С Днём народного единства!

ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ!

С Днём народного единства!

Что мы празднуем 4 ноября? Исторический экскурс под спойлером:
Перевезенцев С. В.

Преодоление смуты

Смутное время в Московском государстве в начале XVII в. (Великое московское разорение, Лихолетье) — устоявшееся в исторической науке и литературе обозначение эпохи кризисов и катаклизмов, едва не разрушивших Московское государство в начале XVII в. Именование «Смутное время» период конца XVI — начала XVII веков получил не только потому, что в Российском государстве воцарилась политическая Смута — разрушение общегосударственной власти, угроза потери национальной и религиозной независимости. Тяжелейшие потрясения, выпавшие на долю России в начале XVII в., значительным образом потрясли и самые основы всего русского национального сознания. Во всяком случае, «брожение умов», потеря смысла бытия и исторической перспективы в народном сознании, тоже стали одними из причин именования этого периода, как «Смутного времени», ибо Смута властвовала в умах и душах людей.

Социально-экономическими и политическими причинами Смуты стали события второй половины XVI в. В годы опричного правления Ивана Грозного и неудачной Ливонской войны на Россию обрушился целый ряд бедствий, породивших социальную напряженность во всех слоях русского общества. Для обеспечения экономического существования государства русское правительство значительно увеличило налоговый гнет. Кроме того, правительство, обеспокоенное массовым бегством тяглого населения, в 90-е гг. XVI в. временно запрещает переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день (указ 1592/1593 г.) и устанавливает пятилетний срок розыска и возврата беглых тяглецов на старое место (указ 1597 г.). Так был сделан первый и решительный шаг к закрепощению русских крестьян. Уходя от налогового бремени и закрепощения, многие русские люди бежали на окраины страны, превращаясь в вольных людей — казаков.

После смерти в 1584 г. Ивана Грозного царем стал его сын Федор Иванович, в правление которого вся полнота власти принадлежала царскому шурину боярину Б. Ф. Годунову. Сводный брат Федора Ивановича царевич Димитрий Иванович погиб в Угличе 15 мая 1591 г., как обычно подчеркивают историки, при недостаточно выясненных обстоятельствах. Но уже вскоре в смерти царевича стали обвинять Бориса Годунова, якобы подославших в Углич убийц. После смерти бездетного царя Федора Ивановича (7 января 1598 г.) в России возник династический кризис — династия Рюриковичей прекратила свое существование. Для преодоления этого кризиса в феврале 1598 г. был созван Земский избирательный собор. Новым государем был избран Борис Федорович Годунов. Но несмотря на несомненные административные таланты, царствование его было недолгим и неудачным.

Начало XVII в. ознаменовалось страшным трехлетним голодом и массовым мором, погубившим до трети населения страны. Повсеместно помещики, оказавшиеся не в состоянии кормить своих холопов и дворовых слуг, выгоняли их из своих усадеб. Обреченные на голодную смерть люди объединялись в разбойничьи отряды. По самым осторожным подсчетам это стихийное и пока еще явно разбойничье движение охватило 19 западных, центральных и южных районов страны. Все перечисленные события самым отрицательным образом сказались на авторитете Бориса Годунова, который не имел в глазах современников того сакрального значения, который был у прежних «прирожденных» государей и стал считаться «неистинным» царем. В этих условиях появление царей-самозванцев стало неизбежным.

В 1601 г. в Польше объявился человек, выдававший себя за царевича Димитрия Ивановича, чудесным образом спасшегося от подосланных Борисом Годуновым убийц. В русскую историю этот самозванец вошел под именем Лжедмитрия I. Множество людей поверило в то, что этот человек является истинным сыном Ивана Грозного и имеет право занять русский трон. Вскоре после смерти Бориса Годунова (13 апреля 1605 г.) Лжедмитрий I торжественно вступил в Москву и занял царский трон. Но через год в новом царе разуверились и в мае 1606 г. он был убит в результате восстания. Одной из важнейших причин недовольства москвичей Лжедмитрием было то, что и он, и его жена Марина Мнишек откровенно отказывались исполнять православные обряды. В частности, они отказались от причастия по православному обряду после своей свадьбы.

После гибели Лжедмитрия и бегства Марины Мнишек, царем стал знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский, который занял престол даже без «приговора» Земского собора. В правление Василия Шуйского произошло выступление повстанческой армии И. И. Болотникова, а затем объявился новый самозванец Лжедмитрий II, который при поддержке литовцев и поляков пришел к Москве и занял село Тушино. Блокированный в Москве Василий Шуйский вынужден был обратиться к Швеции и с помощью шведских войск в марте 1610 г. разгромить Тушинский лагерь самозванца. Но, воспользовавшись заключением русско-шведского союза, России объявил войну польский король Сигизмунд III. Римско-католическая церковь придала польскому вторжению в Россию значение крестового похода. Еще в конце сентября 1609 г. польские войска осадили крепость Смоленск, который героически сопротивлялся. Однако 24 июня 1610 г. у деревни Клушино польский отряд гетмана С. Жолкевского разгромил русскую армию. В Москве произошло восстание, Шуйский был свергнут, власть в Москве перешла к боярскому правительству — «Семибоярщине», признавшей русским царем польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Боясь народного возмущения «седмочисленные бояре» в ночь с 20 на 21 сентября 1610 г. тайно впустили польские войска в Москву и в Кремль. Фактически, Русское государство потеряло независимость.

В общественном сознании понятие «царь» в той или иной степени утратило свою сакральность, свое религиозно-мистическое значение, а само царское звание стало доступно любому, кто захотел бы его получить. В условиях полного разрушения Русского государства, потери авторитета царской власти единственным авторитетом в народном мнении осталась Церковь, и, в первую очередь, патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Уже сразу после своего избрания на патриарший стол летом 1606 г. патриарх Гермоген попытался духовно и практически объединить русский народ в борьбе со Смутой. Именно с этого момента начинается процесс всенародного покаяния, призванный укрепить людские души, очиститься от грехов и совместными усилиями покончить с «лихолетьем». Процесс всенародного покаяния начался с факта церковного прославления в июне 1606 г. младшего сына Ивана Грозного царевича Димитрия. Зимой 1607 г. патриарх Гермоген в целях успокоения страны свершил акт прощения и разрешения всех православных христиан за измены и клятвопреступления, совершенные против Бориса Годунова и Лжедмитрия. И хотя после этого события брожения в народе не закончились, но начало всенародному покаянию было положено.

В 1610 г., после того, как поляки и литовцы заняли Кремль, патриарх Гермоген поначалу согласился на то, чтобы русским царем стал польский королевич. Но он подписал такую Договорную запись с поляками, которая резко ограничивала возможности Владислава по изменению духовного и политического строя России. А после того, как польский король Сигизмунд III нарушил условия договора и сам захотел занять русский престол, именно патриарх Гермоген с декабря 1610 г. начинает рассылать по всей России грамоты с призывом к народному сопротивлению врагу. В этих грамотах святитель Гермоген дает «разрешение» русскому народу от присяги польскому королевичу Владиславу. Факт этого «разрешения» от присяги нельзя недооценивать — таким образом, патриарх создавал законные основания для объединения сил русского народа в стремлении к освобождению, а сама борьба против польско-литовских войск принимала легитимный характер. Кроме того, патриарх Гермоген благословил подготовку Первого ополчения и распорядился, чтобы другие церковные архиереи составляли поучительные грамоты в полки и писали во все города от его имени, чтобы все стояли за веру. Как считают современные исследователи, именно формулировка «благословение патриарха» стала основной в посланиях времени Первого ополчения. Более того, можно утверждать, что святейший Гермоген стал знаменем восстания и духовным лидером ополчения. И только имя патриарха Гермогена могло объединить в тот период самые различные элементы русского общества.

Примеру святейшего патриарха последовала и вся Русская Церковь. Фактически во времена Первого и Второго ополчения представителями высшей центральной власти на местах считаются местные церковные иерархи с Освященными соборами, которые начинают выполнять функции глав местных правительств. Поляки понимали значение личности патриарха для русского народного движения сопротивления. В начале 1611 г. его арестовали, заточили в темницу, а затем уморили голодом (17 февраля 1612 г.). Однако и после смерти святейшего патриарха Русская Церковь осталась во главе народного сопротивления. Итак, в самую страшную годину Смуты именно Церковь стала духовным, идейным и организационным центром собирания народа на подвиг «самоустроения».

А в сознании русских людей возрождается идея гибели Руси, впервые появившаяся в XIII в. в годы монголо-татарского нашествия. Но теперь «гибель» богоизбранной Русской державы напрямую ассоциировалась с гибелью всего мира и приходом антихриста, предтечей которого стали считать Лжедмитрия I. Причины гибели Руси осмысливались в традиционном для русского православного сознания духе. Главная причина — наказание Божие «за грехи наши». При этом для русских мыслителей начала XVII века характерно было признание всеобщности греха русского народа, утерявшего «страх Божий». В то же время, в отдельных публицистических произведениях начала XVII в. присутствуют и попытки определить социальные причины Смуты. Так, во «Временнике» Ивана Тимофеева (Семенова) говорится, что виновность русского общества, помимо морального несовершенства, заключается в его «бессловесном молчании» и «самопослушании». А «Сказание Авраамия Палицына» еще более категорично. Главный грех русского народа, — «всего мира безумное молчание», — трактуется Авраамием Палицыным как подавление общественной инициативы, обернувшееся своеобразным социальным эгоизмом. Выход же состоял в том, чтобы восстановить традиционные древние обычаи, прежде всего, власть «истинного» (законного) царя-Помазанника Божиего.

Видя беззаконное поведение поляков и стойкую позицию патриарха Гермогена, русские города начали ссылаться между собой грамотами с жалобами на «конечную погибель», пленение и разорение. В этих же посланиях раздается призыв к объединению сил для борьбы с иноземными захватчиками. Со второй половины 1610 г. по всей стране начинает складываться Земское освободительное движение. В отсутствии центральной государственной «Земля» сама встала на спасение России от интервентов. К началу 1611 г. центр народного сопротивления смещается в Рязанские земли и уже в феврале 1611 г. земские рати двинулись к Москве. Руководство земскими отрядами постепенно сосредотачивается в руках «Советов всей Земли», первый из которых впервые упоминается именно в Рязанском ополчении. На основе рязанских полков под Москвой формируется Первое освободительное ополчение. 7 апреля 1611 г. в Первом ополчении возникает центральное народное правительство, которое получило название «Совет всей Земли», а «начальниками» его были избраны П. П. Ляпунов, князь Д. Т. Трубецкой и И. М. Заруцкий. 30 июня 1611 года по требованию ратных людей и казаков, был выработан знаменитый Приговор, оформивший сословно-представительную организацию власти и порядок управления страной. Но после смерти Ляпунова (22 июля 1611 г.) единое Первое ополчение фактически начало распадаться.

Постепенно в сознании русского народа все большее распространение получает идея необходимости покаяния. Особенно ярко этот процесс проявился в практике знамений и видений, небывалое ранее по своей массовости явление которых произошло в Смутное время: с конца XVI по начало XVII в. в различных источниках зафиксировано сообщения о 80-ти знамениях, и 45 эпизодов, содержащих 78 оригинальных рассказов о видениях. Наиболее яркий пример стремления народа к духовному очищению предоставляет нам реакция на Нижегородское видение, свершившееся 28 мая 1611 г. Уже летом 1611 г. видение записывается и появляется «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде». Затем, осенью 1611 — зимой 1612 гг., грамоты с текстом «Повести» рассылаются по всей стране. Нижегородское видение стало прямым катализатором активных действий. Везде, где о нем получали известие, устанавливался строжайший трехдневный пост. Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо высших властей. Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакций на Нижегородское видение. И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде начинает формироваться Второе ополчение под руководством К. Минина и князя Д. М. Пожарского. Избрав местом своего пребывания и сбора земских сил Ярославль, Второе ополчение создает новый «Совет всей Земли», при котором создаются свои органы центрального административного управления. А когда в октябре 1612 г. под Москвой Второе ополчение объединилось с отрядами Первого ополчения, то в объединившемся ополчении были воссозданы общеземские (фактически общегосударственные) органы власти, центральное приказное управление. Было образовано своего рода коалиционное Земское правительство с участием «начальников» обоих лагерей. Совместными усилиями русские рати освободили Москву от иноземного врага — 26 октября 1612 г. сдался польский гарнизон Кремля и 27 октября отряды ополчения вступили в Москву. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя — Михаила Федоровича Романова. Но Смутное время не закончилось и еще до 1618 г. России пришлось вести войны с Речью Посполитой и Швецией.

С Днём народного единства!

chaki2005
День Казанской Божьей Матери.

Икона Казанская Божья Матерь - надежная покровительница земли Российской и ее жителей.

Казанская Икона Божьей Матери - одна из самых почитаемых и любимых святынь в русском православии. Чудотворная Матушка Казанская неоднократно в тяжелые для России времена подавала помощь там, где казалось, надежды на спасение уже нет. Казанской иконой благословляют на брак или важное жизненное начинание, её дарят при крещении младенцев, берут с собой в дальний путь. Многие, прибегающие с искренней мольбой к этому святому образу, получают в различных жизненных трудностях помощь от Самой Пресвятой Богородицы.

Икона Казанская Божья Мать чудесно обретена была 21 июля (по новому стилю) 1579 года - эта дата празднуется как «летняя Казанская». Явлению иконы предшествовал пожар, который, занявшись от дома стрельца Даниила Онучина, превратил в пепелище половину Казани и даже часть кремля.
Вскоре после этого страшного события десятилетней Матроне Онучиной, дочке Даниила, было видение. Сама Богородица явилась ей во сне и указала место, из которого следует достать Ее Святой Образ. Девочка, рассказала о знамении матери, но та, не поверив ей, только отмахнулась. Видение Матроне повторилось, но точно так же не поверили градоначальники и архиепископ, когда она вместе с матерью обратилась к ним. После третьего, теперь уже грозного повеления Пречистой Девы, сама Матрона во время раскопки пожарища на месте печи дома родителей откопала Святой образ.

Икона Богородицы, долго хранившаяся в земле и добытая оттуда, сияла дивным светом, словно вновь написанная.
Этот Святой Образ Богородицы был, предположительно, списком (копией) древней иконы, хранившейся во Влахернском Храме Константинополя, написанной самим евангелистом Лукой. Согласно церковным правилам иконографии Богородицы, такой образ называется Одигитрия - Путеводительница. Богомладенец на нем изображен с поднятой благословляющей десницей, прекрасные добрые глаза смотрят с образа по-отечески приветливо и нежно. Пречистая Его Матерь, представленная оглавно, преклонила к Сыну голову, взгляд Ее выражает любовь и задумчивость.
Возможно, в землю Икону Казанской Божьей Матери во времена татарского правления спрятал кто-то из уверовавших мусульман или русских пленников.

При перенесении Образа Божьей Матери в Храм Святителя Николая и далее в Благовещенский Собор случились первые чудеса. Слепцы Иосиф и Никита, участвовавшие в шествии Крестного хода, состоявшегося при этих событиях, получили прозрение.
В следующие годы списки этой чудотворной Иконы Богородицы многократно оказывали помощь не только отдельным страждущим, но и всему государству российскому.
Сама же обретенная Икона Казанская Божья Мать была украдена святотатцами безвозвратно в 1904 году. По одной версии злоумышленники, которых заинтересовал только дорогой оклад, Ее уничтожили, а по другим - Она была передана ими старообрядцам.

Первый список Казанской Иконы Божьей Матери (след его утрачен) был доставлен в том же, 1579 году, царю Иоану IV (Грозному). Он повелел на месте обретения Чудотворного образа построить Храм во имя Богоматери Одигитрии и устроить монастырь. Сегодня в Казани пребывают два списка Казанской Иконы Богоматери, отмеченные чудотворением: в храме Ярославских Чудотворцев и Крестовоздвиженском соборе.

В Москве в Елоховском Богоявленском Соборе также находится Чудотворный Образ Казанской Божьей Матери. Именно этот список помог князю Пожарскому вдохновить собравшихся русских ратников на поход против поляков в Смутное время в 1612 году. В память об этом освобождении Москвы и возрождении России 4 ноября отмечается осенний праздник Иконы Казанской Богоматери.
В Санкт-Петербурге в Казанском Соборе, специально устроенном в Ее честь, помещена Икона Казанской Божьей Матери, особо почитаемая за чудотворения. У этого образа накануне Полтавского сражения в 1709 году Петр I приносил молитвы о даровании победы.

Владычица Небесная помогала при обращении к Ее Казанским Иконам и в годы обеих Отечественных войн.
В 1812 году сам князь Кутузов просил небесной помощи в войне с французами у Иконы Казанской Божьей Матери.
В Великую Отечественную войну самолет, управляемый личным пилотом Сталина, совершил облет вокруг обороняемой Москвы с чудотворным Казанским Образом на борту.
Казанская Божья Мать, пронесенная Крестным ходом в блокадном Ленинграде, укрепила волю его защитников и не дала немцам войти в город.
В дни Сталинградской битвы Казанскую икону привозили на самые ответственные трудные участки. И бойцы горячо молили Небесную Заступницу оказать свою дивную поддержку.

Чудная помощь Пречистой Девы, подаваемая от Ее Казанской иконы, не прекращается и поныне. Всем, притекающим с верой и мольбой к Святым Божьим иконам, подается небесная милость. И сегодня Икона Казанская Божья Матерь, заступница земли российской, неустанно следит за ее благоденствием. Поэтому трудно найти в России такой православный храм, в котором не было бы этого Ее Святого образа. Каждый проваславный Россиянин должен знать, что Казанская Икона Божьей Матери значение которой столь велико для земли русской, всегда будет остоваться её покровительницей. С апреля 2011 года на борту Международной Космической станции в российском сегменте тоже находится такая икона. С космической высоты простирает Казанская Божья Мать над всем миром и нашей Россией свой Благодатный Покров. Источник

Наталия К.
С ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА!

MariS
С праздником! С днем народного единства!

НатальяВоронеж
С праздником народного единства!

lettohka ttt
С праздником!
С Днем Народного Единства!



Интересное в разделе «Архив форума»

Пасхальные блюда

Новое на сайте