*sweetka
Дни поминовения усопших

Поминальные дни существовали во всех религиях и у всех народов. В Православной Церкви поминальными днями служат 3, 9 и 40-й дни по кончине и самый день смерти, а также ежегодные общие поминальные дни:
- Вселенская Родительская суббота (перед прощеным воскресеньем),
- Троицкая Родительская суббота накануне Пятидесятницы,
- Родительские субботы «во дни печальные Великого поста» (2, 3, и 4-я недели),
- Радоница — вторник на Фоминой неделе
- Димитриевская суббота.
Поминовение во Вселенскую Родительскую субботу идет со времен апостольских, в Радоницу — со времен Златоуста и Амвросия Медиоланского, в Димитриевскую субботу—с 1380 года, оно было установлено Димитрием Донским в память убитых в борьбе с татарами русских воинов. Этот день посвящается, главным образом, поминовению воинов, «на брани живот свой положивших».

Поминовение усопших — это как бы продолжение отношений, связывавших живых с умершими во время их земной жизни.

Обычай поминовения усопших восходит к временам ветхозаветным. В Ветхозаветной Церкви был обычай преломлять над умершими хлебы, при гробах раздавать их неимущим, по случаю кончины ближних налагать на себя пост и молиться.

В день погребения и поминовения усопших по традиции приносится в церковь и вкушается дома поминальная кутья, или коливо,— сладкая каша из зерен красной пшеницы или риса с медом и сладкими плодами (изюмом). Зерна символизируют будущее воскресение умершего, а сладость — символ райского блаженства.

Провожать в последний путь —очень старый обычай. У многих народов издавна принято устраивать в доме умершего поминки, на которые приглашаются самые близкие покойного. Без приглашения приходить на поминки не принято.

Поминальный стол украшают веткой ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть должна быть строгой, но не обязательно белой, она может быть темно-голубой, синей или даже черной. В память о покойном на стол ставят один прибор, на пустую тарелку кладут нож и вилку параллельно, ставят зажженную свечу, украшенную черной лентой.

Место, где покойный сидел за праздничным столом, оставляют незанятым. Спинку стула украшают веткой ели, траурной лентой. Одежда на поминках траурная, черная или темных тонов — синего, лилового.

На поминках принято вспоминать добрые дела, жизнь покойного. Поминающий может предложить выпить в память о нем, однако не следует злоупотреблять алкоголем, помнить, по какому поводу собрались.

К поминальному столу принято подавать ритуальные кушанья — постную кутью, блины и кисель. Кроме этих обязательных блюд подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, пироги, пряники, печенье.

7 ноября - Дмитриевская поминальная суббота


Дни поминовения усопших
Есть такие дни в году, в которые принято поминать родных и близких, ушедших в иной мир. Таким днем является суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского, которую называют Дмитриевская родительская суббота. В 2009-м году это 7 ноября.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о тех, кто погиб, пострадал за Православие.
Православная церковь вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой церкви. Установление поминовения в эту субботу принадлежит князю Дмитрию Донскому, который, одержав трудную и кровопролитную победу на Куликовом Поле (8.09.1380), по совету и благословлению Сергия Радонежского, определил совершать поминовение ежегодно в субботу накануне дня памяти своего небесного покровителя – великомученика Дмитрия Солунского, убитого за веру в 306 году. Впоследствии, вместе с воинами стали поминать и других усопших.
Что нужно делать в родительскую субботу?
Накануне и в саму родительскую субботу нужно прийти на Богослужение. Перед его началом подать записку с именами усопших, поставить свечи на панихидный столик, но главное – помолиться о своих близких, вслушиваясь в слова церковных песнопений. Самая краткая молитва: «Упокой, Господи, душу усопшего раба(ы) Твоего (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». С этой молитвой можно ставить свечи, прощаться с усопшим.
Как правильно подавать заупокойную записку?
Чтобы помянуть усопших в храме, нужно придти в храм к началу богослужения и подать заупокойную записку с именами в свечной ящик. Проскомидия – это первая часть Литургии, которая совершается в алтаре. Во время проскомидии священник извлекает маленькие частички из особых хлебцов – просфор, произнося с каждой частичкой имена живых или мертвых из поданных записок. Впоследствии, после Причащения, эти частички опускаются в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поминовение во всеуслышание на Литургии происходит во время ектений о здравии, затем об упокоении, которые произносятся после чтения Евангелия. За панихидой молятся о многих усопших, и совершается она обычно после Литургии.
Как оформить записку об упокоении?
В заглавие записки пишется: «О упокоении». Под этой строкой необходимо в столбик написать имена в родительном падеже сначала мужские, потом женские.
Дети до 7 лет именуются младенцами (мл.), от 7 до 14 лет – отроками (отр.). Усопшие до 40 дня надписываются новопреставленными, после, при поминовении в памятные для усопшего дни (день рождения, смерти) – приснопамятными.
Отдельно отмечаются воины (воин.), но при этом нет необходимости писать «погибший», «сгоревший» и т. д.
Нельзя поминать за упокой людей, прославленных в лике святых, так как святые молятся за нас перед престолом Божиим, а не мы за них…
Великую силу имеет поминовение в раздаче милостыни за умершего. «Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Люди, у которых нет особых средств, жертвуют продуктами, которые укладывают на стол, расположенный перед (или за) панихидным столиком. Стоит помнить, что в храм не принято приносить мясные продукты, нельзя жертвовать водку или коньяк, а в период поста не следует оставлять на панихидных столиках яйца, молочные продукты и сладости. После завершения заупокойного поминовения эти прошения раздаются служащим храма, а также нуждающимся и неимущим.
Побывав на службе, заказав панихиду и помолившись на ней за усопших, православный христианин отправляется на кладбище, чтобы помолиться за своих родных, вспомнить о них что-то хорошее, навести на могиле порядок.
Молитва поминальная
Боже духов, и всякие плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание, всякое согрешение, содеянное им, делом или словом или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости: яко несть, человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един, кроме греха, правда Твоя правда вовеки, и слово Твое истина. Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопшаго раба Твоего (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
К Дмитриевской субботе пекут пироги с начинкой из творога, капусты, каши или без начинки. Главное, чтобы пирогов было побольше. Как правило, они имеют продолговатую форму.
Помимо этого к Дмитриеву дню готовили студень из свиных или говяжьих ног, щи со свининой, говядиной или солониной, ветчину с хреном, кашу крутую или размазню с маслом и молоком, лапшу жирную или молочную, жаркое из баранины, свинины или говядины, кисели, а также подавали на стол всевозможные соленья.
Поминовение на Дмитриевскую родительскую субботу обычно проходит дома, в кругу семьи, за столом с зажженными свечами. Считается, что в Дмитриевскую субботу души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как сохраняется память о них, как сберегают люди оставленное наследство.
Молитва поминальная
(читается перед вкушением пищи)

Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей моих, и всех сродников по плоти; прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.
Традиционным блюдом праздничного стола является фаршированная свиная голова. Готовят обязательно и ритуальные блюда – поминальную кутью, блины, овсяный, медовый или клюквенный кисели, сыту, канун и др.
Для умерших на стол ставят отдельно тарелку, на которую кладут понемногу все приготовленные для трапезы блюда, а также наливают рюмку водки или вина. Тарелку с едой и рюмку с водкой или вином оставляют на столе до утра.
За трапезой вспоминают добрым словом жизнь, дела, черты характера предков. Во время поминальной трапезы старшие члены семьи как бы подводят итоги прожитого года, задумываются над смыслом жизни. Для молодежи – это своеобразный урок истории рода. Они воспитывают любовь и уважение к ближним, их наследию, не дают прерваться той нити, которая связывает многие поколения людей.
В народе Дмитриеву субботу называли «поповской работой», так как священникам приходилось служить много панихид на могилах. «Дмитриев день покойнички на Руси ведут, покойнички ведут, живых блюдут». «Поминай живых добром, а покойничков зеленым вином». «Тяжела земля, а как обольешь ее пивцом да винцом - все полегчает». «С веселыми поминками и покойничкам веселее». «В свят-Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит».

Дни поминовения усопших
Кутья поминальная из пшеницы с маком

400 г пшеницы, 1 стакан мака, 1/2 стакана меда или сахара, соль, вода.
Пшеницу перебрать, промыть, всыпать в кипящую воду, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, положить в кастрюлю, залить водой, довести до кипения, плотно закрыть крышкой и поставить в духовку, чтобы упрела до мягкости.
Мак промыть, обдать кипятком, а затем холодной водой, растереть до побеления, добавить сахар и мед, можно немного соли и смешать с охлажденной пшеницей.
Если кутья будет слишком густой, подлить немного воды, в которой варилась
пшеница.
Кутья поминальная из риса с изюмом
1 стакан риса,
100 г изюма без косточек,
100 г меда
Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.
Голова свиная фаршированная
Обработанную свиную голову разрубить снизу так, чтобы не порезать шкуру. Промыть в нескольких водах, аккуратно удалить все кости, зашить глазные отверстия и начинить голову фаршем.
Приготовление фарша. Кусок телячьей печени нашпиговать соленым салом и потушить с луком на масле до образования румяной корочки. Охлажденную печень протереть на терке, смешать с пропущенными через мясорубку 0,5 кг телятины и вымоченной в молоке и отжатой булкой, посолить, поперчить, вбить 4 растертых желтка, добавить 250 г вареной и нарезанной на кубики солонины, 4 взбитых в крепкую пену белка, осторожно вымешать и половиной этой массы начинить разложенную голову.
Сверху положить нарезанные кружочками 5 сваренных вкрутую яиц, столько же нарезанных маринованных огурцов и 10 маринованных грибков. Все это прикрыть второй половиной начинки. Голову сложить, положить в глубокую посуду ушами вверх, залить холодной водой и варить с овощами, кореньями и луком в течение 2-3 часов.
Готовую голову выложить на блюдо, обложить вареной свеклой, добавить тертый хрен и подать с майонезом.
Дни поминовения усопших Хрен с яйцом и сметаной
100 г хрена, 2 яйца, 200 г сметаны, 1 ч. ложка сахара, 1 ст. ложка уксуса, соль.
Корень хрена вымыть, очистить, натереть на мелкой терке.
Сваренные яйца мелко нарезать, растереть со сметаной, смешать с хреном, посолить, добавить соль, сахар, уксус.
*Тетя Бэся
вот спасибо за информацию, а я и не знала Теперь обязательно схожу в храм и съезжу на кладбище . а так бы проморгала
*Лана
Спаси Бог за такую информацию Всё подобрано грамотно и с душой.
*Натусичка
sweetka ! Молодец, что открыла такую нужную тему!!!! Спаси Господи тебя!!!! Я человек верующий и каждое воскресенье хожу в Храм , ну и конечно на праздники! Вот вчера была на праздновании иконы Божьей Матери "Казанская"!
Кутью варю также, только не в духовке, а на газу. И ещё добавляю в неё изюм и орехи грецкие (измельченные). Наш батюшка говорит, что кутья должна быть обязательно сладкая ( в воспоминание о райской жизни) и готовиться она должна не в попыхах, а с усердием и любовью!
Как мне нравится быть на службе! Я раньше не понимала её и всё время смотрела на часы ( когда же конец), а потом прочитала книжечку о литургии, теперь понимаю, что происходит и когда. Служба проходит на одном дыхании... только началась, а уже нужно под благословение креста подходить! У нас батюшка часто организовывает чаи, где мы можем общаться на духовные темы и много интересного нам рассказывает, учит нас, мы задаем много вопросов! Мне нравится, когда батюшка говорит:" Тема интересная для разговора есть...", и так "хитренько", прищурившись, улыбается! А мы понимаем, что нужно организовать чай! Слава Богу, что он есть у нас, настоящий ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК !!!!!!! Я хочу поделиться рецептом православной коврижки ( рецепт Московского храма), может вы, конечно его знаете, т. к. я не помню откуда взяла его! Но пеку часто и она очень вкусная и самое главное - постная!
ПРАВОСЛАВНАЯ КОВРИЖКА
( вкусно и быстро)
(Рецепт Московского православного храма)
-2ст. л. меда
-1/2ст. сахара(я брала коричневый сахар)
-1ст. горячей воды
Все размешать до полного растворения
-1/2ст. растительного масла
-1 ч. л. какао-порошок
-по ¼ ч. л. корицы, гвоздики, кориандра(я ложила только корицу)
-1ч. л. соды (погасить уксусом)
Все хорошо смешать и добавить 2 ½ ст. муки. Все загрузить в хлебопечку по инструкции. В конце замеса добавить изюм и орехи. Вылить в квадратную форму. Выпекать на среднем огне 45-55мин. Когда корж готов, разрезать на красивые куски и посыпать сах. пудрой (можно не посыпать)
*Натусичка
Ещё забыла спросить. У меня не очень получается растереть мак.... может я что-то не так делаю..... Я заливаю кипятком, потом сливаю и растираю, но не получается того эфекта, который был у моей бабушки ( он был такой белый после растирания), а бабушки уже нет... и спросить не могу...
*sweetka
лана7386, Тетя Бэся , спасибо, девочки, на добром слове! Думаю, если кто-то даже просто вспомнит об ушедших родных в эту субботу и мысленно пожелает им Царствия Небесного, уже не впустую будет потрачено время!
Натусичка , я тебе по-доброму завидую. Не всех священнослужителей можно назвать духовными наставниками. Тебе и остальным прихожанам повезло, от души радуюсь за вас!
*sweetka
Натусичка, посмотри в этой темке:

https://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&topic=17427.0
я обычно тв макитре тру. очень это дело не простое. поэтому, собсно, тру не я, а муж
*Натусичка
sweetka! Спасибо большое!
*Рома

Добавлю и я немного информации

Многие обряды славян связаны с основными славянскими языческими культами, которые, несколько изменившись, перешли и в христианство.

Главными культами славян были культы огня (небесного и земного), воды, земли и Рода (родителей, мёртвых). Культ воздуха всегда был второстепенным и воплощался в основном в особом отношении к ветру, но не более того. Второстепенным было и поклонение тотемным животным (если только они не символизировали огонь (конь, петух), воду, землю или Рода (олениха, корова, медведь)). Второстепенным было и поклонение священным деревьям, и поклонение камням и др.

Многие славянские обряды сопровождались особой трапезой, в которой либо само блюдо, либо продукты, из которого оно приготовлено, символизировали ту или иную стихию, «кормление» родителей. Например, яйца, целые зёрна пшеницы или других злаков символизировали землю, блины – солнце, огонь небесный (просто кощунством выглядели в связи с этим бледные резиновые квадратные блины советской эпохи), мёд, молоко (особенно маковое) – обильную, сладкую жизнь в Вирии – славянском рае, каша – продолжение рода, плодородие вообще, обрядовая выпечка в зависимости от формы символизировала и огонь домашний, и огонь небесный (солнце), и жизнь, плодородие (через культ земли), и смерть – погребальный огонь и т. д. Одно и то же блюдо могло быть составляющим нескольких обрядов.

Под родителями понимались все умершие своей смертью или погибшие на поле брани, в отличие от «заложных» - самоубийц, утопленников и т. п.

В славянской культуре всячески подчёркивается, что между миром живых и миром мёртвых существует своеобразная грань, которую нелегко преодолеть. Похоронно-поминальные трапезы должны подготовить умершего к такому переходу. Вместе с покойником происходит несколько трапез, во время которых изменяется его статус. Во время последних трапез (поминальных) он уже окончательно причисляется к миру мёртвых.

В похоронно-поминальные обряды включается несколько видов трапез:
- трапеза во время ночного бдения около покойника;
- ритуальное угощение гробовщика, обмывальщиц, плакальщиц, могильщиков
- трапеза на могиле во время похорон;
- поминки в день похорон в доме;
- «бужение» покойника на следующее утро на могиле;
- поминальные трапезы на девятый, сороковой дни и в годовщину смерти;
- трапезы на кладбище в родительские дни (задушины, дзяды, радуницы и т. п.).
*Рома

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. О нем упоминается в Ветхом Завете. Из книги пророка Иеремии следует, что у древних иудеев было обыкновение «в утешение об умершем преломлять хлеб» (Иер. 16, 7). По учению христианской Церкви, жизнь человеческой души не кончается со смертью тела, и смерть не прекращает отношений любви между живыми и умершими. Всегда было принято давать милостыню и творить дела милосердия в память о почивших.

История возникновения поминальных обедов

Разновидностью милостыни за усопшего являются поминальные обеды. Символически они указывают на то, как собирались за столом ученики Христа, обрадованные Его Воскресением, в надежде, что Он внезапно посетит их. В раннехристианской общине совместные трапезы служили зримым выражением любви друг к другу. С давних времен на них вспоминались и отошедшие в мир иной. Тем самым подчеркивалось, что живые и мертвые продолжали оставаться членами единого Тела Христова — Церкви. Первоначально такие трапезы устраивала вся община, но постепенно поминальные столы стали делом заботы родственников почившего. Продукты для этого приносились вечером предшествующего дня в корзинах в церковь, где освящались во время богослужения. Как свидетельствует В. И. Даль, составитель известного толкового словаря русского языка, от греческого слова «канун» («корзина») происходит русское слово «канун», которое означает «день перед праздником или каким другим событием» и «поминальные кушанья, приносимые в церковь».

Поминальные кушанья

С давних времен поминальным кушаньем является мед. Мед ел Воскресший Христос, когда явился Своим ученикам. Поэтому сложился обычай ставить мед на помин усопших, желая им насытиться райской сладостью.

Другим поминальным кушаньем является кутья (коливо) — разваренные зерна пшеницы, ржи, ячменя или риса с медом или изюмом. На Руси кутья впервые упомянута в «Повести временных лет» (начало XII века). В рукописной славянской Псалтири дается разъяснение, что кутья — это разваренные зерна пшеницы, услажденные медом. В XVI веке кутью приготовляли с маком, а в XIX веке — из риса и изюма. Наглядно рассказывая о грядущем воскресении мертвых, Христос привел в пример зерно: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Поэтому зерна, на основе которых готовится кутья, есть символ воскресения. Фрукты, входящие в состав кутьи, напоминают о райских плодах, предназначенных Богом для человека. Из фруктов и меда на Руси приготовляли сладкий фруктовый взвар — прообраз современного компота, который также стал обязательным поминальным блюдом.

Для поминок выпекали пшеничный дрожжевой хлеб-каравай. Во время панихиды на него сверху ставили зажженные свечи, а в конце обеда он раздавался всем присутствующим. Этот хлеб напоминал о том, что ученики Христа после Воскресения всегда оставляли один хлеб во время трапезы, надеясь, что Христос придет к ним. Сейчас, как правило, вместо белого хлеба в конце обеда раздают бисквиты или печенье.

Дрожжи (закваска), употребляемые при выпечке хлеба, являются символом Царства Небесного. «Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13, 20-21). Кроме хлеба дрожжи использовались еще для двух поминальных блюд — киселя и блинов. Само слово «кисель» происходит от слова «кислый», т. е. приготовленный на закваске. В. Даль называет кисель мучным студнем. В старину его делали из ржаной, пшеничной, ячменной или овсяной муки на дрожжах, иногда с молоком и только впоследствии стали добавлять сок ягод. Блины являются древним национальным поминальным блюдом не только славян, но и многих других народов России.

О водке и вине

На поминальной трапезе не подаются вино и водка. Обычай пить вино на поминках неоднократно порицался Церковью. Ведь, как говорится в Псалтири, «вино сердце человека веселит», а поминки повод не для веселья, а для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Строгость поминального стола

Поскольку поминки — это своего рода милостыня для всех, кто на них присутствует, то отсюда понятно желание хозяев угостить всех посытнее. Но вместе с тем поминальный стол на Руси всегда был простым, состоящий из щей, каши, блинов, на него не принято было подавать особо изысканных блюд. Исключение составляло любимое кушанье покойного, которое нередко готовили для поминок. Такая строгость стола соответствует строгости момента, ведь поминальная трапеза устраивается не для услаждения чрева, а для духовного общения ради памяти о покойном.

Если по какой-то причине нельзя устроить поминки в положенный день, то можно помянуть усопшего в течение предшествующей недели. Это называется встречным поминовением. Нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

Поминки принято начинать и заканчивать молитвами об упокоении, перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае, нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Сама трапеза обязательно начинается с кутьи или меда. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Во время обеда можно зажигать лампады и свечи в знак пламенной молитвы. За столом неуместны громкие разговоры, смех и тем более песни. Это время внутренней сосредоточенности, воспоминания, особого сплочения всех близких людей. Только тогда из простого обеда трапеза превращается в незримое общение с навеки ушедшим, и только тогда она обретает смысл.

Составлено по материалам сети Интернет
Кутья́, ко́ливо, кану́н

Дни поминовения усопших

Дни поминовения усопших

Кутья́, ко́ливо, кану́н (рум. colivă, сербск. кољиво, укр. кутя) — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена), политая мёдом, медовой сытой, или сахаром иногда с добавлением изюма, орехов, молока и даже варенья. Готовится на поминках по умершему, а также в годовые поминальные праздники (Задушки, Задушницы, «Деды»). Кутью носят в церковь и на кладбище; едят сами и раздают соседям и нищим за помин души. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце ее, оставляют на ночь на столе «для душ умерших». К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молоко.

Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции, хотя предполагается что он является ещё более древним. Во времена Византии он назывался kollyba, и в почти неизменном виде сохранился вплоть до наших дней.

*Лана
Спасибо , Рома, за информацию Я всегда стесняюсь спросить , как поступать , например, утром с той кутьёй, которую мы оставляли на столе , для ушедших от нас?
*Рома

лана7386, надеюсь наша информация поможет кому-нибудь и когда-нибудь.

Так, и я тоже не знаю, что делать со вчерашней кутьей

Попробую найти ответ.
Вобще-то такие вещи не выбрасываются в ведро, лучше отдать птичкам - пусть поминают, тоже тварь божия летает.
*sweetka
Что такое сочиво, коливо и кутья
очень хорошее пояснение с 🔗

Что такое сочиво, коливо и кутья
Сочиво — это вареная пшеница (или рис) с медом. Есть его по монастырскому уставу полагается в Богоявленский и Рождественский сочельник, откуда и происходит название. Коливо (называемое еще кутией) — вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 году во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо благословляется также после панихиды по умершему.
Иногда можно услышать, что собственно коливо, мол, это только пища праздников святым, а "заупокойное коливо" -- никакое не коливо, а просто похожее блюдо. Однако в греческой церкви во времена варлаамитско-паламитской полемики был также и богословский спор по поводу возможности совершения заупокойных служений в воскресение. Паламитов, которые отказывались совершать по воскресеньям заупокойные службы дразнили по-гречески "коливарами", за то, что они, мол, коливо не хотят по неделям освящать. Из этого эпизода видно, что тогда название "коливом" именно традиционного заупокойного блюда было общепринятым.
Итак, можно сделать такой вывод: коливо -- это зерновая каша древнейшего происхождения, с добавлением сладостей и (сухо)фруктов, приготовляемое обязательно БЕЗ добавления любых (даже растительных) масел, являющееся традиционным как в дни памяти святых, так и в дни заупокойного поминовения. Особенности приготовления его определяются местными традициями того или иного народа или региона (например, в последнее время в большинстве мест России и Украины это исключительно РИСОВАЯ каша в своей заупокойной ипостаси), но указанные характеристики всегда являются практически неизменными (мне, правда, встречалось упоминание о том, что где-то на Волыни коливо делают... из блинов. Но из-за локального распространения этой традиции к этому, наверное, надо относится как к исключению подтверждающему правило).
Сочиво -- это блюдо, несомненно, родственное коливу, но все же ОТЛИЧНОЕ от него. Как мне кажется, своими корнями его происхождение уходит в более позние христианские времена, когда практика празднования коливом памятей святых стала повсевместной. Неторудно предположить, что и Владычние, двунадесятые праздники стали эту традицию заимствовать, как традицияю православного ПРАЗДНИКА вообще. Но, конечно, из-за большей торжественности праздника и блюдо должно было быть более торжественным. Естественное "усовершенствование" каши -- это варить ее на молоке. Но как это сделать, если накануне приходится держать пост? Ответом у греков послужило добавление в кашу миндального "молочка". Из-за отстутствия миндаля во многих других культурах традиция модифицировалась -- в кашу добавляли маковое "молочко" или заливали тем или иным "соком" (два наиболее популярных "сока" -- это "сыта", медовая вода и "узвар", компот из сухофруктов). Так появилось сочиво. Итак, по крайней мере в блюжайшее к нашему время сочиво -- это блюдо, принадлежащее исключительно навечериям Рождества Христова и Богоявления, зерновая каша, с добавлением не только сладостей, НО ТАКЖЕ ТОЛЧЕНЫХ ОРЕХОВ И/ИЛИ МАКА, подаваемое обычно с медовой или фруктовой "подливой" -- но опять таки обязательно БЕЗ какого-либо масла. Удивительно, но при всей своей торжественности оно остается все тем же "вареньем без елея".
.... в большинстве регионов Украины, например, рождественская кутя (в украинском нет слова сочиво) принципиально отличается от колива именно добавлением мака и орехов. То же самое правило (хотя и не так стабильно) наблюдается и в инетовских рецептах. Характерно еще и то, что определение рождественской каши как "тертой" и "с соком" Скабалланович находит еще в трапезных уставах конца 16-го века.
Ну, а что же кутья?
Судя по существованию "богатой", "щедрой", "голодной", "бабьей", "крестильной", "заупокойной" и пр. разновидностей, кутья это просто ОБЩЕЕ славянское название сладкой, совсем не обязательно постной, но обязательно праздничной зерновой каши.
*sweetka
Цитата: Рома

лана7386, надеюсь наша информация поможет кому-нибудь и когда-нибудь.

Так, и я тоже не знаю, что делать со вчерашней кутьей

Попробую найти ответ.
Вобще-то такие вещи не выбрасываются в ведро, лучше отдать птичкам - пусть поминают, тоже тварь божия летает.
все верно. Поминальный стол оставался на ночь, а утром следующего дня остатки пищи раздавали малоимущим, либо ими кормили птиц.
Птицы в этом ритуале важны еще и потому, что по некоторым славянским поверьям именно птицей душа уходящего вылетает из тела и летит в Вырий, Рай...
*ikko4ka
sweetka и Рома , спасибо за информацию. Когда прихожу в церковь , всегда спрашиваю у бабушек как правильно сделать, куда поставить свечки. А теперь все ясненько и понятно.
sweetka , тема очень и очень нужная
*Натусичка
Здравствуйте! Может и моя информация станет кому-то полезной, буду очень рада! Сразу оговорюсь, что вся информация у меня от моего духовного отца! И напишу я об этом так, как это происходит у нас в храме!
1. Батюшка всегда напоминает нам ( прихожанам), что птиц нужно обязательно кормить! Особенно это касается зимы, когда им очень трудно найти корм!
2. По поводу кутьи и поминания вообще: Да, самое главное - это поминание в церкви! Сам Христос об этом говорил ( и Апостолы донесли его наставления до нас; читайте послание Апостолов, хотя бы по 1 главе в день, после прочтения утренних молитв! Сколько там полезного и нужного нам!!!!). Во время службы - панихиды освящается кутья, после чего мы, все прихожане, поминаем всех, отведуя из каждой тарелочки кутью. Потом мы все раздаем друг-другу конфеты, печенье или какую-либо выпечку ( заранее, дома помещенные в маленькие полиэтиленове пакетики (для удобства)). Потом оставшуюся кутью несем домой и дома, за трапезой каждый берет из тарелочки по 3 ложечки кутьи со словами :"Царство небесное всем нашим сродникам и знаемым!" После этого начинаем обедать, вспоминая за столом всех наших усопших. Если идем на кладбище, то зажигаем там церковную свечу и читаем определенные молитвы (они есть в молитвословах), это очень маленькая служба, которую в состоянии исполнить каждый из нас. Конечно, в идеале, можно пригласить священника и он отслужит службу на могилке, но за его отсутствием можно самому - это так приятно для души!!!! Потом нужно вспомнить всё хорошее об этом человеке и ещё раз попросить Господа простить ему все его прегрешения и даровать Царствие Небесное! На могилах ни в коем случае нельзя кушать, приносить какую-либо еду и раскладывать её на могиле, это оскорбляет души усопших, так как они не нуждаются в пище, а очень-очень нуждаются в наших молитвах! А принести можно конфетки, печенье, выпечку ( можно для удобства заранее их разложить в пакетики) и раздать на кладбище людям ( очень хорошо раздавать деткам, неимущим и стареньким)
3. Кстати, напишу ещё вот что: говорить нужно именно "усопших", а не "умерших", так как у Господа нет живых и мертвых, у него все живые! Именно поэтому на похоронах желательно чтобы были живые цветы, а не венки из искусственных цветов (что является проявлением язычества)!
Если моя информация что-то внесла нового в ваши познания - я буду очень рада!
И вот ещё хочу написать вам слова Иоанна Златоуста:
Случилось хорошее, благословляй Бога -
и хорошее останется.
Случилось плохое, благословляй Бога -
и плохое прекратися.
Слава Богу за всё!

Если у вас будет такая возможность попасть в Храм, спросите книжечку " Любовь - превыше всего", она про батюшку Зосиму (ударение на букву "и"), очень уж она интересная и полезная для нас!
*Натусичка
Ну вот, самое главное - забыла! Кутья съедается членами семьи и теми, кто приходит к вам в гости как обычная еда ( пока не скушаете всю!)! Она очень вкусная и я не думаю, что она у вас останется для выброса!
*Натусичка
Цитата: Натусичка

Ну вот, самое главное - забыла! Кутья съедается не только в день поминовения , но и в последующие дни членами семьи и теми, кто приходит к вам в гости как обычная еда ( пока не скушаете всю!)! Она очень вкусная и я не думаю, что она у вас останется для выброса!
*sweetka
Натусичка , спасибо за прекрасные дополнения! Думаю, ты еще не единожды поможешь раскрыть тут или иную тему с таким багажом знаний!
Единственное, что я бы не была так прямолинейна в формулировках:
Цитата: Натусичка

Именно поэтому на похоронах желательно чтобы были живые цветы, а не венки из искусственных цветов (что является проявлением язычества)!

хотелось бы уточнить, в чем проявляется язычество при использовании искусственных цветов? что-то не припомню я данных о заводике по производству пластмассы в киевской руси 9 века:) тогда как живые цветы были неотменным атрибутом тризн - других просто не было:) и каждый цветок несет в себе некий символ, известный славянам далеко до христианизации наших территорий.
Цитата: Натусичка

Она очень вкусная и я не думаю, что она у вас останется для выброса!

на ночь обычно ставится горсть кути. которая потом скармливается божьим душечкам - птичкам. как-то не очень у меня в мозгах стыкуется эти два действа: покормить братьев наших меньших (особенно, как ты верно заметила, зимой) и выбросить.
выбрасывать еду, кстати, вообще большой грех!
еще раз спасибо!
*Натусичка
Sweetka! Наверное здесь имеется ввиду то, что у Бога все живые и ведь никому в голову не придет прийти к человеку (на любой праздник!) и принести ему искусственные цветы!
О том, что на ночь ставится горсть кутьи для усопших, а утром скармливается птичкам - я ничего не слышала! Завтра спрошу у батюшки! А ! Я поняла! Я сделала ошибку! Нужно читать не "она у вас останется для выброса!" , а "она у вас не останется для выброса!" Простите!
*Cubic
СпасиБо за интересную тему и дополнения !!

Сидела искала хороший рецепт сочива(кутьи) к сочельнику и вот наткнулась только что на тему..

Ну насколько я понимаю, вопрос в том, что бросать на землю освященную еду в том месте где ходят люди - не есть хорошо (попрание ногами ). Поэтому про кормление птиц несколько противоречивые рекомендации.

Можно покормить птичек на подоконнике, чтобы на землю не крошить, наверное так..
*MariV
Материал с сайта Мемориам. ру

"Напоминаем Вам, что в ближайшую субботу (26 февраля), накануне Масленицы - последней недели перед Великим постом, будет отмечаться Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью.

«Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв.

Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви».

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Давайте же помолимся в этот день в храме соборно и попросим у Господа милостей для наших ушедших близких".

Люди воцерковленные, конечно, пойдут в этот день в храм. Застолье устраивать вообще необязательно - этот обычай имеет больше народные традиции, уходящие корнями в языческое прошлое.
... Тихо посидеть дома, посмотреть старые фотографии, вспомнить того, кого уже нет с нами....
*sweetka
Цитата: MariV

... Тихо посидеть дома, посмотреть старые фотографии, вспомнить того, кого уже нет с нами....
вот ведь как хорошо сказано...
*MariV
Храним мы фотографии любимых.
Так листья под снегами прячут зимы.
Скользнул по ним лучом своим когда-то
Последний взгляд осеннего заката.

Мы прячем их от взглядов посторонних,
При тусклом свете лунном достаём их
И молча разговариваем с ними,
Разглаживая глянцевые снимки.

И кажется, снова,
Цветами одета,
Весна незаметно
Нас сводит с ума…
Как порох, сгорает короткое лето,
Как долго, как долго дымится зима!

А памятью проявленное фото
Меняет настроенье, как погода.
Глядит на нас, как прежде, жизнь влюблёно,
Но с той поры стал жёлтым лист зелёный.

Всё будет вновь цвести весенним цветом,
Вновь будут на Земле весна и лето.
Но каждый раз гляжу на этот снимок…
Ничто, ничто в любви невозвратимо
*MariV
В этом году ближайшие субботы - 19 марта, 26 марта и 2 апреля, являются родительскими.
*mgla
Спасибо за напоминание, MariV! Как горько бывает, когда вдруг выясняется, что пропустила такой день, не помянула родителей, царство им небесное!
*MariV
Если нет возможности в этот день пойти в храм, можно подать записки вот на этом сайте 🔗.
*MariV
"О соборовании"
Дорогие форумчане!

Только в дни Великого поста (кроме последней, Страстной недели) во всех храмах и монастырях Православной Церкви традиционно совершается таинство Елеосвящения (соборование) над немощными и чувствующими изнеможение, какими мы все являемся. (Важно отметить, что тяжело больные могут прибегать к этому Таинству круглый год).

Во время этого Таинства призывается на прибегающего к нему благодать Божия, которая может исцелять немощи души и тела. Таинство Елеосвящения имеет многовековую историю. На протяжении двух тысяч лет обращаются христиане к этому спасительному Таинству. Миллионы засвидетельствованных исцелений после принятия Таинства говорят о его величии.
Об этом сказано и в Евангелии, что апостолы «Многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Святой Апостол Иаков так же говорит: «Болен ли кто в вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего».

Конечно, Таинство не может являться гарантией исцеления от любого телесного заболевания, так как Бог дает нам нужное и необходимое во временной и Вечной жизни, а не выполняет любую нашу просьбу. Но, тем не менее, соборная молитва в храме во время Таинства, является нужным и необходимым шагом к Богу, у которого мы просим (а не требуем) исцеления нашего тела, и что важнее – души.

Таинство Елеосвящения совершается несколькими священниками, во время которого семь раз читается Евангелие, и семь раз прибегающих к Таинству мажут святым маслом.

Другим аспектом таинства Елеосвящения является прощение грехов. Этот аспект, с христианской точки зрения, не только связан с самой природой исцеления от телесных болезней, но и включает в себя прощение забытых грехов (но не умышленно сокрытых на исповеди). Об этом преподобный Амвросий Оптинский в своих письмах писал: «Таинство соборования многих безнадежно больных воздвигало от одра; кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи; и после положись на волю Божию».

Никакой особой подготовки к принятию данного Таинства не требуется, но очень желательно, чтобы до или после Елеосвящения человек исповедался и причастился Святых Тайн.

Расписание проведения Таинства необходимо уточнить в том храме, где Вы собираетесь к нему приступить. Важно помнить о том, что осталось всего девять дней до наступления Страстной Седмицы (последней недели Великого поста), с начала которой проведение Таинства Елеосвящения прекращается.

Торопитесь, уже осталось мало времени. Когда в Вашем храме проводится Таинство соборования, можно узнать непосредственно у служителей храма.

Да подаст Вам Господь в Своем Таинстве здравие духовное и телесное".
Это сообщение не имеет прямого отношения к теме "Дни поминовения усопших"; но к Посту имеет непосредственное. Поместила сюда, модераторы могут удалить или переместить.
Материал из сайта Мемориам. ру.
*Антоновка
Я сейчас спрошу, очень нужно просто, а Вы, модераторы, потрите меня потом, пожалуйста.
издавна принято устраивать в доме умершего поминки
Т. е. поминки лучше устраивать в доме усопшего? Вообще-то это, конечно, логично. У мужа бабушка сегодня утром умерла, он говорит, поминки надо у бабушки делать - а мне там готовить не на чем практически. Такой раздрай у меня и в душе и в голове:(
*izumka
Мне кажется, поминки можно делать где угодно. Главное, чтобы похороны провести по всем канонам, как священник подскажет (если человек верующим был).
*Omela
Цитата: izumka

Мне кажется, поминки можно делать где угодно. Главное, чтобы похороны провести по всем канонам, как священник подскажет (если человек верующим был).
Поддерживаю.

Цитата: Антоновка

Такой раздрай у меня и в душе и в голове:(
Даже не сомневайся. Сколько их уж было, этих поминок, к сожалению, и на 99% не дома.
*Виталинка
Антоновка, Леночка , прими мои соболезнования! Царство небесное вашей бабушке. А насчет поминок , так сейчас даже многие делают их в кафе , а дома у бабушки можно поставить свечку и как положено налить рюмочку и кусочек хлеба положить.
*matroskin_kot
Ох, только рюмочку- не нужно.. Водичку-да, а спиртное-... не стоит... Но, это- моя позиция, если, что не так, прошу прощения
*Натусичка
Я тоже знаю, что не поминают спиртным... Из скромности, промолчала. Да, это ведь каждый сам решает. Но по православным канонам - нельзя!
*Виталинка
Девочки , я не знала , что спиртное нельзя . Вроде как всегда рюмочку наливали , спасибо , что подсказали.
*MariV
На этом сайте Мемориам. ру в разделе "Традиции и ритуалы" можно найти практически все ответы на сложные и деликатные вопросы.
*MariV


"Дорогие братья и сестры!

Как вы знаете, Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского
поминовения всех сподобившихся христианской кончины, а также и тех, которые, были застигнуты
внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви.

Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, —
вселенскими родительскими субботами.

Одна из родительских суббот состоится через несколько дней, в эту субботу (18 февраля 2012г.) "

Из проповеди епископа Гродненского и Волковысского Артемия;
"Наша связь с умершими не прерывается, а лишь временно ослабляется"
Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т. е. во все времена, умерших своих собратьев по вере.

По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам.
Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть – это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души.

Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной…

Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил.

Они ушли, а любовь к ним и благодарность – остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?.. Подумаем об этом и помолимся о них.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы через нашу молитву Господь простил многие и многие вольные и невольные согрешения нашим усопшим родным и близким, и будем верить, что наша молитва не односторонняя: когда мы молимся за них, они молятся за нас.

Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца.

Очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные.

Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь.

Аминь.

Епископ Гродненский и Волковысский Артемий"

Материал из Мемориам. ру.

*Б.Т.И.
Оля! Спасибо большое! Не знала, что есть такой сайт! Очень полезно!
*MariV
Да, там на многие, очень деликатные и непростые случаи, можно найти ответ или помощь.
*MariV
Сегодня, 9 марта, Вселенская ( родительская) мясопустная суббота. Вспомним ушедших!
*Ольга из Воронежа
Милостивый Господи! Прости все грехи вольные и невольные, даруй Царствие Небесное, вечную память и вечный покой всем от века почившим православным христианам!
*MariV
Киево-Галицкое Верховное Архиепископство УГКЦ по вопросам экологии призвало украинцев отказаться от вредной, по мнению духовенства, практики - украшения гробов умерших пластиковыми цветами и венками.

«Накануне праздника Воскресения Христова верующие, желая почтить умерших родственников и знакомых, приносят на кладбище тонны разноцветного пластика, как правило, не задумываясь о том, что эта практика не только лишена вкуса и логики, но и очень вредна для окружающей природной среды, и опасна для здоровья и жизни людей», - отметил руководитель Бюро УГКЦ по вопросам экологии Владимир Шеремета.

«Пластик заполняет кладбища. В основном, чтобы хоть как-то справиться, его сжигают, причем в окружающую среду выделяются вредные соединения, в том числе и диоксины, которые обладают канцерогенным действием и, соответственно, причиной развития онкологических заболеваний», - отмечают в УГКЦ.

«Апеллируем к здравому смыслу и сознанию христианской ответственности за себя, близких и природу, и просим отказаться от пластиковых цветов и венков на кладбищах. Выражать свою память и уважение к умершим должны, не принося мертвые пластиковые венки и цветы, а сажая живые. Праздник Воскресения Христова - это праздник жизни. Его символом является не мертвый пластиковый цветок, но живое растение. Несмотря на это должны помнить, что лучшим даром для усопших является наша искренняя молитва», - отмечают в УГКЦ.
*MariV
22 февраля — первая в 2014 году поминальная родительская суббота.

Подробнее: 🔗
*MariV
Дни поминовения усопших


Сегодня - поминальная родительская суббота.

🔗
*Натусичка
Ходила в церковь на панихиду, поминала всех и в т. ч. нашу Леночку-Лёку... Царство небесное всем почившим....
*Очарование
Девочки, а знает кто то про такое поминальное блюдо как колево? у нас его делают из печенья, мармелада и чего то еще... это было в моем детстве - честно не очень то помню.
а полезла поискать в интернет - не встретила такого рецепта почему то...
подскажите пожалуйста кто знает.
*Натусичка
Насколько я знаю, колево - это кутья...
*MariV
Цитата: Очарование

Девочки, а знает кто то про такое поминальное блюдо как колево? у нас его делают из печенья, мармелада и чего то еще... это было в моем детстве - честно не очень то помню.
а полезла поискать в интернет - не встретила такого рецепта почему то...
подскажите пожалуйста кто знает.
Вы не нашли такого рецепта потому, что правильно - коливо.

КОЛИВО
(греч. вареная пшеница) - вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар блаженство будущей жизни.
*MariV
Завтра - Троицкая Родительская Суббота.

"По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из эти молитв говорится «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».
*MariV
Троицкая родительская суббота в 2015 году — 30 мая.
Царствие Небесное, всем убиенным и усопшим!

Дни поминовения усопших

Все рецепты

Случайные рецепты

Еще случайные рецепты
* *

Новые сообщения





Поиск по сайту