, но так получилось, что дочу больше левой грудью кормила, чем правой Теперь понятно, почему она левша! У нас в родне никого левшей нет - ни у меня, ни у мужа. Вот уж мы удивлялись, что у нас доча леворукая. Она как-то сразу больше левой рукой орудовала, чем правой, я тоже эксперименты проводила - клала ложки и карандаши справа, чтобы посмотреть, какой рукой будет пользоваться - всё равно левой. Хорошо, что сейчас есть предметы для левшей. Ручки и карандаши-то любые подойдут, а вот ножницы... Обычными, для правшей, доче трудно пользоваться, не получается ровно вырезать. Купила для левшей. Потом и сама не рада была, она в детской все шторы порезала... И не только шторы...
*Чучелка
Ну, поздравьте меня, у меня теперь и дочь 100% левша.
*Ирина Ф
А кто еще, Наташ? Мальчишки?
*Улыбка
Меня тоже переучивали, время было такое... У меня до сих пор стоит перед глазами электроплитка - ориентир - которой рукой брать ложку... К школе я умела делать все необходимое правой рукой, но платой за это стала заторможенность. Я мысленно прикрывала глаза, преставляла стол, и себя за ним, и пресловутую плитку, стоящую на правом краю...
Возможно поэтому, головные боли и мигрень стали моими спутниками по жизни, но это ничему не помешало, поскольку любила учиться, познавать новое... типичный овен, в общем Так получилось, что в служебных и домашних делах доминирует правая рука, а в садовых - левая... Разделение труда, однако...
Старшая дочь тоже родилась левшой, что и неудивительно - папа тоже был "из наших" .
К этому времени к левшам относились гораздо "гуманней" и я не стала ее переучивать, как оказалось, в классе таких было несколько человек. Она довольно быстро писала левой рукой, но когда я видела, под каким углом развернута тетрадь... немного сожалела о том, что не научила писать правой... курица лапой нацарапала бы лучше...
Младшая, похоже, тоже от папы - правша, как и внучка... Закрадывается сомнение, что леворукость передается по мужской линии
*Альбинка75
Я левша, причём 100%. Нас в классе 4 левши было. Учительница переучивала правой писать, двоим мальчикам руку привязывали к стулу. Мне повезло, не переучивали, так и писала левой. Может почерк был хороший, или потому что девочка... Никогда по этому поводу не комплексовала, с детства любила рисовать, закончила художественную школу. Пробовала писать правой, не получалось, с трудом буковки выводила. И дочь у меня левша. То же помню, как перекладывала карандаш ей в другую ручку... или ложку ложила с правой стороны от тарелки, всё всегда возвращалось в левую руку. На этом я и успокоилась, значит так природой заложено. Но в отличие от меня, писать может и правой, медленнее конечно чем левой, но хоть не такие загогулины как у меня. Порой наблюдала за ней, не только левой работает, и правая у неё на подхвате.


Добавлено Среда, 25 января 2017 года, 01:43

Цитата: Улыбка
Закрадывается сомнение, что леворукость передается по мужской линии
Екатерина, В нашем случае я левша, а отец моей дочки правша
*OlgaGera
Левша, но пишу правой, мама заставила, хотя сама была левша. Вяжу крючком правой - училась в зеркальном отражении, сидя перед мамой
В школе всех потешала у доски. Чертила левой, а буквы подписывала правой. Мел был в двух руках. И вечные руки в чернилах две)))
Сын тоже левша. Свекровь заставила его писать правой рукой во втором классе. Она не могла вынести, что он левша. Подчинился и он, и я. В седьмом, преподаватель русского языка заставила нас вернуться к его родной левой руке. Т. к. устные ответы были на отлично, а письменная речь, на двойку. Не было связи полушарий.
Но за счет того, что сын писал правой рукой, у него увеличен объём памяти. Наизусть запоминает всё. Достаточно прослушать или прочитать один раз.
Невестка тоже левша. А вот внук - правша . Сложно ему будет в леворукой семье. Даже ножи в ящике лежат под левую руку.
*Чучелка
Цитата: Ирина Ф

А кто еще, Наташ? Мальчишки?

Ирин, писала в этой теме в 2010 году про Вовку. Вовка 100% левша. В 2012 родилась Ульяна. 100% левша.
*an_domini
Да ничего сложного, конечно.
Я сама левша, начинала писать левой рукой зеркально, переучили, ничего страшного не произошло. Могу писать обеими и рисовать руками, с возрастом все больше правой. Но шить и ножницами резать - только левой до сих пор. Первый раз услышала сейчас о каких-то ножницах для левшей. Всю жизнь нормально пользуюсь самыми обыкновенными но левой рукой, не понимаю, в чем проблема может быть с ними.
Младший сын тоже левша, его сразу учила писать правой, почерк, как и у меня, конечно, не каллиграфический, но вполне нормальный. Хотя у них в классе были левши, писавшие левой рукой. Инструментами работает только левой.
Переучивать есть смысл только именно писать (не рисовать или чертить), т. к. именно это вызывает бытовые проблемы. Все другие области деятельности, какой рукой ложку держать или топор, непринципиально, поэтому не нужно.
У меня почти в каждой группе студентов кто-нибудь пишет левой. Без жалости смотреть нельзя: не успевают за другими, почерк часто с наклоном в другую сторону, проверять потом такие тетради трудно, а выглядит это со стороны, простите, просто уродливо, им приходится все время заглядывать за мешающую взгляду руку, наклоняются, для зрения это плохо.
Вообще обратили внимание на то, чтобы левши писали левой рукой где-то ближе к началу 70-х, появилось в то время много статей , например, помню, в журнале "Семья и школа", на эту тему, стали это связывать с полушариями и прямо запугивать родителей ужасными последствиями. Видно, была новая модная тема в соответствующей области медицины. Может быть, если тотально во всем переучивать, вообще запретив пользоваться левой рукой, это может вызвать психологические расстройства, наврядле ставили такие жесткие эксперименты. А часть функций левша вполне может выполнять для удобства и правой рукой, она же вообще-то тоже рабочая. Играют же на рояле, например, одновременно двумя руками и ничего, без разницы, левша ты ли правша (сама в музыкальной школе училась).
*Ирина Ф
У меня папа левша. Я родилась левшой, переучивали! Жесть какая то!!! У меня, конечно не всё так печально, как некоторые девочки тут писали, но эти посты укрепили меня в том, что не переучивали своих детей, я поступила правильно!!!
Ведь, почему то правшам кажется, что левшам всё жутко неудобно, что они страдают, что у них ничего не получается! А задуматься никто не хочет! Ведь так устроен наш мозг и переучить левшу, это значит нарушить у него в голове гармонию!!! А то и еще хуже-психику! Честно скажу, когда вчера читала в темке девочек, которых переучивали, даже плакала. Со мной так жестко не поступали, но я помню, как руку держали, все время в напряжении... А я так хотела рисовать , возможно у меня что нибудь, да получилось бы, если б меня не переучили! Теперь я криворучка-ни правая толком, ни левая. Точнее, что то правой делаю, что то левой). Рисовать не могу от слова совсем!!!
Из четверых моих детей-трое левши. Сказала, костьми лягу, но не дам издеваться! Но я сильный человек, так Што со мной спорить бЭсполезно
Один деть (12лет), мягко подталкивался бабушками к переучиванию, пишет правой очень плохо, память жесть какая то, да и вообще медленный газ
Дочь ходит в изостудию, педагог постоянно гундит на тему левой руки, ребенка прям жалко. Старший сын, кстати всегда в школе идеально писал левой рукой, хотя многие на это смотреть даже не могли!
А вот это тупое предложение: Ой, возьми ручку в правую, тебе же левой неудобно! меня вообще бесило
*Anatolyevna
У нас зять левша, папа у него левша. Пишет правой, переучили. Хлеб режет левой, интересно смотреть как он делает левой рукой. Внук левша, в садике в группе есть такие дети, не переучивают.
*Чучелка
Цитата: Ирина Ф

Дочь ходит в изостудию, педагог постоянно гундит на тему левой руки, ребенка прям жалко.
Вот прости меня сейчас за резкость... Она дура? Давно уже отошли в школах и других обучающих заведениях от проблемы левой руки. Это норма. Реже встречающаяся (если не перевру - 15% населения), но норма. Скажи ей пару ласковых. Ради ребенка. Ей результат нужен (чтобы ребенок рисовал и знал теорию/основы)? Вот пусть и смотрит на результат. Она же не зубами и не ногами рисует (опять же - это не"извращение", а просто техника другая, наверное, будет с точки зрения педагогики. Есть же люди инвалиды, но это не значит, что они не имеют права рисовать), а рукой. Технически все так же, но зеркально. Вот пусть и идет нафиг. Прям злюсь я!)))

Я про своих предупреждаю: не вздумайте трогать и пытаться переучивать. Пару раз слышала где-то - а что ж вы не сказали))... А я настолько естественно это воспринимаю, что давно не замечаю вообще - правша ребенок или левша. У меня и мысли не возникает предупреждать как о какой-то особенности.
*Ирина Ф
Наташ, да, для меня это тоже естественный процесс, мне даже и в голову не пришло об этом говорить! Знаю, что сейчас к проблеме левшей не относятся, как к проблеме.
А на изо пару занятий назад педагог: ой, да что ж такое то! Ох уж эти леворукие дети! Делают всё медленно, ничего не успевают, плавают...
Я ей говорю, что у меня ребенок просто такой медленный и фееричный ( от слова фея ), ну уж точно не из-за левой руки. Плюс у нее дизартрия и это тоже накладывает свой отпечаток на всё! Но дочь хочет рисовать, ей нравится, это полезно. Тем более мы ходим в платную студию.
Слышу, педагог другой мамочке говорит: ой, у меня был мальчик левша, три года ходил ко мне, так ничему не научился. Думаю, эта фраза на меня была рассчитана


Добавлено Среда, 25 января 2017 года, 09:50

Я, кстати всё режу левой рукой)
Мамочка моя только недавно перестала возмущаться
*an_domini
Может быть, стоит изостудию поменять? Педагог всегда будет к Вашему ребенку с предубежением относиться.
А рисовать ребенок все равно будет всегда левой, это писать можно легко правой, влияет только на красоту почерка, а вот рисовать...
Научить, конечно, тоже можно, особенно чертить, там различий не будет. Но хорошее рисование требует особой моторики, а левая рука в данном случае ведущая.
Вообще хорошо учить владеть обеими руками, какие-то функции потом будут совмещаться в зависимости от обстоятельств и возраста. Например, на доске мне в школе и молодости удобнее было мелом рисовать левой, сейчас, заметила, чаще беру мел в правую руку.
Полезно на рояле играть для таких детей, обе руки сразу задействованы.
*kseniya D
А у меня оба ребенка леворукие, при том, что мы с мужем правши. Моя бабушка была левшой, больше родни леворукой у нас нет ни с одной, ни с другой стороны. Когда сын был маленький свекровь пыталась его переучить, я была категорически против и воспитатели в саду меня поддержали, несмотря на то, что это было начало 90-х и практика переучивания еще процветала. А дочь, естественно, никто и не пытался переучить. Оба довольно неплохо рисуют, но Ульяну уговорить пойти заниматься в изостудию никак не могу. Отказывается категорически.
Кстати, тест на "переплетение пальцев" и "позы Наполеона" мы с Ульяной не прошли . Я по нему левша, а она правша.
*Альбинка75
Какая разница какой рукой ребёнок рисует? На что это влияет, как положишь штрихи, мазки? Может преподавателю нужен другой подход в объяснении, не знаю... За всё время моей учёбы в художке, никогда не было замечаний по поводу левой руки.
Дочка моя сейчас студентка, второй курс технического вуза, любит все точные предметы, со школы они ей легче давались чем гуманитарные.
*Ирина Ф
Эх! Сменить изостудию... Дело в том, что у нас городочек маленький и выбора, собственно нет. Дочь очень хочет рисовать, сейчас стала анализировать и поняла, что там она теряет уверенность в себе. Стала говорить после занятий, что не успевает, потому что у нее ручка так работает... Вот так вот и отбивается желание(((
Буду разговаривать с мужем и решать эту проблему с изо.
*OlgaGera
Цитата: Ирина Ф
Я, кстати всё режу левой рукой)
Только ножи не правильные

Вообще какая то дискриминация левшей.
Хотела купить ломтерезку - они для правши. И не спорьте что можно перевернуть..
Швейные машинки - для правшей. Сколько раз я пальцы прошивала Больно... А нитку заправить в иглу машинки? Я бы поубивала бы тех кто так придумал - справа налево! В оверлоке тоже всё придумано для правшей.
Давно ли ножницы для левшей появились? А цена на них?
Теперь попробуйте купить ножницы зиг-заг для левшей. Ага. Их не существует. А для правшей - пожалуйста. Но праворукими ножницами не режет, а мнет тканюху. Так же и с овощечистками. Про мясорубку вааще молчу. Вс для правшей.
Самая лучшая в мире катушка для лески "Невская" тоже для правшей! Пробовала переделать. Можно, но замок не срабатывает...
Купила пельменьмашину и думаю... неужели сложно присобачивать ручку для кручения с двух сторон? Для правшей!!!!! сделана
Дискриминация!
*Чучелка
Цитата: Ирина Ф

Слышу, педагог другой мамочке говорит: ой, у меня был мальчик левша, три года ходил ко мне, так ничему не научился. Думаю, эта фраза на меня была рассчитана

Она точно дура. Реально надо менять студию или педагога. Она откровенно говорит гадости. И ребенок это слышит. Тебе зачем нужны какие-нибудь комплексы? Ребенку должно быть комфортно. И ей тоже надо в открытую сказать что ты думаешь о ее педагогическом таланте. С ее точки зрения, судя по твоему рассказу, левши - недалекие неумные тормоза.
*Olga_Ma
Цитата: Чучелка
Она точно дура. Реально надо менять студию или педагога.
ИРИНА, я полностью согласна с Наташей. У меня у подруги дочь левша и тоже ходит в платную изостудию, у нее все прекрасно, ей очень нравится, хотя ребенок трудный в плане общения, очень закрытый, все зависит от педагога!!!
*Helga-Light
Цитата: Ирина Ф
педагог постоянно гундит на тему левой руки
Ирина. все очень просто объясняется - она физически и наверное умственно не способна на обучение леворуких детей. Ей для твоего ребенка нужно все показывать с левой руки, а она этого не умеет и не хочет .
Почему так говорю - у меня в школе педагог, чтобы научить меня вязать сначала сама научилась это делать ЛЕВОЙ рукой, за что ей безумно благодарна! (Я потом себе свадебное платье с юбкой-солнце в пол из "Снежинки" связала крючком )
*Ирина Ф
Девы! Всем огромное спасибо за поддержку!!! Очень жаль будет лишить ребенка этих занятий! Дома, конечно я не смогу ей дать того, что нжно(
А девочка у меня очень открытая, доверчивая, любит всех вокруг просто! Никогда ни с кем не ссорится, она у меня какая то волшебная чтоли!) Поэтому ей еще тяжелей получать вот такие палки в колеса...
*Piano
У нас музыкальные школы оооочень любят леворуких детей, вот на любом струнном инструменте замечательно когда левая рука ведущая, а особенно на гитаре, скрипке, домре....
*Чучелка
Piano,

Вовка мой учится по классу гитары. Но. Несмотря на то, что он 100% левша - играет правой!! В смысле, ведущая правая.
*Piano
Нет конечно, ведущая левая, она прижимает ноты и берет аккорды, а правая щипает струны....
*Чучелка
Piano,

Да-да, именно так. Я не сильна в теории и терминологии, если что - могу запутать!)))
*ирман
У меня отец был левша и я тоже. В то время переучивали всех, в садике мне привязывали руку бинтом к телу, целый день так ходила, думала так надо, переучили, могу писать и правой и левой рукой одинаково. Всю жизнь проработала на швейной фабрике, проблем не было, обе руки рабочие. Два сына родились правшами, а вот внучок - левша.
*OlgaGera
Цитата: Чучелка
что он 100% левша - играет правой!! В смысле, ведущая правая.
а меня так и отправили ... далекоооооо. Препод как увидел, что я гитару держу наоборот, да еще и играю. Вообщем это была сцена из "Собачье сердце". Когда профессор лежал на полу, а Клим Чугункин плясал.
Да, у меня получалось играть держа гитару вверх ногами. Не перенатягивая струны и щипая их левой рукой.

А вот с большим теннисом мне повезло больше. Вот где меня хотели все тренеры, и я могла выбирать. Было счастие! Фехтование не прокатило... я упала с подиума на перелом... и 3 месяца в Морозовской Пробовала себя в фигурном катании. Партнер тоже был левша. Это меня спасло. Мне очень нравилось кататься. Но вращения и прыжки у меня получались в другую сторону. Вот так мы продержались лет пять - другие вращения, поддержки с другой руки... надоели мы тренеру и нас попросили заняться другим спортом...
*ирман
Лёлька, я 12 лет занималась волейболом, тоже здорово было, могла и правой и левой ударить, а в фехтование походила месяца два, что-то не понравилось.
*OlgaGera
Цитата: ирман
волейболом
А меня всегда отбирали на волейбол и баскетбол... Ростом Боженька не обидел, руки длиннючие, еще и левша.. А я не очень к командным видам спорта расположена, тихонько через пару занятий уползала
*ирман
Цитата: OlgaGera

тихонько через пару занятий уползала
А я наобород, ходила и в конькобежную, и в лёгкою атлетику, не моё, хотя результаты были очень хорошие, бог росточком тоже не обидел.
*telez
Цитата: Ирина Ф
А на изо пару занятий назад педагог: ой, да что ж такое то! Ох уж эти леворукие дети! Делают всё медленно, ничего не успевают, плавают... Я ей говорю, что у меня ребенок просто такой медленный и фееричный ( от слова фея ), ну уж точно не из-за левой руки. Плюс у нее дизартрия и это тоже накладывает свой отпечаток на всё! Но дочь хочет рисовать, ей нравится, это полезно. Тем более мы ходим в платную студию. Слышу, педагог другой мамочке говорит: ой, у меня был мальчик левша, три года ходил ко мне, так ничему не научился. Думаю, эта фраза на меня была рассчитана Подробнее: https://hlebopechka.ru/in...on=com_smf&topic=39449.20
А вы скажите ей, что Леонардо да Винчи тоже был левшой. Вот бы он удивился, что он медленный, ничего не успевает и ничему не научился!
Моя доча в прошлом году ходила вязанием заниматься, мне так интересно было, как её научат. Научили под левую руку! Я сама вяжу, но мне вот трудно перестроиться, когда доча просит показать, как вяжется какой-нибудь узор - я-то правша! Приходится переворачивать вязание в другую руку и соображать

Все рецепты

Рецепты для Великого поста

Еще постные рецепты
* *

Новые сообщения





Поиск по сайту