Главное блюдо

Главное блюдоДушистый, пушистый, еще совсем теплый, с хрустящей корочкой… Обычный хлеб может стать гастрономическим шедевром, ведь над совершенствованием его рецептуры человечество работает на протяжении всего своего существования. Зерна и хлеб существуют рядом с человечеством с начала его истории: археологические находки свидетельствуют о том, что 15 тысяч лет назад люди употребляли сырые зерна, потом научились их варить. Потом растирали зерна между камнями — и появилась очень грубая мука, нечто среднее между кашей и хлебом. Однажды эта субстанция вылилась на камни возле огня, и после этого на свет появилась первая в мире буханка.

Когда ученые находят древние поселения, они задаются вопросами: были ли у владельцев этого города письменность, водопровод и другие признаки развитой цивилизации. И хотя в этот список интересов ученых пекарни входили косвенно, все же нахождение их останков свидетельствует о развитости исследуемого общества. К примеру, Трипольская культура базировалась именно на глине, глиняных изделиях и хлебопечении. Хлеб умели делать также и в Месопотамии, и в Египте, и в древнем государстве Урарту.

Слово «пекарь» фигурирует в древнейших письменных памятниках, а в Древнем Риме раб, который умел работать с тестом, стоил в 3–4 раза дороже любого другого подневольного.

В Средние века пекарей также ценили, поскольку их работа была важна не только для спасения от голодной смерти, но и имела большое значение для обеспечения безопасности городов. Чтобы испечь хлеб, необходимы были специальные печи и большое количество дров, — поэтому заниматься этим делом было опасно и недешево. Каждое утро хозяйки отправлялись с собственными сырыми буханками к пекарям в другой конец города, чтобы около полудня забрать свой свежеиспеченный хлеб. Тогда и возникла традиция делать на буханках отметки, — кресты, птиц, — чтобы потом не спутать с чужими буханками.

Главное блюдоКонечно, у каждой хозяйки было несколько семейных рецептов, а у пекарей — и того больше. Однако так повелось, что, например, в Западной Европе отдавали предпочтение белому пшеничному хлебу, а в Восточной Европе выпекали ржаной «кислый» хлеб темного цвета, а на кухнях дальнего Востока до сих пор изготавливают простые лепешки вроде лаваша.

Эта принципиальная разница во вкусах некогда стала одной из причин раскола христианской церкви: в XI веке развернулась дискуссия относительно таинства причастия — Евхаристии: можно ли во время действа применять квасной хлеб, как делали в Византии и на Руси, или только пресный, который до сих пор используется в католической церкви. Византия вынуждена была выступить против запрета папы, чтобы не потерять из-за хлеба поддержку крепкой Русской державы.

Кроме ржаного хлеба, в нашей стране выпекали и праздничные хлеба: куличи и калачи, а еще и пироги с различной начинкой, которые были «тортами и пирожными» наших предков. Интересно, что в XVI-XVII веках в славянских городах значительную часть ремесленного народа составляли именно пекари, которые по специализации делились на хлебников, калачников, пирожников, ситников, бараночников, блинников и пряничников.

В то время в Европе пользовались спросом высокие закрытые пироги, в которых начинки было больше, чем самого теста, которое служило лишь «упаковкой» или «формой» — так родились разнообразные рецепты мясных пирогов и рыбы в тесте. У западноевропейских пекарей также существовали специализации: кондитеры, которые изготавливали пироги, торты, тарталетки, разнообразные сорта печенья, и собственно пекари, которые пекли багеты, чиабатты и круассаны.

Тогда же сформировалась и культура булочных и пироговых заведений, которые почти исчезли у нас в советское время. Однако интерес к хлебу снова усилился: во-первых, благодаря освоению процесса дрожжевого брожения, во-вторых, в результате появления удобных и простых в использовании домашних хлебопечек.

Печь хлеб — дело тонкое и деликатное, в котором необходимо выверять все ингредиенты почти с аптекарской точностью, чтобы булка вышла душистой и с идеальной корочкой. Кстати, именно запах свежего хлеба является одним из наиболее действенных афродизиаков: он напоминает о детстве и подсознательно извещает о безопасности места. Тем самым помогает расслабиться и довериться, потому что инстинкты, выработанные на протяжении тысячелетий, говорят: «Там, где пахнет хлебом, безопасно». Именно поэтому, наверное, нас так тянет к булочным, где веет домашним уютом, помноженным на запах свежеиспеченного хлеба.

Владислав Александрович

 
Шесть злаков, полезных для здоровья Черствый хлеб – драгоценный ингредиент!
© 2007-2018 ХЛЕБОПЕЧКА.РУ. Полная или частичная перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации. По всем вопросам обращайтесь на инфo лaтиницeй с доменом сайта.
Новые рецепты
"Пивной хлеб с поджаренным ячменем" по рецепту из книги "Хлеб. Технология и рецептуры" Дж. Хамельмана.Летний ягодный десертШтрицель (Рената Лакнер)Пудинг с ягодами жимолости и клубникиТворожно-мороженный десерт с клубникойДиетический клубничный джем

РЕЦЕПТЫ

Новое на сайте

Новые сообщения