8 ноября - Святого Димитрия

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению – так сливался этот образ с душой русского народа.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».
 8 ноября - Святого Димитрия

Так говорит о святом великомученике Дмитрии Солунском официальная православная церковь. В народе же его образ опоэтизирован и неразрывно связан с обрядово-календарным циклом.
С полей собран урожай, на землю опала листва, и природа, и люди уже готовы к приходу зимы. А значит пришло время святому великомученику Дмитрию прийти на землю и небесными ключами закрыть ее на зимний отдых. Будет он у себя ключи держать пока не придет за ними святой Георгий (6 мая) и землю не отопрет. Поэтому раньше считалось большим грехом работать на земле с 8 ноября по 6 мая – земля живая, ей тоже отдохнуть нужно!
На святого Дмитрия также было принято поминать усопших предков – ходили в церковь, носили поминальную трапезу на кладбище, раздавали милостыню нуждающимся.
И сказал Дмитрий так: сколько будешь хлеба до Георгия печь – первый хлеб отдавай за дедов-прадедов и других усопших, которые на этой земле жили и в воде, в огне или какой иной преждевременной смертью. А кто не будет так поступать, того великомученик Дмитрий не запишет в Книгу Жизни. Потому что до Георгия он следит за всем, что на земле происходит, как люди выполняют святые заповеди.
У наших предков было особое уважение к земле. Они считали, что земля живая, потому что «только живое может живому жизнь дать». А земля давала жизнь и маленьким былинкам, и могучим деревьям.
С Дмитрия начинались дедовские субботы. До самого Рождества они были посвящены роду, предкам, дедам-прадедам. Имена их записывались в специальном родовом помяннике, а кто не поминает своих пращуров до 20-го колена, то грехи предков на его голову упадут. Прекрасная традиция, которая помогала молодым не забывать, кто они, чьего рода-племени.
В дедовские субботы каждый вечер ставили на окно тарелку с едой и чашку с водой, а перед сном зажигали свечу, чтобы души умерших видели, что их тут ждут и помнят.
Святой Дмитрий приносит зиму. Поэтому, хоть иногда и тепло еще было, встречали его в кожухах, «чтобы морозов слишком сильных и трескучих не было, озимые не вымерзли».
От Дмитрия уже начинали готовиться к Рождеству и колядкам: парни объединялись в группы, разучивали новые колядки, расписывали роли, кто будет Иродом в рождественском вертепе, кто царем, кто пастырем.
В этот день вдова, убранная в рушник (который раньше в некоторых регионах носили вместо головного убора) выходила в полночь на перекресток трех дорог, «чтобы четвертой, неведомой, новая судьба пришла»...
Чтобы зима не была изнуряюще долгой, надевали на голову друг другу (преимущественно детворе) сноп ржи, пока он не разобьется. Старейшины рода лепили длинную тонкую свечу размером с дверной проем, зажигали от печного уголька и торжественно проносили от юго-западного угла хаты до северо-восточного. Потом ставили в деревянное ведро с каплями воды на дне, «чтобы горела, пока не сгорит: чтобы души этого рода пребывали в вечном покое, чтобы ночью никто на чердаке не бегал, не шумел, не стучал».
Старики в Дмитриев день бросали через хату обувь с правой ноги, если смог перебросить, значит поживет еще, а нет – нужно по-особенному просить Бога, чтобы век продлил.
В народе говорят: Дмитриев день – зима уж лезет на плетень. До Дмитровской субботы зима не становится. Когда 8 ноября холод и снег – весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые. Когда Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому. На Митрия реки замерзают. Когда отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами. Багряная заря на Дмитрия – к ветрам. Дмитрий в снегу – весна поздняя. Если на Дмитрия будет тепло – к суровой зиме.

Одним из ритуальных блюд наших предков-славян считался овсяный кисель. Рецептов его приготовления существует довольно много. Вот несколько вариантов.
1-й рецепт, самый простой. 4 стакана истолченной овсяной крупы залить 8 стаканами воды и поставить в тепло на день. Намоченную крупу к вечеру разболтать и процедить через сито. То, что стечет сквозь сито, кипятить, постоянно помешивая, в течение 2-3 минут. Вместо крупы можно использовать овсяные хлопья «Геркулес». Если вы хотите, чтобы кисель был пожиже, добавьте еще 1-2 стакана воды и проварите его дополнительно 8-10 минут.
2-й рецепт – традиционный. Крупу залить холодной водой в соотношении 1:1, добавить немного дрожжей или кусок черствого ржаного хлеба и оставить бродить на 12-24 часа (по вкусу). Кастрюлю с киселем завернуть в толстую ткань, чтобы сохранить тепло. Жидкую часть осторожно слить и довести до кипения.

Похожие темы


Рома
Как интересно

Дм. Солунский покровитель города Дмитрова, где я живу. У нас даже памятник ему недавно поставили - на въезде в город из Москвы

MariV
А сегодня и вовсе большой праздник - Иконы Божьей Матери Казанской!

Рома
Значит и про этот праздник расскажем немного, и про икону, лишним не будет.

Казанская силу дает человеку.

sweetka
Дело, конечно, ваше, модераторское, но в православном календаре - каждый день да и чей-то - повод всегда найдется! А если ещё и католический календарь полистать.....
Вот вчера, к примеру, у католиков вспоминали святого Мартина де Порреса - покровителя бедных и несчастных. Он считается святым покровителем мира во всём мире.
MariV , спасибо за отклик!
Но так как сам раздел называется «обрядовая кулинария", то мы стараемся, чтобы к темам были подобраны какие-то соответствующие блюда и рецепты. есть праздники, о которых с точких зрения кулинарии, сколько ни пиши, все равно мало будет! например, Рождество или Масленица. Есть праздники с меньшими акцентами на обрядовые трапезы. например, те же поминальные субботы. кутя, кисель, блины. вот, собственно, и весь набор ритуальной поминальной еды. а есть праздники, которые с кулинарией не связаны. или связаны, но, например, мне эти факты не известны. Вот и о «Мартина де Порреса - покровителя бедных и несчастных. Он считается святым покровителем мира во всём мире»- к моему величайшему сожалению, я не знаю, что принято готовить в такой замечательный праздник. Если у тебя есть соответствующая информация, или где-то найдешь случайно - уверена, все будут только благодарны! для этого и существует данный форум!
Пока я только знаю про католического Св. Мартина, день которого отмечается 11 ноября. О нем обязательно планирую рассказать.



Интересное в разделе «Обрядовая и праздничная кухня»

Пасхальные блюда

Новое на сайте