Утомление - одна из причин плохого поведения маленького ребенка

Поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей маленьких детей в возрасте до трех-пяти лет: «Почему малыш начинает плохо себя вести?»

Вариантов ответа несколько, их я касалась ранее в статьях и ответах читателям. Это и возрастные кризисы (1-го года, 3-х лет), и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление...

Если маленький ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, малыш часто болеет. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой «личностно-ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему малышу, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательной маме сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости:

* беспричинный плач, капризы;
* малыш начинает тереть глаза, зевать;
* сосет палец или погремушку, теребит пуговицу, сосет губу ;
* нарушается координация движений, особенно рук, ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре, например, при складывании пирамидки, при построении домика из кубиков;
* замедляются движения, появляется вялость;
* возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д.;
* может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые маленькие дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, кормление, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.).

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать детский сад, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т. д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

* От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.
* От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.
* От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
* От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т. д.).
* От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
* От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
* От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).

Рекомендации для родителей
Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:

* Соблюдайте режим.
* Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.
* Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
* Если ребенок еще совсем маленький, младенец, чаще переворачивайте его (на спинку, на бочок, на животик).
* Предлагайте новые игрушки, игры.
* Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.
* Чередуйте спокойные и активные занятия.
* Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке, кормлению. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т. д.
* Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
* Не заставляйте маленького ребенка долго ждать.
* Разговаривайте и играйте с малышом.
* Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).

Ольга Анисимович, педагог-психолог

Похожие темы


НАРa
все верно....... мой малыш весь день активничает... хорошая статья

AnetKa
Вот на счет полежать в кровати, у меня старший так и делает. Только жаль... когда я только отвернусь он норовит разбудить младшего, ведь ему же скучно.

Chardonnay
* может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
Мои верхние молодые соседи укладывали маленького ребенка 1-1,5 года спать в 11-12 вечера. «Бешение» у мальчика начиналось в 8 - 9 вечера, к этому времени он, видимо, как раз уставал. А они этого не понимали - начинали на него орать, гонять «иди отсюда» и т. д. Он бегал, как заведенный, по кругу по квартире, мог стоять и несколько минут хлопать дверью, стучать игрушкой бесконечно.. Кто бы объяснял таким «родителям», что ребенок - это не маленький взрослый

Туманчик
У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости.
мой Сашуля когда уставал всегда волосенки на пальчик начинал наматывать... чаще волосы мои. Пришлось мне стричься коротко. Он намотает, а потом рывком к себе. Но зато явняй признак, что пора баиньки... До сих пор (ему почти 7) к вечеру у него пальчики на макушке и крутит... крутит..

Туманчик
старший капризничал... младший самый конкретный: «я устал. спать хочу». завернулся и ушел в кроватку.

dream
Советуют умственные занятия чередовать с активными. Особенно если ребенок проявляет заинтересованность. Перекос в одну из сторон чреват скукой, нарушением познавательного процесса, переутомлением.



Интересное в разделе «Наши дети»

Пасхальные блюда

Новое на сайте