Русский язык (страница 96)

раменка
ИванВладимирович, я благодарна Вам за ответ, к учителю с Вашим разъяснением не пойду. К сожалению, это было важно для меня, но не для учителя. И, опять же к сожалению, как видите она не была одинока в своём заблуждении. Да, такова реальность в наших школах. Да я и сама сомневалась. Спасибо ещё раз!

alfa20
Иван Владимирович, спасибо большое за пояснения!

telez
Меня не было 2 дня, а тут такая дискуссия! Девочки, не сомневалась ни секунды, что это НЕ безличное предложение, т. к. подлежащие в наличии. Это предложение можно дать в начальной школе, дети с лёгкостью определят по именительному падежу, что здесь три однородных подлежащих! Ну, может, запутаются немного «сила» или «сила воли», т. к. не проходили такое. Belka13 правильно написала, что дополнение не может быть выражено существительным в И. п. Вас смутил возвратный глагол, но он не всегда бывает безличным. Спасибо Ивану Владимировичу за прекрасное объяснение!

Иван Владимирович
Девушки, благодарю за теплые слова!
А как вам такая «загадка»: если перестроить предыдущее предложение следующим образом: Нет большой силы воли, внутренней дисциплины и даже мужества. Какое оно будет? Где основа?)
А вот еще:
Зимний лес.
Лес зимой.
Лес зимний.
У кого какие предположения?




15 лет назад (Боже, как давно это было!) мною была опубликована статья о правописании частицы НЕ с отглаголными образованиями. Розенталь писал когда-то, что НЕ с разными частями речи и Н и НН - это лакмусовая бумажка грамотности.
Может быть, кому-то данный материал покажется интересным, поможет разобраться в трудных случаях правописания.
Ссылку на издание опубликовать не могу, поэтому даю название статьи:
Вялых И. | Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый.
Гугл выдает моментально)

Kara
А вот еще:
Зимний лес.
Лес зимой.
Лес зимний.
Иван Владимирович, эти три словосочетания мало похожи на предложения, но
Зимний лес - лес - подлежащее, зимний - определение
Лес зимой - лес - подлежащее, зимой - обстоятельство
Лес зимний - лес - подлежащее, зимний - сказуемое (лес (каков?) зимний - признак подлежащего, который выражается именем прилагательным)

Иван Владимирович
Это не словосочетания, а предложения: все признаки имеются: и знак в конце, и основа наличествует, и интонация завершения)
Основа Вами вычленена верно. А вот с точки зрения состава (односоставное / двусоставное) и полноты (полное/неполное: ситуативно неполное или контекстуально, эллиптическое) что можете сказать? Тут с подвохом предложения, как Вы поняли)

Kara
Все предложения односоставные, кроме «Лес зимний», это предложение двусоставное с подлежащим и сказуемым. А вот насчет полноты/неполноты Давно это было. Предположу (исключительно интуитивно, т. к. правило не помню, честно):
Зимний лес - полное (например, название рассказа)
Лес зимой - неполное эллиптическое?
Лес зимний - неполное ситуативно

Иван Владимирович
Будут ли еще предположения?)

ТаняКотя
На мой взгляд,
Как вам такая «загадка»: если перестроить предыдущее предложение следующим образом: Нет большой силы воли, внутренней дисциплины и даже мужества. Какое оно будет? Где основа?)
Данное предложение - односоставное безличное, сказуемое - слово «нет».
А вот еще:
Зимний лес.
Лес зимой.
Лес зимний.
У кого какие предположения?
Зимний лес - односоставное назывное.
Лес зимой - эллиптическое, но можно назвать и неполным, т. к. обстоятельство «зимой» относится к сказуемому, которое, однако, в предложении отсутствует.
Лес зимний - двусоставное полное, где «зимний» - составное именное сказуемое, выраженное прилагательным с нулевой связкой, указывает на признак-состояние.

Kara
где «зимний» - составное именное сказуемое, выраженное наречием с нулевой связкой, указывает на признак-состояние.
зимний - наречие?

Иван Владимирович
Относительно безличности 1-го предложения и способа выражения сказуемого (слово «Нет») - «в самую центру», как в известном фильме сваха ответила)) Браво!
А вот с «короткими» предложениями напутали, кроме 1-го и 3-го...
Да, предложение Зимний лес односоставное назывное, полное.
Также абсолютно верно дали характеристику 3-му предложению: Лес зимний - двусоставное полное предложение с составным именным сказуемым, выраженным прилагательным.
А вот Лес зимой - это тоже двусоставное предложение. Почему? Может быть, кто-то объяснит?))

ТаняКотя
Ирина, конечно, прилагательное. Извините, что ввела в заблуждение, исправила.

Иван Владимирович, понятно. Значит, «Лес зимой» - двусоставное предложение. Тогда здесь получается двусоставное неполное, в котором пропущено сказуемое.
Лес зимой - можно назвать и неполным, т. к. обстоятельство «зимой» относится к сказуемому, которое, однако, в предложении отсутствует.

Иван Владимирович
При квалификации предложения как «двусоставного» или «односоставного» важно учитывать не только формальное наличие главных членов (обоих или лишь одного), но и второстепенных членов, входящих в группы главных. В группу подлежащего входит лишь определение (оно в назывных предложениях всегда препозитивное), в группу сказуемого - дополнение и обстоятельство. Наличие группы сказуемого исключает квалификацию предложения как односоставного! Если при подлежащем присутствует дополнение или обстоятельство (как, например, в предложении Лес зимой), то их наличие указывает на «скрытое» присутствие сказуемого, а это значит, что оно опущено либо контекстуально (во избежания тавтологии), либо ситуативно (смысл понятен без него). Пишу максимально УПРОЩЕННО, чтобы быть понятным.
Часто путают состав основы и полноту. Это разные понятия. Предложение может быть полным, но односоставным, а может быть двусоставным и неполным)
Умение «видеть» в предложении группы главных членов (следователь, правильно вычленять грамматическую основу, определять, сложное ли это предложение или простое) - одно из ключевых умений, влияющих на правильность выполнения экзаменационных заданий 9 и 11 классов.
К сожалению, результаты ЕГЭ свидетельствуют, что этим умением овладели немногие... А причина - о ней писал выше: многие «дипломированные» специалисты сами путаются в таких, вроде бы, элементарных вещах...




Вот еще пример в тему:
 Из романа «Евгений Онегин»
«Так ты женат! (Двусоставное полное) не знал я ране! (Двусоставное непоное: отсутствует часть «что ты женат»)
Давно ли? (Двусоставное ситуативно неполное, хотя отсутствует полностью основа (ты женат)» — Около двух лет. (Я женат около 2-х лет: двусоставное ситуативное) —
«На ком? (Ты женат)» — На Лариной. (Я женат) — «Татьяне! (Ты женат на Татьяне)»
— Ты ей знаком? — «Я им сосед».
Использование таких предложений позволяет при диалоге избежать неоправданных повторов: собеседникам «лишние» слова будут лишь мешать!

Belka13
Ой, как тут у вас интересно! А я все пропустила!
А разве сказуемое - только одно слово «нет»?

Иван Владимирович
Да, сказуемое только слово «Нет». Для безличных предложений это частотный случай.
При «Нет» обычно стоит беспредложное дополнение в Р. п.

ТаняКотя
Иван Владимирович, спасибо за разъяснение. Значит, неполное предложение может встречаться только в каком-либо контексте? Если же предложение единичное (но с отсутствующим главным членом - «Лес зимой»), то оно в любом случае полное?
А такое предложение: «За рекой - дорога» - тогда будет эллиптическим?

Иван Владимирович
Полные и неполные предложения могут встречаться как в контексте, так и вне его.
Лес зимой полное потому, что в нем присутствуют все необходимые члены: подлежащее, сказуемое (его присутствие «выдает» обстоятельство) и обстоятельство. Всех этих слов (членов предложения) достаточно для адекватного выражения мысли.
За рекой - дорога эллипчическое: пропущено сказуемое (лежит, находится), на месте которого в предложении стоит тире. Тире «сигнализирует» о наличии контекста. Например, такого. У реки раскинулся лес. За рекой - дорога. Но Ваше предложение понятно и вне контекста. Таким образом, приведенное Вами предложение квалифицируется как двусоставное, полное, эллиптическое (с пропуском-эллипсисом-сказуемого).

ТаняКотя
Спасибо. Подзабылось со временем, что если в предложении есть группа сказуемого, то и этот главный член присутствует (хоть и пропущен), а в неполных мысль недостаточно выражена для понимания. Теперь всё встало на места.
Про эллиптическое тоже поняла. Правда, детям в школе, по крайней мере у нас, про такое понятие не рассказывают.

Зебра
Граждане, если с писаниной все более менее понятно, словари всегда под рукой, можно вполне сойти за образованного человека. Но как быть с устной речью: ударения в словах при склонении? Как запомнить мильён правил и исключений, перемещается или не перемещается ударение в слове и, если перемещается, то на какой слог...

Есть какое-нибудь одно железобетонное правило, чтоб не мучиться со свеклами, шкафами, деньгами, шприцами, ходатайствами и т. д.
Не будешь же постоянно таскать с собой орфоэпический словарь...

Belka13
Зебра, Татьяна, можно в заметки внести в телефоне. Или по старинке - в блокнотик записывать с ударениями, проговаривая про себя слово с правильным ударением. Но это достаточно длительный процесс.
Я, честно говоря, тоже с ударениями иногда сомневаюсь

Иван Владимирович
Стихи для запоминания ударений в словах
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи.

Весёлые фразы и стишки были придуманы ещё во времена СССР)

алфави́т
Заучив весь алфавит,
Он имел усталый вид.

апостро́ф
1. Зря он писал так много строф,
Не там поставил апостроф.
2. Ох, сколько ж это катастроф —
Не там поставлен апостроф.

афе́ра
Кто ни в чём не знает меры,
Тот способен на аферы.

балова́ла
Мама сына баловала,
Вместо супа торт давала.

бало́ванный
1. Он очень образованный,
И вовсе небалованный.
2. Он был немного скованный,
И капельку балованный.

ба́нты
1. Девочки надели банты
И играют дружно в фанты.
2. Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник ба́нты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе банты́.
(И. Агеева)

бла́гами
1. А жизнь бежит зигзагами
И одаряет благами.
2. Вы не машите флагами,
Нас одарите благами.

блоки́ровать
1. Реклама начала шокировать,
Пора её блокировать.
2. Как ни старались мы варьировать,
Пришло время блокировать.

бряца́ние
На мониторе — мерцание,
От гитары — бряцание.

букси́ровать
— Вагон дезинфицировать?
— Давай его буксировать!

взята́
1. У неё была мечта,
Из книжки сказочной взята.
2. Самолётом высота
Хорошо была взята.

включи́м
1. Время телевизору мы отдадим
На диван приляжем и его включим.
2. Нам телефон необходим,
Быстрее мы его включим.

восприня́ть
1. Тогда я смог понять —
Мне этого не воспринять.
2. Так больно было всё принять
И эту правду воспринять.

газопрово́д
1. Возле нас шумит завод,
А под ним газопровод.
2. Ох, добавил мне хлопот,
Во саду газопровод.

герба́
Двойка — была его судьба,
Ведь он не знал страны герба.

гербы́
1. Щедрою волей моей судьбы
Достались мне фамильные гербы.
2. Есть у каждой страны
Символические гербы.

граффи́ти
Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффити.

грунтовы́е
Утекают чаевые,
Словно воды грунтовые.

диспансе́р
Все, кто болеют корью, например,
Помещены в больничный диспансер.

догово́р
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договор.

докуме́нт
Он — начальник
И в момент
Нам подпишет документ.

доне́льзя
Что ж некуда мне деться —
Упрям он был донельзя.

доска́
1. Этот сон просто тоска —
Снилась школьная доска.
2. Хочется тёплого песка,
А под ногами лишь доска.

досу́г
1. У меня хороший друг,
Проводим вместе мы досуг.
2. Позову своих подруг,
Вместе проведём досуг.
3. Здесь на даче все вокруг
Украшает мой досуг.

дремо́та
Как работать неохота!
Одолела нас дремота.

жалюзи́
1. Поскорее привези
Для окошек жалюзи!
2. Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи.

зави́дно
Есть при всех конфеты — стыдно!
Поделись, ведь нам завидно!

занята́
1. Что мне вся эта суета?
Ведь я делами занята.
2. Не жди меня, моя мечта,
Ведь я сегодня занята.

заперта́
1. Есть у неё заветная мечта,
Но дверь к мечте той заперта.
2. В доме нашем царит пустота —
Дверь в наш дом давно заперта.

звоня́т
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят.

зубча́тый
1. Не полетит наш самолёт крылатый,
Ведь потерялся механизм зубчатый.
2. Шёл по лесу медведь мохнатый
И винтик он нашёл зубчатый.

ико́та
Икота, икота,
Уходи на Федота.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.

и́ксы
1. Играли весело ремиксы,
А мы все вычисляли иксы.
2. По улице гуляли фиксы,
Мы в школе вычисляли иксы.

инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры.

инструме́нт
Предъявите документ —
Мы дадим вам... (инструмент).

и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!
(С. Белорусец)

катало́г
1. Ударение в слове каталог
Падает всегда на третий слог!
2. Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
3. Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталог.

кварта́л
1. Мы прошли немало —
Целых два квартала.
2. В бухгалтерии аврал —
Завершается квартал.
3. День отчётности настал,
Время закрывать квартал.

кладова́я
— Что стоишь, завхоз, зевая?
— Опустела кладовая.

кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожидала,
Ведь ложку сахару я клала.
2. Бережно я книги протирала,
Потом в коробочку их клала.

ко́гтя
В бочке есть и ложка дёгтя:
Кошки нет без остренького ко́гтя.

коры́сть
Всё мыши смогут перегрызть,
Коль будет с этого корысть.

краси́вее
1. Чем человек счастливее,
Тем выглядит красивее.
2. Тот из нас счастливее,
В ком душа красивее.

креме́нь
1. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремень.
2. Я купил себе ремень
Крепкий, будто бы кремень.

ле́ктор
Будет новый «лектор» —
Предупредил проректор.

ло́ктя
1. Царапинка у локтя
От кошачьего когтя.
2. А собачка не без когтя —
Вот царапина у локтя!

ломо́та
Тяжела была работа —
В теле всём теперь ломота.

ломо́ть
Жалко весь, но дайте хоть
Хлеба вашего ломоть.

мастерски́
Лишь потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски.

мозаи́чный
Подарок мозаичный,
Вполне себе приличный.

мусоропрово́д
На площадке — хоровод,
Чистят — мусоропровод.

нача́в
Я понял весь устав,
Только читать начав.

нача́вший
1. Он был уже уставший
И отступать начавший.
2. Хоть он и много повидавший,
Но чувством проникаться был начавший.

нача́вшись
1. Мы разошлись не попрощавшись,
Окончился роман и не начавшись.
2. Ты ушёл, её и не дождавшись,
Встреча закончилась и не начавшись.

новорождённый
Я ужасно утомлённый,
Брат не спит новорождённый.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)

новосте́й
1. Я жду своих гостей
И с ними новостей.
2. Услышать я хочу вестей,
Хороших добрых новостей.

облегчи́ть
Непросто ударенья заучить!
Стихи задачу могут облегчить!

опто́вый
1. Построили в городе новый
Красивый магазин оптовый.
2. Возле улицы садовой
Магазин открыт оптовый.

оркестро́вая
Была уже совсем не новая
В театре яма оркестровая.

осве́домить
Чтоб территорию исследовать,
Жильцов надо осведомить.

парте́р
1. В доме — чудесный интерьер,
Возле него цветной партер.
2. Премьера фильма про модерн,
Билеты взяли мы в партер.

плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спросить:
Будет ли яблоня плодоносить?
2. Дерево можно исцелить,
Будет оно плодоносить.

пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же ждать?
Надо трубу пломбировать!
2. Зубик болит. Не горевать!
Пошли его пломбировать!

позвони́шь
1. Ну, почему же ты молчишь,
Ведь я спросила: позвонишь?
2. Ему ты этим отомстишь,
Если ему не позвонишь.

премирова́ть
1. Директор должен написать:
Кого, за что премировать.
2. За труд не надо забывать
Работников премировать.

прину́дить
1. Свет солнечный её разбудит,
Гулять на улице принудит.
2. Холодный ветерок остудит,
Одеться потеплей принудит.

при́няли
Всё они предприняли,
Решение уже приняли.

развите́е
1. Учись-ка ты быстрее,
И будешь развитее.
2. Считай, читай скорее,
И будешь развитее.

реме́нь
Я купил себе ремень
Крепкий, будто бы кремень.

свёкла
1. Мы у тёти Фёклы
Ели борщ из свёклы!
2. Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла.
(П. Синявский)

сверли́т
1. У соседей голова болит —
Он стену целый день сверлит.
2. Он на лавочке сидит,
Взглядом все её сверлит.

сли́вовый
1. Несу в корзине ивовой
Пирог с начинкой сливовой.
2. Сок я сливовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.

сори́т
Тот природу не хранит,
Кто на улице сорит.

столя́р
Красит здания маляр,
Мебель делает столяр.

танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессонница,
Не устала ещё танцовщица.

тво́ро́г
Бабка испекла пирог
Да забыла про творог.

то́рты
1. В музее — натюрморты:
На них — цветы и торты.
2. Не налезли шорты —
Часто ели торты.
3. Сперва —
Их на кусочки режьте.
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
То́рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)

трансфе́р
1. Запотел секундомер —
Столь тяжёлым был трансфер.
2. Грустил дядя офицер,
Не прибыл его трансфер.

ту́фля
Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».

убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты творить!
Известность надо убыстрить.

углуби́ть
1. Чтобы было легче жить,
Знания нам нужно углубить.
2. Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углубить.

украи́нский
Харчо — суп грузинский,
А борщ — украинский.

уме́рший
1. Он был какой-то потускневший,
Как лебедь в опере умерший.
2. И сад был полностью сгоревший,
Наверное, он был уже умерший.

фено́мен
1. Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был феномен.
2. Зверь этот был просто огромен,
Такой загадочный феномен.

фети́ш
1. Нет, ему не угодишь.
Думает, что он — фетиш.
2. А куда ты так спешишь?
Ведь работа не фетиш.

хво́я
1. Елкё не было покоя —
Нравилась котёнку хвоя.
2. После солнечного зноя
Свежестью одарит хвоя.

цеме́нт
Для строителей в момент
Машина привезёт цемент.

ша́рфы
А у нашей Марфы —
Все в полоску шарфы.

шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси.

щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавель.
2. Срубили ель,
Сорвали щавель.

щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля.

toffee
Честно? Как хорошо, что мне УЖЕ не обязательно все это знать и уметь.
Могу просто общаться и читать. Даже если буду неправильно классифицировать.
Это сродни тому, когда я готовлю суп, мне не обязательно знать химическую реакцию связывания белков. Я просто уменьшу огонь, сниму пену и бульон будет прозрачным.
Я буду наслаждаться процессом и конечным результатом.

 Чем дольше живу, тем больше за упрощения языка.
А раньше была консерватором.
И кофе среднего рода меня коробит до сих пор. Но буквально одно поколение и это уже станет нормой. Когда-то же говорили не кофе, а кохий... Все течёт, все меняется. И не всегда упрощение - это плохо. Как бы нам ни хотелось...
P.S. Прошу прощения за ошибки.

Маша Иванова
ИванВладимирович, а как правильно поставить ударение в слове Полуденный? ПолУденный или полудённый?

dopleta
1. Он очень образованный,
И вовсе небалованный.
Разве здесь не «не балованный»? 1. Реклама начала шокировать, пора её блокировать». А как иначе можно поставить ударение в «блокировать»? И мне кажется, здесь ещё следует акцентировать ударение в «началА».

Иван Владимирович
Не балованный. Конечно же, раздельно. Скопировал из Сети, не глянул.
Часто можем услышать блокировАть.
НачалА, взялА... Но! ПослАла, клАла))




И еще: правильно - полУденный

Маша Иванова
ИванВладимирович, спасибо! Просто встречала именно полудённый.

Иван Владимирович
Где встречали? Слово - то специфичное)) Жар полУденный.... ну что там еще?) Память поднапрячь нужно)))

Маша Иванова
В стране советской полудённой среди степей и ковылей Семён Михайлович Будённый скакал на рыжей кобылЕ.
Куплет из песни (по одной из версий).

Иван Владимирович
Ааааа))) Так то фольклор. А ему «закон не писан»))
Классики - то прокалывались временами... Из пламя и света рожденное слово, например.
Или вот еще: У незнакомого поселка на безымянной высоте.
А Вы СеменМихалыча вспомнили)))

dopleta
Ну, подобное в поэзии встречается очень часто. Особенно у «нашего всего».

Маша Иванова
Так и предполагала. Но решила всё-таки спросить. Спасибо за ответы.

Иван Владимирович
И у Лермонтова, и у Матусовского в приведенных примерах грамматическая ошибка: неправильное словообразование.
По - русски не " из пламя», а из пламени.
Высота не «безымянная», а безымЕнная, т. е., без имени. Безымянным (запомнить легко) может быть только палец)

Анна1957
И Пугачева пела: «И время нЕ на миг не остановишь»)))

раменка
Второй акт марлезонского балета - сегодня классный руководитель собрала класс и повышенным тоном, вообще-то просто орала, сказала - какие нехорошие дети, подразумевались родители, обижаем русичку, так ребёнок передал, зачем звонили профессору, видимо надо было молча согласиться и дальше так и считать дополнением подлежащее. То есть мы не будем разбирать эту ситуацию и как-то выправлять мозги детям, все, кроме одной девочки согласились с учителем, мы и дальше будем заблуждаться и верить слепо, что учитель всегда прав. Зато честь мундира на высоте, я даже не знаю как быть в этой ситуации.

Belka13
раменка, попробуйте объяснить классному руководителю, что это вашим детям сдавать ЕГЭ, а при таком настрое они его сдадут, мягко скажем, не очень хорошо.

Рыбёшка
раменка,
Зато
. За то

Маша Иванова
В данном случае зато пишется слитно.

Chardonnay
сегодня классный руководитель собрала класс
раменка, вам нужно бы собрать родительское собрание (без детей) и поговорить с классным руководителем, учителем русского языка и завучем по учебной работе (либо директором). Вопрос серьезный, детям ЕГЭ сдавать, Belka13 правильно говорит.

dopleta
В данном случае зато пишется слитно
Есть и кроме «зато» кое-какие замечания, но сделаем скидку на эмоциональное состояние взволнованной мамочки.

Рыбёшка
Елена, я, возможно, многое не помню (требую скидку на возраст! ), но мне думается, что нет такого слова «зато», есть два слова за то, аналогично: за это, где «за» - предлог и «это» - указательное местоимение, никому же в голову не приходит написать их слитно.
ИванВладимирович, если я не права, поправьте и разъясните, плизззз!

Бирюса
Зато честь мундира на высоте («зато» - союз).
 
Но: За то, чтобы честь мундира была на высоте. («за то» - местоимение с предлогом).

Kara
Елена, я, возможно, многое не помню (требую скидку на возраст! ), но мне думается, что нет такого слова «зато», есть два слова за то, аналогично: за это, где «за» - предлог и «это» - указательное местоимение, никому же в голову не приходит написать их слитно.
Ильмира, в приведенном выше предложении - «зато» - это союз. Определить это очень легко, если можно заменить на союз «но», то «зато» - это союз и пишется слитно, если можно задать вопрос, за то, что/чтобы? (за что?), то это местоимение с предлогом

Ikra
учитель настаивает, что это дополнение
Я бы согласилась с учителем. И с Аней

Рыбёшка
Ольга, Ирина, девочки, спасибка! С детства не любила союзы, хотя русский язык, как школьный предмет, давался легко, с 4 на 5 и обратно

Chardonnay
Я бы согласилась с учителем. И с Аней
Ирина, соглашаться нельзя, т. к. в ЕГЭ есть именно подобные задания. А русский язык сдают все дети, вне зависимости от ВУЗа поступления.

anavi
Есть и кроме «зато» кое-какие замечания
Лариса, правильно понимаю, три запятые пропущены? И почему «кроме зато»? Разве Ильмирушка права?

Рыбёшка
anavi, нет, не права, уже разжевали-разъяснили

dopleta
Я бы согласилась с учителем. И с Аней
И со мной. Но дополнение всё же не может быть в именительном падеже, Ира, и это факт, с которым нельзя поспорить.

Анна1957
Соглашаться надо со специалистами. А я - любитель))

Иван Владимирович
Отличие сочинительного союза «зато» от указательного местоимения с предлогом «за то» объяснено совершенно верно!
Различение омонимичных сочетаний - камень преткновения в школах! Даже у выпускников вузов проскальзывают ошибки в подобных словах.
Есть неплохой прием различения, который «работает» весьма успешно: подстановка, замена другим словом.
Например, так:
Он спрятался за (то) дерево. Опускаем «то», читаем:... спрятался за дерево. Смысл предложения понятен? Пишем раздельно.
Можно так: за то=за это дерево. Значит, имеем дело с указательным местоимением.
Написал корявенько, за (то) быстро. Пробуем опустить «то»: не получается. Пробуем заменить на «но»:... корявенько, но быстро. Смысл понятен? Пишем слитно. Это сочинительный союз.
Описанная «техника» работает практически со всеми омонимичных сочетаниями. Если ученик научился ею пользоваться, на ЕГЭ задание (именно такое есть!) выполнит без ошибок.

Шеф
сталкивался со «специалистами» (школьными учителями), имеющими диплом об окончании вуза, которые допускают элементарные орфографические и пунктуационные ошибки!
Такое сейчас нормально.

Видео по теме

iritka
Высота не «безымянная», а безымЕнная, т. е., без имени. Безымянным (запомнить легко) может быть только палец)
Ой, нет. Именно безымянная высота!
Большой толковый словарь: БЕЗЫМЯННЫЙ, Не имеющий имени, названия; такой, чьё имя, название неизвестно. Б-ая речка. Б-ая высота. Б. Ваятель. Б-ые герои. Б-ая (могила неизвестного человека).


Иван Владимирович
Авторитетнейшее (всем рекомендую! Подробнейшим образом рассматриваются случаи, вскользь описанные Розенталем) пособие Кайдаловой, Калининой «Современная русская орфография» именно БЕЗЫМЕННОЙ высоту называет)
В Толковом словаре «безымянная» появилось под влиянием общеизвестного текста Матусовского. Да и помета «разг. " тому подтверждение.
Абзац о «безыменной» привожу из данного пособия дословно (параграф 25):

 Примечания: 1. Существуют прилагательные безымённый и безымянный. Согласно значению, прилагательное безымённый ('не имеющий имени, названия') должно сочетаться с существительными герой, сопка, река, озеро и т. п.: безымённый герой, безымённая сопка, безымённая река, безымённое озеро. Прилагательное безымянный должно употребляться только с существительным палец. В современных текстах нередко встречаются написания безымянный герой, безымянная сопка, безымянная река и т. п. Указанные написания противоречат правилу.

dopleta
Улыбнулась, наткнувшись в интернете на это фото с подписью "If somebody decides to learn russian - think twice" (если кто-то собирается изучать русский - дважды подумайте) :

В рамке глагол «бегать», в каких формах его можно встретить в английском. А всё остальное - наше, родное (кроме «бежаться», конечно ).

iritka
Авторитетнейшее (всем рекомендую! Подробнейшим образом рассматриваются случаи, вскользь описанные Розенталем) пособие Кайдаловой, Калининой «Современная русская орфография» именно БЕЗЫМЕННОЙ высоту называет)
В Толковом словаре «безымянная» появилось под влиянием общеизвестного текста Матусовского.
Не соглашусь – Матусовский, может, и поспособствовал тому, что форма «безымянный» стала основной, но ни в коем случае не сыграл такую же весомую роль как Ошанин, благодаря кому произносят слово «молодёжь» именно так.

К сожалению пособие Кайдаловой/Калининой не читала/не изучала (спасибо, постараюсь найти), но для меня гораздо большим авторитетом является Д. Н. Ушаков, который в первом томе своего словаря, изданного в 1935 году, отметил, что вариант «безыменный» устарел.

Ушаков: БЕЗЫМЕННЫЙ (устар.). БЕЗЫМЁННЫЙ и БЕЗЫМЯННЫЙ, безымянная, безымянное. Неназванный, неизвестный по имени, анонимный. Безымянный остров. Мой труд усердный, безымянный. Пушкин. Ты, бродяга безымянный, мог ослепить чудесно два народа... Пушкин. Безымянный палец - 4-й палец на руке, между средним и мизинцем.

Шеф
наткнувшись в интернете
Русский язык #2890.

dopleta
Ох, простите. Но тут мне интереснее показалась даже не ошибка (это даже скорее опечатка, т. к. слово «бежаться» подозрительно выбивается из соседствующих с «Г» в корне), а подпись.

Иван Владимирович
iritka, пособие Кайдаловой, Калининой размещено в Сети. Найти его не проблема. Полезное издание: факультет журналистики МГУ уже несколько десятилетий изучает орфографию именно по этому пособию.
Нормативным документом, ругулирующим правила правописания, являются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук в 1956 году. В соответствии с указаниями, помещенными в этом документе, следует писать безымённый в значении «не имеющий имени» и безымянный (палец). Кайдалова и Калинина в своем пособии строго следуют зафиксированной орфографической норме.
Словарь Ушакова несколько устарел. Кстати, Ушаков называет устаревшим вариант «безыменный», через Е, и дает далее: безымённый и безымянный как нормативные варианты. Однако словарь не разграничивает семантики данных слов. Это сделали Правила 1956 года.

Валькир
Иван Владимирович,
Словарь Ушакова несколько устарел.
- возможно, но не безнадежно.
Иначе, что в таком разе с этим творчеством делать? Это, в основном, современные писатели и поэты.
Кто-то новый царит,
безымянный, прекрасный, всесильный,
над отчизной горит,
разливается свет темно-синий,
и в глазах у борзых
шелестят фонари — по цветочку,
кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.

Не бойся воплощенного Молчанья,
Ни для кого не скрыто в нем вреда.
Но если ты с его столкнешься тенью
(Эльф безымянный, что живет всегда
Там, где людского не было следа),
Тогда молись, ты обречен мученью!

Горизонт улучшается. В воздухе соль и йод.
Вдалеке на волне покачивается какой-то
безымянный предмет. И колокол глухо бьёт
в помещении Ллойда.

Но кто я — безымянный имярек!
Не мне спускать судьбу на тормозах!
И не берёг ни чёрт, ни оберег,
И боги отвернули образа.
И я не ждал пощады от друзей
И не просил подмоги у врагов,
Я видел цифру скомканных затей —
Восьмёрку пик из девяти кругов.

В последний месяц осени, на склоне
Суровой жизни,
Исполненный печали, я вошел
В безлиственный и безымянный лес.

«Той же ночью мокрая, несчастная, позеленевшая, но вполне человекообразная принцесса робко постучалась в двери отчего замка. Как выяснилось, расколдовал ее, причем абсолютно бесплатно, безымянный представитель лягушачьего рода, сделав принцессе предложение лапки и нереста. С тех пор, говорят, принцесса немного не в себе, просиживает ночами на берегу рва, слушает кваканье и горестно вздыхает.
– Большая любовь всегда кончается трагично, – подвел итог вампир».

Анна1957
в таком разе
Я надеюсь, что в этой теме это олбанский?



Интересное в разделе «Разное»

Постные блюда

Новое