Тема:
< Назад 1 [2] 3 4 Вперед >

Об одаренных детях

Избранное
Anchic
21 Янв. 2018, 23:06

Елена, я давно смотрела. В голове засело, что увлёкшись ранним развитием (чтением, письмом, счётом), родители не дают развиваться тем функциям, которые должны развиваться в возрасте до 5-6 лет. Я хочу завтра ещё разок послушать, освежить в памяти. Вспомнила про видео из-за этой тему.
Ирина Ф
21 Янв. 2018, 23:27

Вот, интересно и в тему):
ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ: «ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ НУЖНО УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ»

Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.

Не начинайте учить ребенка слишком рано.

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику.

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Слушайте музыку и приучайте к этому детей.

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться.

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Не затачивайте детей только под ЕГЭ.

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.

Учите мальчиков и девочек по-разному.

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

Делайте перерывы.

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет."

Мне кажется, что порой за своими амбициями родители детей перестают замечать!
Конечно же, развивать детей необходимо, но развитие не сводится к тому, чтобы научить ребёнка читать в 2/3 года!
Да я вообще не понимаю, что все носятся так с этим обучением чтению! Ведь доказано уже, что научить читать ребёнка можно даже и гораздо раньше, начиная с первой недели жизни ( методика Домана/Маниченко). Необходимо сделать так, чтобы ребёнку было интересно! Интересно всё и везде))), чтобы дитё жило полноценной ребенковой жизнью! А еще, детей нужно любить❤❤❤! Вот просто так! И не забывать говорит им об этом)
Всем родителям-терпения, счастья и любви!!!
Ромашка
21 Янв. 2018, 23:32

Девочки, вы такие умные, согласна с вами, что если надо, то все приложиться, надо только не мешать. В качестве примера расскажу о своем сыне. Нам повезло с садиком, и сам сад был хороший, и воспитатели в группе чудесные были. И сын устроен так, что дома расслабуха и ничегонеделанье, а в саду, школе, техе и т.д. готов слушать и делать. В  группе в саду, когда им было 5 лет начались занятия, книги развивающие мы покупали, дети там что-то дорисовывали, писали в клеточках, типа прописей палочки, черточки и т.д.  У сына особо не получалось. Летом занятий не было, группы смешанные были. Когда по осени, всем уже было 6 лет, начались снова занятия, то все были удивлены, что у сына все стало получаться. Все думали, что я с ним летом занималась, а я не занималась, просто время пришло и все стало получаться. Всему свое время.
Свершение
21 Янв. 2018, 23:56

Лето - хитрое время ! Он на диванчике с планшетом лежал или играл-бегал-лазил?
Знаете, чем нейропсихологи занимаются с детьми, у которых проблемы, описанные в статье Черниговской? Они учат их дышать по-разному, они ползают, комбинируя по-разному руки-ноги, они играют в настольные игры типа "Свинтуса" и "Медведа". Короче, они заставляют прожить то, чего зачастую современные дети лишены. Дети нынче познают мир зрением через экран планшета, а не тактильно, обонятельно, зрительно, осязательно и т.д.  Они собирают пирамидку на планшете, а не в реале.
Были проблемы с функциональным развитием мозга и 20 лет назад, и 40, и 100. Но в безгаджетную эру все проблемы решались нормальными детскими играми во дворе - все структуры мозга доразвивались либо компенсаторно корректировались.
Так что прорыв в формировании моторных навыков после лета вполне закономерен!

Я тоже прочла сегодня исходную тему. Мама звучит здраво, надеюсь, курса на гармоничное развитие сына не сменит. Напрягло, правда, что Алеша просил музыку и танцы, но тогда они не смогли. А им вот прям очень-очень надо. Надеюсь все же, что нашли возможность! Имхо, для него это может быть даже важнее, чем все предыдущие полученные знания вместе взятые.
Ну, и да, опять же имхо, напрасно ребенка так рьяно информировали, что он одаренный. Осознание этого обязывает, и ребенку такой груз совсем не по плечу может оказаться.

P.S. Ирина Ф, Ирина, спасибо за статью!
A.lenka
21 Янв. 2018, 23:58

Цитата: РепеШок от 21 Янв. 2018, 20:35
Куда? До какой степени? Есть у самих родителей это понимание/умение, знание?
Имхо... Однозначно - не на опережение школьной программы по одному предмету. У ребенка-дошкольника ведущий вид деятельности - это игра. Вот родителям и нужно играть с ребенком. И в игре предлагать ему задания, игры, упражнения, развивающие логику и аналитические способности. А умножать и вычитать он и в школе научится. Всему свое время.

Ведь есть еще одна потенциальная проблема у одаренных деток. Им не интересно будет в школе. Особенно - в обычной школе. Они и так уже обогнали сверстников. И програма им дается легче, чем остальным. Что начинает делать ребенок? Скучать, отвлекаться, мешать, раздражать учителя, и сползать в категорию трудных детей... Я конечно немного утрирую. И вместе с тем - потеря интереса к знаниям при поступлении в школу у одаренных детишек случается нередко.

Вторая проблема, которую я вижу, это перепрыгивание через классы. Тоже не айс, с моей точки зрения. И даже не только потому, что ребенок лишается детства. Опять же - всему свое время. Ребенок в 6-7 лет еще недостаточно физически развит для обучения по програме, расчитаной на 8-9 летних детей. Недостаточно развитая моторика рук, быстрая утомляемость, учебные нагрузки... И в результате такой вот гонки на опережение страдает здоровье.
Свершение
22 Янв. 2018, 00:01

Есть еще третья проблема - психологическая незрелость. Это в 25 лет 2-3 года разницы не чувствуются, а в школе, особенно начальной, 2-3 года - психологическая пропасть.




Цитата: Ромашка от 21 Янв. 2018, 23:32
Всему свое время.
Так проблема одаренных детей в том и состоит, что их время приходит рано - лобные доли готовы, а это и познавательная деятельность, и мелкая моторика, речь и письмо, контроль поведения(!!!) ! Вы посмотрите - ребенок в 4 года не каракули чертит, а пишет, и познавательная деятельность у него будь здоров!
А другие отделы мозга развиваются своим чередом, т.е. в соответствии с возрастом. Вот и получаем развитый интеллект с психикой ребенка. И нужно как-то их сгармонизировать... А родители зачастую еще больше увеличивают разрыв...
Анна1957
22 Янв. 2018, 00:17

Я не   учила сына  специально читать, хотя читала  ему книги с очень раннего возраста. Видимо, он ассоциировал буквы с интересными для него вещами. Он не говорил толком еще в полтора года, но подходил с газетой Правда ко мне (дело было в далеком 81г, этой макулатуры в каждом доме было навалом), тыкал в крупные буквы названия и заголовков и просил их называть. Он видел буквы даже в ломаной линии рисунка ковра: говорил л-л-л-л Так что я просто шла на поводу его желаний. В младшей группе веселил пришедших за детьми родителей, читая на стене "Правила для родителей" вместо того, чтобы одеваться на прогулку. В 4 года у меня на работе, пройдя по гинекологическому отделению, привел всех в восторг вопросом: "А что такое венерические заболевания?" (прочитал заголовок в стенгазете на стене отделения). И в школу он пошел, умея все, кроме письма и рисования - вот это у него не получалось никогда)))  Он даже раскрашивать не мог - карандашные линии вылезали за контур. Я видела этот дисбаланс, но исправить у меня не получалось. И да, в школе ему было неинтересно, он развлекался там, а не учился. В начальной школе его пригибали до среднего уровня, а потом он сам просел. Но гуманитарные предметы всегда были на 5.
an_domini
22 Янв. 2018, 07:30

К вопросу о  ЕГЭ.
В статье Т.Черниговской ЕГЭ рассматривается с точки зрения образовательной, все правильно.
Но причиной введения этого ЕГЭ была  попытка как-то выбраться из тупика выпускных и особенно вступительных в ВУЗы экзаменов, в котором к тому времени оказалась организация нашей системы образования. Была она лучшей в мире, кто ж спорит. Но в другое время.
А в перестройку вообще заговорили не о школьном воспитании, а образовательных услугах. Денежные потоки при поступлении в ВУЗы стали такими, что вообще вся традиционная система вступительных экзаменов перекосилась так, что ее реформирование стало и необходимым и неизбежным. Кто с этим изнутри сталкивался на профессиональном уровне это понимали. Родители же рассматривали вопрос с другой, образовательной, точки зрения. А причина введения - необходимость контроля за тем, чему и как учат в школе, и поступления в ВУЗы.
Никто не говорит, что ЕГЭ все проблемы сразу решил, но его введение - попытки как-то сдвинуть ставшую в ступор систему с места.
К сожалению, в школе и ВУЗах сейчас столько проблем, что только ЕГЭ их, конечно, не решит. Настоящие большие  реформы необходимы, мы не можем просто автоматически  вернуться к старой советской системе образования, к тому же она сейчас так идеализирована на фоне того самого ЕГЭ. А не можем, потому что общество уже другое.
Свершение
22 Янв. 2018, 08:19

Ольга, ох, Вы тему затронули... Возможно, это, действительно, та пропасть, в которую нужно упасть, чтоб потом восстать из пепла... Но наблюдать это падение - страшно. Потому что видишь, как твои собственные дети, совсем неглупые дети, получают информацию, которая в знания так и не превращается.
При нынешнем уровне доступности информации оно, может, и не беда. Знаешь, что тебе нужно, - мигом найдешь в и-нете. Но... уровень информационного шума таков, что глохнут даже взрослые, неумеющие/непривыкшие информацию систематизировать, отсекать ненужное. А работать с информацией детей тоже не учат - да детский мозг к систематизации, наверно, еще и не готов.
Опять же, если примерно знать, что нужно, найдешь, но в и-нете сейчас столько псевдоинфы, выглядящей правдоподобно, что ребенок точно не распознает, правда это или где-то около...
an_domini
22 Янв. 2018, 08:56

Про получение информации из интернета по принципу "все там найдешь" сейчас студенты дошли до того, что не только учебники не берут в библиотеке, но и лекции не посещают (проблема с посещаемостью двойная: 1) им тяжело, не привыкли опять же в школе к полноценному усваиванию материала на уроке, 2) соблазн, что все потом найдут в инете прямо на экзамене). Объяснения про википедию и качество найденного в ней  материала не действуют (они уверены в том, что  главное - это найти похожие слова, а потом их "наукообразно впарить преподу". К сожалению, по ряду причин бывает, что прокатывает). А  смартфон заменяет теперь шпаргалки, очень удобно, заранее даже писать ничего не надо, сразу по поисковику можно найти. Исчезла "обучающая" функция этой самой шпаргалки - пока пишешь, хоть что-то запомнишь, к тому же, чтобы ее написать надо как минимум учебник в нужном месте открыть и узнать, что проходишь.
Еще одна функция смартфона: решение задач на контрольной и в домашних заданиях, решение опять ищется по инету и часто находится, поэтому готовиться не надо, надо только найти. А что находят - уму непостижимо, понятно, в этой  помойке полно всего,  а отличить, опять же, не могут, т. к. не знают материала. Заметила забавную тенденцию: все больше появляется решений методами очень старыми, где-то бывает и из 60-х годов (терминология там была другая, чем в современных учебниках, и методика решения другая, сейчас не так учат). Студенты это добросоветно переписывают, а потом, если спросить, сами не знают, что это и откуда у них могло бы появиться.
Что со всем этим делать - много вопросов. Конечно, попытки есть. Модульное обучение, например. И само ЕГЭ постоянно совершенствуют.
К сожалению, проблем больше, чем предлагаемых решений. Но это другая тема.
Конечно, есть и сейчас хорошие школы и хорошие ученики, но и проблемы тоже есть, да еще какие!
Ромашка
22 Янв. 2018, 11:46

Цитата: Свершение от 21 Янв. 2018, 23:56
Лето - хитрое время ! Он на диванчике с планшетом лежал или играл-бегал-лазил?
Это было 15 лет назад, бегал, лазил, почти ежедневно детский городок в парке. А дома всегда пазлы, лего, расскраски, царапки и т.д. К компу допустила в 6 лет дозировано по времени и старалась покупать развивающие диски. Инета тогда не было у меня. Зато сейчас в 20 отрывается в онлайн-играх.
Sedne
22 Янв. 2018, 12:04

А я просто не верю, когда говорят "он сам научился читать в 2 года", ну как сам-то, прям так взял книгу и начал читать? Ребенок, как чистый лист, он все впитывает от взрослых и часто стремления взрослых. Очень часто родители думаю "вот у меня не вышло, так у ребенка точно выйдет", забывая о том, что ребенок не они, даже, если у ребенка получается это, не факт, что он счастлив. Вот возьмем Паганини, был у него дар, отец его заставлял тренироваться до изнеможения, стал ли он тем кем стал благодаря отцу, но любил ли он отца, был ли он счастлив в итоге? Просто очень часто родители, не замечая эксплуатируют своих детей в угоду амбиций.
Анна1957
22 Янв. 2018, 13:54

Цитата: Sedne от 22 Янв. 2018, 12:04
А я просто не верю, когда говорят "он сам научился читать в 2 года", ну как сам-то, прям так взял книгу и начал читать?
Светлана, если это ко мне обращено, то буквы он сам просил ему называть в 1.5года, а складывать их в слоги  я его научила в 3 года. Причем практически в 1 день.
Веточка
22 Янв. 2018, 14:22

У меня мелкий в 2 года тоже буквы все знал. И все марки машин. Мог обьяснить, чем Хонда от Хундай отличается ( у кого-то значок "падает")
С буквами просто все, мы читали кучу азбук. Потом начал буквы складывать. Так что читать научить в мелком возрасте,  мне кажется, не проблема.
Lerele
22 Янв. 2018, 14:38

Дамы, а может мне кто нибудь внятно объяснить, в чем заключается реформа образования??
С ЕГ я поняла, что ломали странным способом методику поступления в вузы.
Только раньше с аттестатом 4,5 можно было даже в престижный вуз постпить, теперь нет.
У нас родственница, хорошая и хорошо учащаяся девочка, с хорошим, не блестящим аттестатом, но без троек, половина 4, половиа 5, с какими то олимпиадами, с двухгодичными подготовительными курсами , с неплохим ЕГ, не прошла в мединститут, попала только в медучилище. Я не в курсе этих систем балльных, но было практически не реально пройти, только гениям каким то что ли, и где их столько набрали??
И у меня одногруппницы, работающие в вузах наоборот стонут и говорят, где только таких стдентов берут?? Не скажу тупые, но очень неумные по их словам.
aynat
22 Янв. 2018, 15:09

Lerele, не гении, но в мед всегда трудно поступить было. Дочка 3 года назад поступала - впритык хватило 243б, проходной был 238, и для Москвы, например, - это очень мало.
И для престижного ВУЗа и тогда аттестата 4,5 было маловато.
Масюша
22 Янв. 2018, 15:55

С аттестатом 4,5 в мединститут поступить в советские времена было нереально! Только, если был "блат". У нас в Воронеже в 1980 году проходной балл  на лечфак был 23,5.
Lerele
22 Янв. 2018, 16:12

aynat, да ладно, прям маловато, я на иняз поступила с таким баллом в аттестате.
У меня в свое время ровно пол класса пошло в мед, из них хорошо учились и имели хороший аттестат человека 4 из 12 поступивших.  А не поступила как раз одна девочка с серебряной медалью.
Поэтому была система блата и понятно, что ее надо было ломать.
gawala
22 Янв. 2018, 16:14

Цитата: Масюша от 22 Янв. 2018, 15:55
в мединститут поступить в советские времена было нереально!
Через рабфак поступали  через нулевые курс..так вроде называлось либо не переферию уезжали.мои подруги именно так поступали в свое время.Одна через рабфак-нулевой курс, другая  в  Рязань уехала..медалистка была..
an_domini
22 Янв. 2018, 16:20

Да реформы-то конкретной, по пунктам расписанной, и нет. В перестройку появилось много новаций, связанных с понятием образовтельные услуги и болонской системой, чтобы у нас как в Европе было, и студенты могли бы переезжать из страны в страну, например, со своими баллами по конкретным предметам, такое непрерывное образование вместо выпуска через 5 лет специалиста. Одновременно пропали контроль,  отчетность, рабочая дисциплина. Появилось внебюджетное обучение, там свои непростые вопросы. С падением производства и оборонки и специалисты качественные не очень-то нужны были. Короче, все одно к одному.
Сейчас требования к выпускникам повысились, требуется, чтобы они могли реально выполнять необходимую работу, а не просто дипломы приносить. Появилось понятие  компетенций, т.е. конкретных навыков, которыми должен обладать студент после изучения каждой дисциплины учебного плана и после окончания ВУЗа. Чтобы работодатель получал грамотного специалиста. Как это будет на деле обепечиваться? Как это сочетать с требованиями уменьшения количества преподавателей (другая параллельная цель - увеличить таким образом зарплаты)? И так вопросы цепляются друг за друга, бесконечная цепочка....
А абитуриенты стали приходить такие слабые, что по основным предметам вводные курсы со школьным материалом начали вводить. Кстати, с введением ЕГЭ стало в среднем несколько лучше. Конечно, всех проблем далеко не решили.
< Назад 1 [2] 3 4 Вперед >
SMF 2.1 Beta 3 | 2018
© 2007-2018 ХЛЕБОПЕЧКА.РУ. Полная или частичная перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации. Контакты и карта сайта
Конкурс

РЕЦЕПТЫ

Новые рецепты

Новое на сайте

Новые сообщения

16:23

16:21

16:21

16:16

16:13

16:12

16:12

16:04

16:02

15:59

15:59

15:58

15:58

15:58

15:54

15:51

15:49

15:49

15:46

15:36

15:33

15:29

15:27

15:25

15:23

15:22

15:19

15:04

15:04

15:02

14:59

14:57

14:47

14:45

14:42

14:19

14:14

14:10

14:09

14:07

14:06

14:03

13:57

13:21

13:08

13:03

12:56

12:54

12:50

12:46