Художник Павел Дмитриевич Корин

П. Д. КоринВ творчестве известного художника П. Д. Корина нашли свое отражение явления и противоречия сложной эпохи XX века, весь драматизм, героизм и величие этого времени. И недаром сам Корин называл себя художником XX века.

Павел Дмитриевич родился в 1892 году в селе Палех в семье крестьянина-иконописца. Род Кориных три столетия занимался иконописью. И Павлу тоже суждено было писать иконы.

По совету Нестерова Корин в 1912 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Корин обучался здесь у таких известных художников, как Коровин, Малютин, Архипов. В училище он блестяще постиг мастерство рисовальщика. Первой значительной самостоятельной работой после окончания училища стала роспись подземной усыпальницы в Марфо-Марьи некой обители. Затем он начал писать картину на звание классного художника «Франческа да Римини. Данте в аду». Картина не понравилась художнику, он уничтожил ее. В 1918 году звание классного художника было все же получено за рисунки и этюды к этой картине. В первые послереволюционные годы Павел Дмитриевич работал в «Окнах РОСТа», оформлял революционные праздники, размножал политические плакаты, в том числе и В. Маяковского.

С 1919 по 1921 год Корин работал в анатомическом театре Московского государственного университета.

«Привело меня в анатомический театр убеждение, что, изображая человека, особенно человеческое тело, я должен знать архитектуру человека — его пропорции, костяк и мускулатуру», — вспоминал художник.

Одновременно он делал обмеры многих античных статуй, рисовал с шедевров античной скульптуры. Корин стремился постичь высоты художественного мастерства. Он изучает древнерусские монументальные росписи в Пскове, Новгороде и Владимире.

П. Д. КоринВ 20-е годы художник увлекся поэтическими пейзажами. В 1928 году на выставке «Рисунок за 10 лет Революции» он представил пейзаж «Моя Родина. Палех». Здесь Павел Дмитриевич изобразил родное село с белой церковью на горизонте, с бескрайней далью российских полей.

В 1931 году Павел Дмитриевич познакомился с Горьким. Писатель пригласил молодого художника в Италию. Семь месяцев пробыл за границей Корин, там он писал пейзажи, заполнял путевые альбомы, но ни на минуту не забывал о работе над большой картиной.

Вернувшись из-за границы, Павел Дмитриевич вплоть до 1937 года продолжал работать над полотном «Уходящая Русь». Появляются новые этюды: «Трое» — групповой портрет монахинь, «Молодой монах» — символ неукротимого бунтарства, «Нищий» — здесь изображен яркий тип старой, патриархальной Руси и другие. Мысль о картине не покидала художника никогда.

В 1942 году в связи с начавшейся выставкой «Великая Отечественная война» П. Корину предложили написать картину об Александре Невском. Сначала Павел Дмитриевич отказался, мотивировав это тем, что он не исторический живописец, что привык работать с натурой, но затем увлекся предложенной темой. Он задумал работу как триптих, монументальное сказание о героической истории Руси. Художник провел аналогию борьбы русского народа прошлого с подвигом народа в Великой Отечественной войне. Он стремился подчеркнуть преемственность связей былого и настоящего.

Центральная часть триптиха — «Александр Невский». На берегу реки Волхов стоит князь, за ним золотятся главы Софии Новгородской, виднеются воинские рати. На знамени, развивающемся за Александром Невским, изображен лик Спаса, благословляющего воинов на праведный бой. Князь стоит в рыцарских доспехах — это усиливает ощущение значительности образа, он возвышается над всем сущим, символизируя обобщенный образ русского богатыря.

Торжественно-монументальный характер полотну придают и краски — здесь контрастируют ало-красные и черные, медно-золотистые и голубые цвета. Оригинально Корин решает композиционную задачу, отдает предпочтение вертикальному построению картины, что графическим способом тоже возвышает содержание картины.

Боковые части усиливают основную тему триптиха. Левая часть — «Северная баллада». На фоне северного русского пейзажа перед нами две фигуры — мужчина, древнерусский богатырь с мечом в руке, и женщина в темном платке и парчовом сарафане. Образы олицетворяют никогда не знавший рабства свободолюбивый народ Севера.

П. Д. КоринПравая часть триптиха изображает воинов, несущих своего товарища, раненного на поле брани. Эта композиция проникнута мужественной скорбью, герои картины словно вышли из древних эпических сказаний. Целиком триптих появился на выставке «Героический фронт и тыл» в 1943 году.

Павлу Корину принадлежит замечательная галерея портретов интеллигенции, выдающегося полководца Георгия Константиновича Жукова...

Вдохновенно работал Павел Дмитриевич в технике фрески, мозаики, витража. Он создал мозаики станции метро «Комсомольская-кольцевая», витражи станции «Новослободская», разработал эскиз мозаичного панно для актового зала высотного здания МГУ на Ленинских горах.

Умер художник 22 ноября 1967 года. О его творчестве очень точно сказал С. Коненков, крупнейший русский скульптор:

П. Д. Корин — лучший наследник прекрасных традиций русского искусства. Он истинный русский художник. Корин всегда был и остается выразителем чистой правды в искусстве.

Е. В. Леонова


Николай Николаевич Миклухо-Маклай
Домашний погребок

Рецепты

Новые рецепты

Публикации

Новое на сайте

Новые сообщения
Новые вопросы