Как любимый хлеб к православию привел

КАК ЛЮБИМЫЙ ХЛЕБ К ПРАВОСЛАВИЮ ПРИВЕЛ

По утверждению одного из ведущих историков русского застолья Вильяма Похлебкина, выражение «квасной патриотизм» возникло еще в давние времена. В1054 году перед первыми священнослужителями Руси встал вопрос: какую из двух форм христианства выбрать — православие или католицизм? Решено было сразу и безоговорочно — православие. Такой выбор был предопределен по совершенно естественной причине: православие допускало употребление «квасного», то есть кислого, дрожжевого хлеба в акте евхаристии — причащении. Католичество же использовать кислый хлеб в церковном ритуале воспрещало. Разрешались только «опресноки» — пресный хлеб.

О квашеном хлебе древний проповедник говорил: «Ведал, ани хлеб будет свершен: бо есть мука ани тело, а квас ани душа, а соль ани ум, вода же ани дух живот».

Отметим, кстати, языческую традицию печения пресных блинов на ритуальные праздники. Позже Россия примет традицию блинков дрожжевых.

Прежде чем приступать к трапезе, по православному обычаю необходимо было перекреститься. Традиция эта, характерная для всего христианства, исполнялась в России особо торжественно, чем поражала даже видавших виды иностранцев. Так, описывая поведение посетителей Английского клуба в Москве, А. де Кюстин отмечает: «Военные всякого возраста, светские люди, пожилые господа и безусые франты истово крестились и молчали несколько минут перед тем, как сесть за стол. И делалось это не в семейном кругу, а за табльдотом, в чисто мужском обществе!»

Меж тем, как мы только что говорили, народ на Руси испокон веков употреблял «кислый» ржаной хлеб. И церковь не могла пойти против традиций. С тех пор она именуется

ортодоксальной, то есть правильной. Иначе говоря, именно «квас», закваска для теста дали в те годы возможность судить: за кем пойдет «электорат»?

Изведав прелести оседлой жизни, русские люди начали заниматься земледелием для получения хлебного зерна и тогда же стали печь хлеб.

Кислый, или сброженный, хлеб выпекали на Руси с X века (прежде пекли только пресные лепешки). Кроме ржаного хлеба, сразу ставшего основным продуктом питания, а также необходимых для культовых обрядов просфор, монастырские пекари стали готовить и хлебные изделия из пшеничной муки — сайки, калачи, булки... В древних летописях упоминаются «хлебы чистые зело», «хлебы с медом, маком творогом», ковриги, кулебяки и пироги с разнообразными начинками.

А вот любимые калачи государя Алексея Михайловича готовили из смеси пшеничной и ржаной муки и именовали СМЕСНЫМИ (не путать со «смешными») калачами. Царь ценил их за особый вкус, недоступный простому смертному,— ведь в тесто кроме соли добавляли сахар (до 20 процентов), фруктовые сиропы, тмин, изюм и мяту, а также приправы, доставленные из заморских стран: шафран, кардамон, анис, миндаль, корицу, имбирь, лавр, гвоздику и т. д.

Лучшим гостем считался тот, кому государь собственноручно отламывал ломоть смесного каравая.

Одним из главных способов наказания монахов за нарушение монастырского устава или за ослушание было «сухоядение» — перевод на хлеб без приправ и воду без подслащения. Кстати, так же могли наказать и ремесленника. Если, к примеру, «хлебарь» (пекарь) плохо выпек хлеб (недостаточно пропек или, напротив, опалил корочку), виновный должен был сделать сто поклонов или «сухо ясть».

П. Романов «Застольная книга государства Российского»

Похожие темы




Интересное в разделе «Суть хлеба»

Пасхальные блюда

Новое на сайте