Хлебный спас

29 августа празднуется третий спас, который в народе называют «ХЛЕБНЫМ».

29 августа празднуется перенесение Нерукотворного Образа Спасителя, т. е. ткани, на которой проявился лик Иисуса Христа.

По преданию Нерукотворный Образ отпечатался на полотенце, когда Христос утер им свое лицо. Образ хранился в сирийском городе Эдессе. Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить Образ, и в 944 г. он был перенесен в Константинополь.

На Руси Нерукотворный Образ всегда особо почитался, его вышивали на знаменах.

На Руси в честь образа Спаса Нерукотворного строились храмы и часовни, одна из них находится на святом для православных острове Кижи.


Хлебный спас

«Первый Спас (14 августа) - на воде стоять, второй Спас (19 августа) - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продавать».

«Третий Спас - хлеба припас».

Третий Спас (Малый Спас, Нерукотворный образ, «Спас на полотне», Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый, Третий Калинник (енисейск.), Бороздень, Брязже (смоленск.) - народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу - Спасителю (Спасу), который отмечается 16/29 августа. Установлен церковью в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденному в IV в. Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского г. Эдессы Авгарь страдал проказой; желая избавиться от поразившей его неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти и исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство. Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.

Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия «Спас на полотне»; «Спас Нерукотворный». Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.

В народе Третий Спас, кроме названия «Спас на полотне», носил наименование «Спас на холсте», либо «Холщовый Спас», так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда. Говорили: «Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки едят; Третий Спас - на зеленых горах холсты продают». В другом варианте звучало: «Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки светят; Третий Спас - именинный сноп встречают», так как к Третьему Спасу в некоторых местах, вместо дня Успения Богородицы, приурочивались дожинки и обряды, связанные с последним именинным снопом (см. Дожиночный сноп), поэтому и называли Третий Спас - «Хлебным». Говорили: «Третий Спас - хлеба припас»; «Хорошо коли Спас на полотне - хлебушко на гумне»; «Хорош Третий Спас - зимой будет квас».

В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали «досевки», т. е. сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.

Называли Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. Так, в Зарайском у. Рязанской губ. при имении, где рядом находилось много ореховых лесов, в лес отправлялась «старостиха» для пробного сбора; собранное ею за один день считалось мерою для всех женщин, впоследствии идущих собирать орехи. В назначенный день в лесу расстилали ковер и «веретья», от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.

На Третий Спас происходил последний отлет ласточек и журавлей: «Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает»; «Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже».

В городах с этого дня начинались «великоденские» гулянья.

В земледельческом календаре Третий Спас (16 (29) августа) называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. Чтобы обеспечить успешную торговлю, на ярмарках служили особый молебен.
С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.

Великое благо - иметь каждый день на столе хлеб. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, и всякого рода «перекусы» из бутербродов с различными добавками, а также наши походы в лес, на рыбалку, за грибами, пешие путешествия и в транспорте.

Хлеб всегда и везде рядом с нами!

Почему хлеб называется хлебом

Хлебопекам Древней Греции мы обязаны, как считают многие ученые, и самим происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые «клибанос». От этого слова, по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово «хлайфс», которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на наш «хлеб», украинский «хлиб» и на эстонский «лейб».

Памятник хлебопеку

В Древнем Риме также существовали пекарни с широким ассортиментом хлебных изделий. До наших дней сохранился воздвигнутый 2 тысячи лет назад в Риме 13-метровый памятник-монумент Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, создавшему в столице Римской империи несколько больших пекарен, которые снабжали хлебом почти весь Рим. Барельефы, украшающие этот монумент, представляют собой выполненные с большим мстерством сцены приготовления муки из зерна и производство хлеба на всех, как теперь говорят, стадиях технологического процесса. Мы видим древнеримские мельницы, жернова которых приводились в движение силой рабов или лошадей; видим, как рабы в пекарне месят тесто, формуют его на куски, выпекают хлеб в двух больших печах. Другие рабы считают готовый хлеб, взвешивают его, складывают в корзины.

Каким был хлеб на Руси

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников – «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которые назывались хлебниками. Кроме хлебников, занимающихся, как бы мы теперь сказали, «промышленным хлебопечением», хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т. е. сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописи Х-ХШ вв. упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой.

Дорогие форумчане!

У меня есть предложение.
Давайте сделаем дату 29 августа нашим «ПРАЗДНИКОМ ДОМАШНЕГО ХЛЕБОПЕКАРЯ» на нашем сайте, а может быть и не только на нашем, к нам часто заходят гости.

Похожие темы


Шеф
Поздравляю всех форумчан с нашим профессиональным праздником!

Пышных хлебов всем и успехов во всем!

Рома
Угощение специально к празднику Угощайтесь все, творожный с разным джемом


ХЛЕБНЫЙ СПАС

Elenochka
это как же такая красота получилась? наверное сделали много булочек и потом их вместе соединили в одной форме?

Рома
это как же такая красота получилась? наверное сделали много булочек и потом их вместе соединили в одной форме?

Спасибо за отзыв

Смотрите здесь
Хлеб пшеничный творожный «НЕЖНЫЙ» от Ромы
hlebopechka.ru...
Сообщения № 63, 67



Интересное в разделе «Обрядовая и праздничная кухня»

Пасхальные блюда

Новое на сайте