Как воспитать талантливого ребёнка?
Возьмем нас самих: в присутствии одного человека мы чувствуем себя легко и естественно, становимся привлекательными, острыми, веселыми, легкими, а в присутствии другого мы как бы деревенеем — появляется косноязычие, бедность мыслей, ограниченность чувств... Вот почему так важен для ребенка вопрос, кто введет его в жизнь. Важен для всех детей, а особенно — для талантливых. Их, особенно способных, ярких, неординарных, совсем немного. Тем актуальнее вопрос: как обнаружить талант, как помочь ему развиться.
Обратите внимание на то, что сегодня, когда большинство наших детей, казалось бы, получили условия, достаточно благоприятные для развития, такие, о каких могли лишь мечтать их сверстники XIX века, нельзя сказать, что талантливых людей стало от этого больше. Конечно, они были, есть и будут. Но, как все драгоценное, в малых количествах. Чем же это объяснить? Природа ли теперь не та? Мы ли с вами стали хуже? Скорее всего, на природу грешить не стоит. Оглянитесь вокруг — куда ни посмотришь сегодня, сплошные претенденты на звание вундеркиндов. Наши акселераты думают и делают все быстрее своих давнишних сверстников, владеют более серьезной системой знаний. Значит, дело не в потенциях. А в чем же? Полагаем, что в двух важных моментах, о которых, по существу, мы уже говорили.
Момент первый Он касается проблемы Наставника. Проанализируем положение дел: вчера начинающего гения учил и воспитывал... состоявшийся гений! А сегодня его учат порой далеко не лучшие учителя. И это относится даже к специализированным школам старшеклассников, в которые осуществляется конкурсный отбор учеников и почему-то не предусмотрен соответствующий принцип отбора наставников. Если ребенок не встретит наставника (им может быть не только педагог, но и кто-то из родителей), то способности утекут в песок повседневности и рутины. И это относится ко всем без исключения детям, независимо от их способностей и умений. Однако лить слезы из-за отсутствия долгожданного учителя, значит попусту терять время. Не лучше ли от пассивного ожидания перейти к активному действию, то есть самим совершенствовать свои знания, чтобы помочь сыну или дочери реализовать себя. Главное — осознать простую истину: человека нельзя «сделать», «вылепить» по своему желанию. Маленькое существо не сможет совершенствоваться, не сумеет «выделаться» личностью, если не будет проявлять собственную активность.
Нельзя передать науку жизни из рук в руки. Каждому человеку приходится постигать ее через собственный опыт открытий, радостей, ошибок. Иного не дано. Это — первая и главная истина, которую следует усвоить.
Другими словами, не следует воспринимать окружающую среду как обстановку развития. Ведь внешние условия преломляются через внутренние обстоятельства — биологические особенности организма, индивидуальную биографию, противоречивость выполняемых ребенком ролей... Больше того, воздействия среды и сами меняются в зависимости адресата (мы по-разному обращаемся к дочери и к сыну, к младенцу и школьнику, к здоровому и к больному)
Вторая истина. Материальное в условиях жизни, бесспорно, важная составляющая. Но не единственное и не главное! Хорошие условия — это прежде всего обстоятельства, которые обеспечивают ребенку физическое и психическое здоровье, безопасность, любовь и понимание авторитетных взрослых; это культурный фон, образовательный ценз, система нравственных ценностей семьи...
Вопрос такой: позволяют или препятствуют условия жизни развитию ребенка, способствует ли семья тому, чтобы рос жизнеспособный, оптимистичный, коммуникативный человек.
За родительское безразличие всегда расплачиваются дети.
Теперь немного о втором моменте, требующем обобщения. Суть его в следующем: очень важно, чтобы не только умному учителю и нам с вами было необходимо вырастить из малыша гармоническую и разносторонне развитую личность, но и обществу в целом. Есть ли потребность сегодня? К счастью, да. Уходит в прошлое время тиражировавшее похожесть и послушание как наивысшие добродетели. Обществу сегодня нужны не «винтики» и «шестеренки», а творческие, самобытные, думающие личности. И это обнадеживает. Стало быть, дело теперь за малым — услышать пульс времени и выполнить поступивший от него заказ. И нужно не так уж много — развивать природную потребность маленького человека в утверждении своего Я. Вроде бы совсем несложно, правда?
Однако, к сожалению, подчас мы, взрослые, прибегаем для решения проблемы к негодным средствам, посягая на природу родного существа. А это не проходит бесследно.
Гессен Е.Е.