Блекворк, «шовчики», барджелло

Последнее время мне стало тесно в «крестиках». Рука и глаз просили чего-то нового, яркого, разнопланового. При этом были давние планы освоить вышивку блекворк. Пошерстив инфу в интернете, я удивилась увиденному и «заболела». Заболела современной забугорной вышивкой, которую успешно осваивают и наши отечественные мастерицы. Как показалось на мой (возможно, поверхностный) взгляд, современная вышивка успешно объединяет элементы крестиков, блекворка, «шовчиков», барджелло, хардангера и других, счётных и не-счётных, вышивок. Так же в работах используются узелки, бисер и стразы. Повсеместно используется тонированная основа и непривычные для вышивки нити – шёлковые, вискозные, металлик, нити секционного крашения (любого состава). В результате получается фейерверк оттенков и фактур.
Попытаюсь разобраться в этом миксе техник. Миксе вкусном, непривычном и необычайно манящем. Параллельно что-нибудь изобразив

Блэкворк («черная вышивка»).


Блекворк, «шовчики», барджелло

Существующие схемы для вышивки в стиле блэкворк можно разделить на два вида: контурные (в такой схеме вышиваются только очертания объектов) и оттеночные (в этой технике насыщенность цвета определяется плотностью вышивки – от светло-серого к черному; градиент достигается не сменой цвета, а вариированием толщины нитей и плотностью заполнения участка вышивки).

Об истории блекворка.
Родиной блэкворка принято считать Восток. Именно оттуда эта техника вышивки попала в Испанию, а дальше и в остальные страны Европы. В 1501 году Екатерина Арагонская, дочь королевы Изабеллы Испанской и короля Фердинанда, приезжает из Испании в Англию и вскоре становится супругой короля Генриха VIII. И в течение 25 лет, находясь у власти и обладая немалым влиянием, она сумела заразить сотни придворных дам своей увлеченностью и приверженностью вышивкой блэкворк, называемой в те времена «испанская работа», которые с удовольствием следовали примеру своей королевы, просиживая за пяльцами. Развод Екатерины и Генриха послужил тому, что Испания, как и все испанское, оказались в опале, а выражение «испанская работа» со временем заменили на «черная вышивка».

Во времена Якова I в Англии производство кружев облагалось очень высокими налогами, и предприимчивые британцы использовали эту технику для имитации кружев на манжетах и воротниках. Художник Ханс Гольбейн на своих картинах запечатлел представителей высших сословий Британии в одежде с узорами из чёрных нитей - и шов получил своё название по фамилии человека, который никогда не занимался вышивкой.

За достоверность фактов не ручаюсь, ибо не историк и не искусствовед. Однако ж посчитала нужным привести их, пусть в ранге исторических баек.

Материалы
Блэкворк относится к счетным видам вышивки, поэтому для вышивки можно выбрать любую канву, например, Аиду 14 или равномерку.
Исторически принято вышивать в технике блэкворк шелковыми нитками черного цвета, но можно использовать черные нити обычного мулине.
В современных дизайнах блекворка используют цветные (а случается, что и секционного крашения) нити любого состава. При этом в зависимости от желаемого результата нить может быть как традиционно тонкой, так и провокационно толстой (особенно это касается работ в смешанной технике с использованием блестящих нитей).

Техника блэкворка
 
- Простой крест
 - Болгарский крест
 - Стебельчатый шов
 - «Назад иголку» (backstitch)
 - «Голбейн». Его еще называют двойной наметочный стежок. При его выполнении сначала делают наметку в одном направлении, а затем, возвращаясь обратно, заполняют пустые места. Проколы делают в одних и тех же местах в обоих направлениях, тогда в результате получается одна линия. При выполнении этого стежка и на лицевой, и на изнаночной стороне получается одинаковый рисунок, что очень удобно при вышивании скатертей, полотенец и салфеток.
Назвали этот стежок в честь немецкого художника Ганса Гольбейна-младшего, который хоть и не имел никакого отношения к вышивке, но нередко изображал на своих картинах представителей аристократии в одежде с узорами из черных ниток.

Полезные советы
Перед началом выполнения работы внимательно изучите схему, чтобы найти оптимальную последовательность перехода от одной части работы к другой.
Для вышивания контура используйте толстую нить или нить в несколько сложений. Это сделает сложный узор более изящным и соединит элементы дизайна
Не делайте длинных протяжек на изнанке работы, чтобы нить не просвечивала на лицевую сторону.
Создавая собственную схему, возьмите на заметку, что вышивка будет выглядеть светлее или темнее в зависимости от количества используемых нитей (толщины стежков).


Шовчиковые дизайны (или вышивка на моноканве, (needlepoint) – современный особый вид рукоделия, в котором иглой и разноцветными нитями разной толщины и фактуры создаются фантастические по своей красоте и совершенству форм картины. Часть техник заимствована из декоративных швов, часть из изонити.

Блекворк, «шовчики», барджелло

Материалы.
В качестве основы для вышивки используется моноканва – жесткая канва, похожая на гобеленовую сеточку, но плотнее и без разметки. Она очень похожа на москитную сетку. Моноканва выпускается разного каунта (10,12, 13, 14,16 18). Бывает разных оттенков. У нас в России ее почти не продают, умелицы заказывают в зарубежных рукодельных интернет-магазинах. Так же используется канва равномерного плетения Congress Cloth (выпускается исключительно каунта 18). Как и моноканва, она бывает разного цвета. Характеризуется «нежной» структурой, на которой после распарывания ошибочного стежка остаются неубираемые следы. Возможна вышивка на равномерке (ткани равномерного плетения). Основа крепится в прямоугольных пяльцах – рамках, которые собираются из деревянных планок разной длины. Планки продаются парами, и, имея в своем распоряжении несколько деталей разной длины, позволяют собрать раму нужного размера. Моноканва закрепляется на раме при помощи кнопок-гвоздиков.
Дизайны на моноканве вышиваются разнообразными по своей фактуре материалами: шерстью и перлом (нитями, напоминающими наш «Ирис»), а также хлопковыми однотонными нитями и мультиколором, крейником (металлик) и шелком.
Как правило, шовчиковые дизайны используют для вышивки мандалл и небольших изделий типа бискорню, фенечек и шкатулок. Я видела в сети буквально единицы масштабных работ (панно и подушек). Больших сюжетных дизайнов, привычных нам по крестикам, в этой технике не встречала. Так же шовчики могут служить «вишенкой» в больших крестиковых дизайнах, как у широко известной Мартины Вебер (Розенберг), работающей под маркой Шаталайн.

Барджелло.


Блекворк, «шовчики», барджелло

История
Поскольку точное место и время появления этой вышивки доподлинно не известно, существует несколько версий ее происхождения. Каждая из них может считаться вполне вероятной, но самая распространенная – о легенда о том, как в незапамятные времена во Флоренцию (Италия) прибыла венгерская принцесса Елизавета (1207-1231), познакомившая флорентиек с диковиной техникой.
Попав благодаря Елизавете Венгерской в Италию, эта техника получила ее имя и стала называться Punto unghero («венгерский стежок»). Это название до сих пор употребляется в Италии наравне с «барджелло», появившимся гораздо позже по технической необходимости. Дело в том, что при проведенной англичанами систематизации вышивальных стежков, «венгерским стежком» была названа другая техника, и чтобы не было путаницы, за вышивкой из Флоренции необходимо было закрепить другое название. Тут-то и пригодилось звучное имя флорентийского музея «Барджелло» (museo Nazionale del Bardgello), в котором были выставлены стулья, обитые вышивкой в стиле Punto unghero («стулья XVII века со спинками и сиденьями вышитыми Punto unghero"). С тех самых пор Punto unghero («венгерский стежок») и Il Ricamo (Lavoro, Punto) Fiorentino («флорентийская вышивка») в англоязычных источниках стали называться барджелло.
Справедливости ради, следует сказать, что подобная техника вышивания развивалась в средние века не только в Чехии и Италии, так как относительно несложная работа позволяла создавать прочные износостойкие предметы домашнего или церковного убранства. По некоторым источникам этим рукоделием, например, владела и другая венгерская принцесса - Ядвига, вышедшая замуж за польского короля Владислава II Ягелло. А в двух домах-музеях Англии ("Parham House" и "Chastleton House") хранятся многочисленные предметы, выполненные в стиле Flame Stitch ориентировочно с 1560 по 1585 год.
Во Франции изделия с вышивкой Flame Stitch начали производить в начале XVII века в знаменитых текстильных центрах Эльбеф и Руан, где этот стежок был известен как «бергамо» (Bergamo, Италия). В том же веке зигзагообразная вышивка стала очень популярна в Амстердаме, а ирландцы и вовсе думали, что это их изобретение и назвали технику Irish Stitch («ирландский стежок»). В XVIII веке в моду вошли мужские кошельки в стиле барджело. Чтобы продемонстрировать свои таланты, их вышивали своим женихам девушки из высшего света. Несколько образцов такой вышивки, созданных руками австрийской императрицы Марии-Терезии до сих пор экспонируются в венском музее.
Что касается Италии, то вполне вероятно, что техника Fiamma появилась здесь как подражание рисункам колоритных тканей привозимых с Востока. Особенную популярность она завоевала в законодателе средневековых мод славном городе Флоренция, где передаваясь из поколения в поколение, Lavoro Fiorentino постепенно превратилось в одну из главных городских достопримечательностей.

Визуальные приёмы
Главную роль в создании вышивки барджелло играл выбор цветов, комбинация которых могла создавать различные визуальные эффекты - глубину, объем, градиент (растяжка цветов от темного с светлому и наоборот), контраст, монохром и т. п.
Этой же цели служил тщательный подбор длины стежков (первоначально все стежки были одной длины, но со временем это стало не обязательным) и определение последовательности их чередования в каждом горизонтальном ряду.
Несмотря на то, что вышивке барджелло уже около семи веков, ее основополагающие принципы остались практически неизменными, если не считать новшества от Dorothy Kaestner (1972), которая, поэкспериментировав с зеркалом, придала барджелло эффект калейдоскопа, предложив вышивку в «четырех направления» (книга "Four Way Bargello", 1972). В этой технике холст делится по диагонали на 4 части и мотив выполняется в двух горизонтальных и двух вертикальных направлениях. Позднее эта техника была доработана до 8 направлений (горизонтальные, вертикальные и диагональные стежки, книгa "8-way Bargello" от Kenneth J. Goelzer и дизайны "Ice Cristall", "Kaleydoscope", "Tulip Fantasy" от Susan Kerndt) и 12 направлений (по типу часов "Round the clock" Kenneth J. Goelzer).
Мне видится, что именно "8-way Bargello" (а, возможно, и древняя «калейдоспическая» флорентийская барджелло) и стала отправной точкой для современных вышитых мандалл. Во всяком случае, их немалое визуальное сходство я уловила.

Техника вышивки
В классической версии барджелло используется прямой вертикальный стежок, который выполняется сверху-вниз, слева-направо через 4 нити канвы. Однако, современная вышивка не лимитирует длину стежка.

Итак, я загорелась.
Прочитала в сети немалое количество инфы о вожделенном предмете. Накачала бесплатных схем и просто картинок. Вдохновилась. Переварила «съеденное». Для начала остановилась на пасхальном яйце дизайнера Елены Душкиной-Шатт, выполненном блекворком. несложными шовчиками и бисером. Схема бесплатная, скачала в ВК.

Блекворк, «шовчики», барджелло

В качестве основы дизайнером предложена канва кремовая линда 27. У меня ничего даже близко похожего нет. Пошуршав в запасах, нашла старую брошенную вышивку, выполненную на рогожке более-менее равномерного плетения. Нитки взяла красную шерсть, оставшуюся от набора.
Отшила пробный элемент в 3 нити - толсто. Попробовала в 2 и в 1 нить

Блекворк, «шовчики», барджелло

Остановилась на двух нитках. При этом одну нить заменила на гаммовский люрекс в 2 сложения (именно швейный катушечный люрекс, а не металлик. Металлик жёсткий и крутится). В итоге вышиваю 1 нить шерсти + нити люрекса.
Вчера за час-полтора отшила вот такой участок

Блекворк, «шовчики», барджелло

И крупнее

Блекворк, «шовчики», барджелло

Впечатления такие.
1. При всей моей нелюбви к пяльцам, пришлось их достать - основа мягкая, а гольбейну нужна натяжка. Шить на руках не получится.
2. Гольбейн вышивается медленнее креста. Пробовала вышивать в 2 иглы (вторая заполняет промежутки первой), без возврата. Не скажу, что сильно шустрее и проще. Вернулась к общепринятому способу выполнения шва.
3. Голову и глаза гольбейн грузит порядочно. Схема начерчена из расчёта, что вышивается через одну нить основы. Постоянно приходится считать. При этом есть участки в полклеточки (в каждую нить основы). Конечно, можно перечертить схему, но решила не отходить от принятых у дизайнеров подходов. Потому отсчитываю «раз-два, раз-два, раз-два».
Не думаю, что буду шить эту работу каждый день, но продолжать однозначно буду. Скажу честно - перестаиваться не просто. Но интересно. Так что по мере сил буду продолжать. И держать форум в курсе

IvaNova
Вот почти и закончила первый не-крестиковый процесс. Осталось пришить бисер.
Киса устроила на вышивке лежанку, поэтому тряпица сначала пойдёт в стирку, потом под бисер. После отпуска отчитаюсь окончательно.
Сказать, что вышивка принёсла радость - ничего не сказать.
Планов на новые техники громадьё. Но и крестики не брошу)

Блекворк, «шовчики», барджелло

Екатерина2
IvaNova, с окончанием работы! Интересно получилось.

Никуся
Ирина, Здоровооо!! У меня в этой технике сделана бескорнюшка, в галереи где то лежит. Очень увлекательно.

IvaNova
Никуся, дык выставляй же)

Никуся
Ирина, Ир, надо искать хдето был...
 Вот

Блекворк, «шовчики», барджелло


Блекворк, «шовчики», барджелло

IvaNova
Никуся, блекворк. Пррррлестная бискорнюха!
Уррра, не одна я такая хворая

Никуся
Уррра, не одна я такая хворая
АГА!

Елена Тим
IvaNova, Ириш, темка

Никуся
Ленуси вернулась!!

Елена Тим
Да я всё по кустам шарюсь, некогда даж потрындеть по-человечески

Никуся
Канечна, столько тем мадыратить!!! Как только где появишься, все сразу: - О, Ленуси вернулась!!. Вот и ховаешься в кушЫрях!

Екатеринушка
Мои работы с разными видами швов
Батончик дизайн Indigo Rose Aunt Tally


Блекворк, «шовчики», барджелло

Шишка


Блекворк, «шовчики», барджелло

Сова дизайн The Cats Whiskets What a Hoot


Блекворк, «шовчики», барджелло

Сэмплер дизайн Indigo Rose Little bands of silk


Блекворк, «шовчики», барджелло

Чехол для ножниц дизайн Needleworks by Sue Hawkins


Блекворк, «шовчики», барджелло

Бискорню дизайн Papillon Creations Magic Carpet


Блекворк, «шовчики», барджелло

Ирис из журнала Cross Stitch & Country Crafts 1991 #5-6


Блекворк, «шовчики», барджелло

Шкатулка дизайн The Victoria sampler #11 Gold


Блекворк, «шовчики», барджелло

Семплер цветок дизайн Just Nan Whimzi rose freebie


Блекворк, «шовчики», барджелло

Батончик


Блекворк, «шовчики», барджелло

Derwentwater CB10 Dancing Tulips


Блекворк, «шовчики», барджелло

Подмосквичка
Катя, какие чудесные работы
Нежные и аккуратные
Умничка

OlgaGera
Красивые работы

Гость
Шкатулка дизайн The Victoria sampler #11 Gold
Може  подсказать где можно купить набор или схему?

Наталья

Подмосквичка
Наталья, постучитесь в личку к Екатеринушке, может с вами поделятся схемой.

Екатеринушка
Шкатулка дизайн The Victoria sampler #11 Gold
Может подсказать где можно купить набор или схему?

Наталья

Схема из интернета, нитки. бисер покупала в Интернет-магазинах.



Интересное в разделе «Шитьё и вышивка»

Постные блюда

Новое