Как воспитать талантливого ребёнка?

Как воспитать талантливого ребёнкаВозьмем нас самих: в присутствии одного человека мы чувствуем себя легко и естественно, становимся привлекательными, острыми, веселыми, легкими, а в присутствии другого мы как бы деревенеем — появляется косноязычие, бедность мыслей, ограниченность чувств... Вот почему так важен для ребенка вопрос, кто введет его в жизнь. Важен для всех детей, а особенно — для талантливых. Их, особенно способных, ярких, неординарных, совсем немного. Тем актуальнее вопрос: как обнаружить талант, как помочь ему развиться.

Обратите внимание на то, что сегодня, когда большинство наших детей, казалось бы, получили условия, достаточно благоприятные для развития, такие, о каких могли лишь мечтать их сверстники XIX века, нельзя сказать, что талантливых людей стало от этого больше. Конечно, они были, есть и будут. Но, как все драгоценное, в малых количествах. Чем же это объяснить? Природа ли теперь не та? Мы ли с вами стали хуже? Скорее всего, на природу грешить не стоит. Оглянитесь вокруг — куда ни посмотришь сегодня, сплошные претенденты на звание вундеркиндов. Наши акселераты думают и делают все быстрее своих давнишних сверстников, владеют более серьезной системой знаний. Значит, дело не в потенциях. А в чем же? Полагаем, что в двух важных моментах, о которых, по существу, мы уже говорили.

Момент первый Он касается проблемы Наставника. Проанализируем положение дел: вчера начинающего гения учил и воспитывал... состоявшийся гений! А сегодня его учат порой далеко не лучшие учителя. И это относится даже к специализированным школам старшеклассников, в которые осуществляется конкурсный отбор учеников и почему-то не предусмотрен соответствующий принцип отбора наставников. Если ребенок не встретит наставника (им может быть не только педагог, но и кто-то из родителей), то способности утекут в песок повседневности и рутины. И это относится ко всем без исключения детям, независимо от их способностей и умений. Однако лить слезы из-за отсутствия долгожданного учителя, значит попусту терять время. Не лучше ли от пассивного ожидания перейти к активному действию, то есть самим совершенствовать свои знания, чтобы помочь сыну или дочери реализовать себя. Главное — осознать простую истину: человека нельзя «сделать», «вылепить» по своему желанию. Маленькое существо не сможет совершенствоваться, не сумеет «выделаться» личностью, если не будет проявлять собственную активность.

Как воспитать талантливого ребёнкаНельзя передать науку жизни из рук в руки. Каждому человеку приходится постигать ее через собственный опыт открытий, радостей, ошибок. Иного не дано. Это — первая и главная истина, которую следует усвоить.

Другими словами, не следует воспринимать окружающую среду как обстановку развития. Ведь внешние условия преломляются через внутренние обстоятельства — биологические особенности организма, индивидуальную биографию, противоречивость выполняемых ребенком ролей... Больше того, воздействия среды и сами меняются в зависимости адресата (мы по-разному обращаемся к дочери и к сыну, к младенцу и школьнику, к здоровому и к больному)

Вторая истина. Материальное в условиях жизни, бесспорно, важная составляющая. Но не единственное и не главное! Хорошие условия — это прежде всего обстоятельства, которые обеспечивают ребенку физическое и психическое здоровье, безопасность, любовь и понимание авторитетных взрослых; это культурный фон, образовательный ценз, система нравственных ценностей семьи...

Вопрос такой: позволяют или препятствуют условия жизни развитию ребенка, способствует ли семья тому, чтобы рос жизнеспособный, оптимистичный, коммуникативный человек.

За родительское безразличие всегда расплачиваются дети.

Теперь немного о втором моменте, требующем обобщения. Суть его в следующем: очень важно, чтобы не только умному учителю и нам с вами было необходимо вырастить из малыша гармоническую и разносторонне развитую личность, но и обществу в целом. Есть ли потребность сегодня? К счастью, да. Уходит в прошлое время тиражировавшее похожесть и послушание как наивысшие добродетели. Обществу сегодня нужны не «винтики» и «шестеренки», а творческие, самобытные, думающие личности. И это обнадеживает. Стало быть, дело теперь за малым — услышать пульс времени и выполнить поступивший от него заказ. И нужно не так уж много — развивать природную потребность маленького человека в утверждении своего Я. Вроде бы совсем несложно, правда?

Однако, к сожалению, подчас мы, взрослые, прибегаем для решения проблемы к негодным средствам, посягая на природу родного существа. А это не проходит бесследно.

Гессен Е.Е.

Пасхальные блюда

Новое на сайте