Пейзажи Куинджи

Пейзажи КуинджиА. И. Куинджи оставил большое художественное наследие, один из немногих, он заслужил при жизни признание зрителей, почет и славу, материальное благополучие. О его творчестве много говорили, спорили, писали. Но сама жизнь художника овеяна тайной — слишком мало сохранилось документальных сведений о нем.

Пейзажи Куинджи Море. Крым

Загадка биографии Куинджи начинается с года его рождения: сам художник не знал точной даты, называл и 1840, и 1841, и 1842 годы. Считается, что наиболее верная дата — 1842 год. Родился он в Мариуполе. Его отец — бедный сапожник. Семья была греческого происхождения, хотя Архип Иванович считал себя русским.

Пейзажи Куинджи

В 1845 году у Куинджи умирает отец, а вскоре мать. Мальчик сначала живет у родственников, которые сумели дать ему начальное образование. С 10-летнего возраста он начинает трудовую жизнь: был домашним слугой, ретушером у фотографа, служил у подрядчика. Рано проявилась его способность к рисованию. С увлечением он расписывает стены домов, рисует на обрывках бумаги, в книгах, вызывая удивление окружающих. По совету одного из своих почитателей Куинджи едет в Феодосию к знаменитому художнику Айвазовскому. Неизвестно, учился ли Куинджи у Айвазовского — по отдельным данным, он провел в школе пейзажиста 2—3 летних месяца и вернулся обратно, в Мариуполь, твердо решив стать художником.

Пейзажи Куинджи

Радуга

А. Куинджи мечтал об Академии художеств. Он приехал в Петербург в начале 60-х годов. Жизнь в столице складывалась крайне трудно — ничтожно малое количество денег он зарабатывал уже знакомым искусством ретушера.

Пейзажи Куинджи

Лунная ночь на Днепре

В 1868 году Архип Иванович представил в Академию самостоятельно написанную картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма». Картина писалась под сильным воздействием творчества Айвазовского. За этот пейзаж Совет Академии удостоил А. И. Куинджи звания свободного художника.

Пейзажи Куинджи Эльбрус. Лунная ночь

Под влиянием идей передвижников Куинджи пересматривает свое творчество: он отходит от школы Айвазовского, в его картинах появляются критические, обличительно-жанровые мотивы. Как правило, он выбирает унылый, тусклый пейзаж русской деревни. На полотне 1870 года «Осенняя распутица» мы видим именно такой сюжет: дождь, беспросветность, грязь. К убогой смутно виднеющейся избе движется по размытой дороге женщина с ребенком. Колор полотна коричнево-серый.

Пейзажи Куинджи

На IV Передвижной выставке Куинджи представил три полотна.

Пейзажи КуинджиДарьяльское ущелье. Лунная ночь

В 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок. В 1876 году, на V Передвижной выставке, художник представил «Украинскую ночь» — картину, ошеломившую многих. Газеты, комментируя выставку, писали, что «у картины Куинджи постоянно стоит толпа, восторгам нет конца». «Украинская ночь» с успехом демонстрировалась в 1878 году в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже.

Пейзажи Куинджи Пятна лунного света в лесу. Зима

По сюжетной канве близок к «Украинской ночи» пейзаж «Вечер на Украине».

Пейзажи КуинджиЛадожское озеро

Полотно несколько раз переписывалось, дорабатывалось. Художник работал над ним с 1878 по 1901 год. В поэтичности «Вечер на Украине» не уступает «Украинской ночи».

Пейзажи КуинджиВечер на Украине

Архип Иванович берет, как и раньше, упрощенный наивный рисунок, близкий к народному примитиву. Это роднит его пейзаж с фольклором. Теплый вечер. На пригорке вразброс стоят хаты с белыми стенами и соломенными крышами. Они расположились среди тенистых садов. Художник поймал тот краткий миг, когда солнце, уходящее за горизонт, окрашивает все необыкновенным, сказочным цветом. Мастер точно воспроизвел эту цветовую гамму: на белых стенах хат — зеленые тени деревьев и пурпурный свет; зелень деревьев принимает темно-красный оттенок в отблесках солнца, а в тени она становится синевато-фиолетовой. Создается эффект горения, это ощущение усиливается красками неба — они то золотисто-розовые, то сиреневые. С помощью таких добавочных оттенков у зрителя меняется обычное представление о цвете.

Пейзажи КуинджиНочное

И опять А. Куинджи отказывается от детализации, что создает впечатление нереальности, сказочности сюжета. Кажется, что людская суета, все волнения где-то далеко, здесь же — покой, умиротворение, сон. Зритель был поражен спокойным, созерцательным тоном полотна, яркой поэтизацией реального мира.

Пейзажи КуинджиПосле дождя

В 1879 году на VI Передвижной выставке Куинджи представил три значительные свои работы: полотна «Север», «После дождя», «Березовая роща». И опять успех. Особенно привлекла внимание «Березовая роща» с ее необычной солнечностью красок.

Пейзажи Куинджи

К концу 70-х годов наметилось явное расхождение во взглядах на художественное предназначение между Куинджи и передвижниками, художник уже не разделял их обличительные идеи, нашел свой собственный романтический путь. К тому же участились нападки на творчество Куинджи со стороны некоторых членов Товарищества. Они обвиняли его в невежестве, в неведении техники письма, полностью отрицали его новаторский художественный метод. Сказывалась и явная зависть к славе художника. В 1879 году Архип Иванович вышел из Товарищества, сохранив, однако, дружеские отношения с передвижниками.

Пейзажи КуинджиБерёзовая роща

Через год А. Куинджи снова потрясает зрителей. Он представляет на их суд картину «Ночь на Днепре». Крамской писал:

"Ночь на Днепре" вся наполнена действительным светом и воздухом...

Пейзажи КуинджиВолга

В 1882 году Куинджи последний раз устраивал выставку своих произведений. Больше он никогда не показывал этих полотен широкому зрителю. Он много работал в мастерской, писал этюды, искал новые сочетания красок, стремясь сделать художественные открытия. Но этот поиск затянулся на многие годы. Скончался А. Куинджи в 1910 году. Его пейзажи по достоинству оценены потомками.

И. Колчина


Орден Владимира и его кавалеры   Точное воспроизведение жизни (К. Е. Маковский)

Рецепты

Новые рецепты

Публикации

Новое на сайте


Новые сообщения
Новые вопросы