🔎
*shade
мир вам хлебопёки!

Почему березы белые?


Большинство деревьев покрыты корой коричневого цвета и лишь берёза имеет белый ствол. Берёзы – уникальные деревья, их не спутать ни с чем, но почему их ствол обладает таким окрасом и почему в ходе эволюции именно они стали белыми воронами во всем царстве растений?
Биологи утверждают, что белая кора не дает березе никаких особенных преимуществ. Хотя сам по себе белый цвет в мире растений встречается часто. В основном, в цветковых растениях (где используется для привлечения опылителей). При этом белый цвет лепестков получается не за счёт белого пигмента, а за счёт того, что они состоят из прозрачных клеток, соединённых воздушными пустотами. Из-за этих пустот лепесток выглядит белым (так же, как и белый сугроб на самом деле состоит не из белых, а прозрачных снежинок).
Но у берёз все иначе – белый цвет их ствола образуется не за счёт прозрачных клеток и воздушных пустот, а с помощью редкого белого пигмента – бетулина с любопытными свойствами. В первую очередь он приносит березе пользу, выполняя фунгицидную функцию и защищая дерево от грибковых заболеваний. Во-вторых, бетулин нашел широкое применение в медицине: он умеет запускать апоптоз клеток некоторых видов опухолей, способствует уменьшению атеросклеротических бляшек и снижению веса. На данный момент исследования бетулина продолжаются, а берёза остаётся одним из красивейших и изящных деревьев.



Почему скрытые силы называют «пятая колонна»?

Вы наверняка слышали, как организации или силы, которые препятствуют какому-либо ходу событий, называют «пятой колонной». При этом действия таких людей, как правило, носят скрытный характер. Зачастую они даже притворяются сторонниками какой-либо идеи, но лишь для того, чтобы попасть на ключевые места в иерархии управления и получить больше возможностей препятствия происходящему. Но почему «пятая колонна»? Разве недостаточно слов «шпион» или «саботажник»?
«Пятая колонна» употребляют, когда хотят подчеркнуть массовость скрытых противников. Не просто указать на наличие отдельных несогласных, а на организованное сопротивление больших групп. Называя кого-то «пятой колонной», пытаются указать на вредность и опасность его действий. Это понятие обрело негативный оттенок в наше время и используется чаще всего в пропагандистских целях в отношении «плохих сил», противодействующих «хорошим силам».
Изначально термин «пятая колонна» не был негативным и появился впервые в 1936 году в Испании. Революционеры под командованием генерала Франко вели наступательные действия на Мадрид. В городе у них было множество сторонников, которые не выступали открыто против, но находились на территории, контролируемой правительством. Испанский же генерал-революционер в радиообращении к жителям столицы заявил, что в его распоряжении не только четыре армейские колонны, ведущие боевые действия, но и в самом Мадриде есть ещё «пятая колонна», готовая поднять мятеж. Термин быстро распространился по всей Европе и в ближайшей Второй мировой войне «пятой колонной» уже называли немецкую агентуру, помогающую наступавшим войскам захватывать целые страны.



Откуда пошло выражение «кто не рискует, тот не пьёт шампанское»?

Всем известное выражение «кто не рискует, тот не пьёт шампанское» появилось во Франции и изначально подразумевало вовсе не метафору, а абсолютно прямое значение!
История происхождения этого крылатого выражения связана с известной многим мадам Клико. Овдовев, бывшая жена торговца шерстью и винодела Франсуа Клико, решила продолжить винное направление семейного бизнеса. Сконцентрировавшись на игристых винах, она смогла значительно улучшить технологический процесс изготовления настоящего шампанского, добившись высочайшей степени качества.
Шампанское «Вдова Клико» пользовалось огромной популярностью среди высшего общества и высоко ценилось даже самыми взыскательными гурманами, однако игристое имело один недостаток. Для того, чтобы спуститься в погреб за бутылкойЮ нужно было обладать недюжинной смелостью – ведь бутылки шампанского имели свойство неожиданно взрываться и могли поранить находящегося в погребе человека! Поэтому несчастные сомелье тех времён нередко получали весьма неприятные увечья. А в их ежедневный обиход прочно вошло выражение «кто не рискует, тот не пьет шампанское!».
После ряда несчастных случаев для походов в погреб даже стали одевать специальные защитные костюмы, а позднее довели до ума технологию изготовления игристых вин и свели риск взрыва бутылки к минимуму. Но поговорка распространилась далеко за пределы Франции, а её значение стало гораздо шире.

Поделиться…
*КроНа
Девиз Олимпийских игр изменен на сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в Токио (Япония). Его утвердили единогласно.

Теперь девиз будет звучать так: «Быстрее, выше, сильнее — вместе» (на латыни: citius, altius, fortius — communis).
Ранее он был таким: «Быстрее, выше, сильнее!»
Этот девиз утвердил первый олимпийский конгресс еще в 1894 году. Новый девиз предложен главой МОК Томасом Бахом.
Ушла эпоха.
*Irgata
Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом Земли.

*shade
мир вам хлебопёки!

Как Бродвей стал театральным и уже 300 лет сохраняет свой престижный статус


Уйти из Голливуда на Бродвей, пусть не навсегда и даже ненадолго – обычная для актеров практика. А сам нью-йоркский театр может похвастаться блистательной и довольно долгой историей. На протяжении почти трех столетий идет процесс эволюции шоу на Бродвее: когда-то оперы вытеснялись опереттами, водевилями, варьете, появлялись мюзиклы, переосмысливались старые пьесы и получали признание новые. Даже появление кино не лишило Бродвей статуса центра культурной жизни Нью-Йорка, зато сказалось на репертуаре театров.
История Нью-Йорка началась в двадцатых годах XVII века, когда это поселение еще носило название Новый Амстердам, поскольку до 1667 года было частью голландской колонии. Название «Бродвей» – калька с голландского breede weg, что тоже означало «широкий путь». Бродвей стал одной из первых больших улиц города, и теперь он тянется на десятки километров. Офисы, магазины, торговые центры – все почти как в любом мегаполисе мира, за исключением той части, что принесла Бродвею мировую славу. Речь о Театральном квартале на острове Манхэттен.
В 1732 году актеры Уолтер Мюррей и Томас Кин, до этого странствующие с труппой по городам Америки, открыли первый в Новом Свете театр. Он располагался на улице Нассау на Манхэттене и вмещал до 280 зрителей. Довольно ничтожный размер по нынешним меркам – сейчас такой театр даже не получил бы статуса собственно «бродвейского». Тем не менее, начало новой индустрии было положено.
Второй театр появился уже спустя три года – демонстрация перед жителями Нью-Йорка актерского мастерства оказалась делом прибыльным. Большой популярностью пользовались пьесы Шекспира. И поскольку зрители были готовы платить за посещение спектаклей, новые площадки не заставляли себя ждать. Следующее столетие стало временем расцвета театра в Нью-Йорке. Большой театр на 2000 зрительских мест открылся в Нью-Йорке в 1798 году.
Опера, на которую ходили представители высшего класса; варьете и мелодрамы, привлекавшие тех, кто попроще, пользовались постоянным успехом и исправно пополняли кошельки хозяев театров – особенно если на главные роли приглашали звезд. Одним из лучших актеров Нью-Йорка, «главным Гамлетом» в середине XIX века был Эдвин Бут, чья карьера оказалась омраченной родством с Джоном Уилксом Бутом, тоже актером. Младший брат Эдвина в апреле 1865 года совершил убийство президента Авраама Линкольна – произошло это опять-таки во время спектакля, правда, не в Нью-Йорке, а в Вашингтоне.
Бродвей против Голливуда

Бродвей, а точнее небольшая его часть на Манхэттене, где концентрировалась театральная жизнь, предлагал зрителям все более зрелищные и яркие шоу. Появились мюзиклы, в которых актеры не только пели, но и танцевали, за ними пришла пора бурлеска – комедийного, а потом и развлекательно-эротического шоу. Популярности театров способствовало и улучшение транспортной обстановки в городе, и реформа уличного освещения: во второй половине XIX века часть Бродвея, проходившая через Театральный квартал, освещалась так ярко, что получила название «Великий белый путь».
Но тут пришла пора кинематографа – он угрожал не просто составить театру серьезную конкуренцию: поговаривали о том, что вся индустрия бродвейских спектаклей теперь уйдет в прошлое. Тем не менее, шоу продолжались – с яркими музыкальными номерами и эффектными декорациями, которые кино в начале своей истории еще не могло себе позволить. Большой популярностью пользовались спектакли, поставленные по произведениям современников – в том числе Пэлема Гренвилла Вудхауза. К тому же, востребованными оказались и «серьезные» пьесы – Юджина о’Нила, Теннесси Уильямса, Артура Миллера. В пятидесятых годах Бродвей как центр театральной жизни переживал свой очередной расцвет.
Шоу на Бродвее могло идти всего несколько недель либо существовать годами и даже десятилетиями – в зависимости от интереса публики. На настоящий момент рекордсменом по количеству спектаклей является мюзикл «Призрак оперы», впервые сыгранный на сцене в 1988 году и до сих пор не снятый с показа. На втором месте в этом списке – мюзикл «Чикаго», на третьем – «Король Лев». Успешные проекты, как правило, переживают и экранизацию.
ассовые сборы в бродвейских театрах все последние десятилетия поражают воображение, а потому все внимание боссов этой индустрии направлено на то, чтобы сохранять интерес публики к шоу и обеспечивать их прибыльность. Поэтому излюбленным приемом руководителей театров стало привлечение к участию в спектаклях звезд все того же Голливуда: на актера или актрису, чье лицо узнают во всем мире, гарантированно придут смотреть и любители театра. К тому же, львиную часть дохода от продажи билетов обеспечивают туристы (во всяком случае, так было до недавнего времени, когда пандемия внесла свои коррективы).
Бродвейскими могут стать лишь те театры, вместимость которых составляет 500 зрителей и более. Другим, более камерным нью-йоркским театрам поэтому досталось название «офф-Бродвей», или «внебродвейский» – речь идет о заведениях, готовых принять на шоу от 100 до 499 зрителей. Есть и «офф-офф-Бродвей», это совсем маленькие театры вместимостью до 99 человек. Впрочем, некоторым из «маленьких» театров удавалось поставить и мюзиклы, ставшие впоследствии самыми что ни на есть «бродвейскими», например, знаменитую постановку «Волосы».
Для актеров театров Бродвея учреждена отдельная премия – «Тони». Она вручается именно тем, кто занят в спектаклях Театрального квартала. Среди самых ярких звезд Бродвея – Анджела Лэнсбери, Лайза Миннелли, Элизабет Тейлор, Энтони Куинн, Аль Пачино – а вообще список слишком длинный, чтобы перечислить всех.
Звездами становятся и те, кто создает всемирно известные мюзиклы. Один из ведущих композиторов и лауреат «Тони», Эндрю Ллойд Веббер, написал несколько произведений, ставших хитами Бродвея – это рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», мюзикл «Кошки», впервые увидевший свет на лондонской сцене в мае 1981 года и спустя полтора года приехавший на Бродвей, «Призрак оперы» и «Эвита».
Кстати, особенностью бродвейских театров стало и то, что название их пишется со словом theatre, вопреки общему правилу американского английского, в котором «театр» обозначают как theater. Это можно увидеть и на вывесках самих заведений, и на афишах. С марта 2020 года театры Бродвея закрыты, а возобновление театральной жизни Нью-Йорка планируется с осени 2021 года.



*Irgata
Станислав Дробышевский.
Человек разумный, шизофрения, “бабушкизация” и настройка Вселенной.


Перенаселение, психические патологии, истощение природных ресурсов...
Человек – результат несовершенства его предков, продолжающий платить высокую цену за собственную разумность. На пути от первых пещерных укрытий к современной цивилизации не вооруженная ничем кроме собственного мозга обезьяна переписала все правила, по которым природа жила миллионы лет до появления первых хомо. Но как вчерашней жертве обстоятельств так быстро удалось стать фактором, определяющим будущее целой планеты? Разобраться в этом нам поможет Станислав Дробышевский – самый меметичный антрополог в интернете, бородатый сгусток обаяния, ну и уже практически наш постоянный гость.



В таких интервью много зависит от ведущего. Тут хороший ведущий, не перебивает, вопросы задаёт грамотно, и довольно приятный голос.
*Irgata
Почему шведы не любят Карлсона?

*Irgata
Айзек Азимов у Леттермана.
21 октября 1980

Айзек Азимов в гостях у Дэвида Леттермана представляет второй том автобиографии «По-прежнему чувствую радость». Это 221 опубликованная его книга.
Беседа шла о секретах такой писательской продуктивности, о «Звездных войнах», о космической гонке и о его прогнозах и видении будущего медицины, связи и военных разработок. И в одном из своих прогнозов он описал нечто похожее на Ютуб, когда «у каждого будет свой телевизионный канал».
Лёгкая и в то же время глубокая беседа с одним из выдающихся деятелей 20 века.

*shade
мир вам хлебопёки!

7 опечаток, за которые пришлось заплатить невероятно дорого

Потерянный дефис НАСА. Ущерб: $80 миллионов

Дефис — далеко не самый важный знак препинания, однако в 1962 году его отсутствие в коде бортового компьютера стоило НАСА 80 миллионов долларов. Речь идёт о запуске направлявшегося к Венере космического аппарата «Маринер-1», который вследствие маленькой ошибки потерял управление и был уничтожен на 293 секунде после старта. Английский писатель и учёный Артур Кларк написал через несколько лет, что Маринер-1 был «уничтожен самым дорогим дефисом в истории».

Случай со старинным элем. Ущерб: $502 996

Недостающая буква «р» в названии 150-летнего эля стоила незадачливому продавцу больше полмиллиона долларов. Несколько коллекционеров знали, что на аукцион должны выставить редкую бутылку напитка под названием «Allsopp’s Arctic Ale», но не смогли её найти, потому как продавец опустил в названии одну букву «р» и продавал «Allsop’s Arctic Ale». В результате в аукционе приняло участие только два претендента, и бутылка ушла за 304 доллара. Покупатель исправил ошибку и тут же продал бутылку за 503 300 долларов.

Ошибка в Библии, поменявшая смысл заповеди на прямо противоположный. Ущерб: $4 590

В 1631 году английские печатники выпустили Библию с ошибкой в седьмой из десяти заповедей — была пропущена частица «не». В их изложении заповедь стала звучать как «прелюбодействуй». Эту Библию окрестили «Библией прелюбодеев», издателей оштрафовали на три тысячи фунтов, а весь тираж пришлось уничтожить.

Макароны с расистским уклоном. Ущерб: $20 000.

В кулинарной книге «Penguin», выпущенной в Австралии, оказался рецепт макарон, где блюдо рекомендовалось приправлять «свежемолотыми черными людьми» («freshly ground black people»). Оказалось, что причиной появления скандального рецепта стала ошибка корректора, и в этом месте подразумевался «свежемолотый черный перец» («freshly ground black pepper»). Отзывать уже проданный тираж не стали, однако не успевшие разойтись 7 тысяч экземпляров были уничтожены и перепечатаны заново.

Продажа акций по низким, катастрофически низким ценам. Ущерб: $340 миллионов

В декабре 2005 года трейдер японской компании Mizuho Securities получил заявку на продажу одной акции по цене 610 тысяч иен за штуку. Он перепутал количество акций и цену и, в результате, выставил 610 тысяч акций по цене 1 иена. Эта ошибка вызвала хаос на рынке, обвал индекса Nikkei и привела к отставке руководства Токийской фондовой биржи. Ущерб составил 340 миллионов долларов.

Рекордно дорогая рекламная акция. Ущерб: $50 миллионов

В 2007 году автодилер города Розуэлл (Нью-Мексико) придумал «блестящий» рекламный ход: выпустить и разослать 50 тысяч лотерейных билетов, в одном из которых находился выигрыш на тысячу долларов. Но компания, которая должна была печатать билеты, по ошибке сделала выигрышными их абсолютно все. То есть общая сумма выигрыша составила 50 миллионов. Не в состоянии выплатить долг автодилер пообещал выдать за каждый выигравший билет по подарочному сертификату стоимостью в пять долларов.

Экзотический отпуск становится эротическим. Ущерб: $10 миллионов

Несколько лет назад туристическая компания из Калифорнии «Sonoma» решила разместить свой баннер в справочнике «Жёлтые страницы». Когда реклама начала приносить первые плоды, они поняли, что жестоко ошиблись. Вместо «экзотических путешествий» в справочнике были обещаны «эротические». В результате фирма получила совсем не ту популярность, на которую рассчитывала. Ошибка стоила типографии 10 миллионов долларов, которые отсудила у них туристическая компания.

Все рецепты

Случайные рецепты

* *

Новые сообщения