Точное воспроизведение жизни (К. Е. Маковский)

К. Е. МаковскийИнтересна и поучительна судьба известного русского художника Константина Егоровича Маковского (1839— 1915). Он родился в Москве в семье ревностного ценителя искусства, художника-любителя Егора Ивановича Маковского. Талант К. Маковского проявился рано. Его имя становится известным в Москве.

К. Е. МаковскийВ 1858 году Маковский уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Вопреки сухим академическим устоям, требовавшим от студентов строгого подражания классическим композициям, Константин Маковский увлекается изображением сценок из жизни простонародья, продолжает совершенствовать свое мастерство портретиста.

К. Е. Маковский
Дети, бегущие от грозы

В 60-х годах ширятся демократические настроения в кругах передовых студентов Академии художеств. Среди них и К. Маковский. Известный русский критик В. В. Стасов писал: «В среде бодрых, здоровых товарищей, в кругу молодежи, преданной настоящему делу, дышащей чистым, свежим воздухом, находился и К. Маковский». Обеспокоенная растущим движением, недовольная многими студентами, в творчестве которых все чаще и чаще стали проявляться обличительные тенденции, Академия решила крепче затянуть узлы.

К. Е. Маковский
Портрет детей художника

Это привело к широко известному «бунту в Академии»: ряд молодых художников под руководством И. Крамского, не желая писать конкурсные работы по заданной мифологической теме, порвали с Академией. По инициативе Крамского была создана Петербургская художественная артель, в которую вошли художники, покинувшие Академию. Членом этой артели стал Константин Маковский.

К. Е. Маковский
Перемещение ковра Мухаммеда из Мекки в Каир

Однако жизнь в духе коммуны, совместная работа не нравились Константину Егоровичу, который привык работать один и стремился к самостоятельности. Вскоре он отдаляется от артели. По-прежнему пишет Маковский портреты, жанровые картины, представляет их на академических выставках, где они неизменно привлекают к себе внимание зрителей и критиков.

К. Е. Маковский
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова

Каждая его жанровая картина — это небольшой, но обстоятельный рассказ о жизни портретируемого человека. Художнику удавалось отмечать наиболее характерные типические черты представителя того или иного сословия. Точное воспроизведение жизни, заинтересованность в происходящем — вот, пожалуй, основные черты Маковского-живописца.

К. Е. Маковский
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III

Константин Егорович тщательно изучал материал, совершая для этого поездки по всей России, Украине. Может быть, в одной из таких поездок зародился у него сюжет картины «Дети, бегущие от грозы» (1872 г.).

К. Е. Маковский
Портрет В. А. Волконской

Двое крестьянских ребятишек одни в широком поле. В лесу, где они собирали грибы, их настигло ненастье, и ребята бегут домой. Они оказались лицом к лицу перед грозной стихией, которая вот-вот обрушит свой гнев на ни в чем не повинные маленькие создания. Испуганно смотрит старшая девочка на небо, как бы прося о пощаде. Ее жалкое личико трогательно в этой мольбе. Малыш сидит у девочки на спине, крепко обхватив ее за шею ручонками. Малышу кажется, чем крепче он прижмется, тем безопаснее ему будет, тем надежнее он укроется от грозы. Он насмерть перепуган и, кажется, вот-вот разрыдается.

К. Е. Маковский
Боярышня

Константин Егорович всегда с особенным старанием выписывал аксессуары персонажей, и здесь он не отступил от своего правила. С большой точностью он рисует одежду детей — она изношенная, старая, почти нищенская. Выступая как правдивый рассказчик, рисуя эту малорадостную картину, К. Маковский скрашивает ее своим любовным отношением к малышам.

К. Е. Маковский
Семейный портрет Волковых

И хмурое утро, и болотные цветы, и трава, и непрочный шаткий мостик, перекинутый через крохотную речушку — все это написано с нескрываемой задушевностью, трогательной нежностью. Особенно лиричны образы детей.

К. Е. Маковский
Боярский свадебный пир

Сюжет картины «Дети, бегущие от грозы» напоминает мотивы русских народных сказок. Очень похожа девочка на сестрицу Аленушку, а малыш, тесно к ней прижавшийся, — на братца Иванушку. И, кажется, бегут они не от грозы, а от злой Бабы Яги, которая грозится съесть Иванушку. Сказочное начало картины не только в выборе сюжета, но и в композиции, и в подборе красок.

К. Е. Маковский
Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям

Сейчас картина «Дети, бегущие от грозы» находится в Третьяковской галерее.

К. Е. Маковский
Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гусарского полка, графа Г. А. Бобринского

В 1876 году К. Е. Маковский совершает поездку по странам Ближнего Востока, Болгарии, Сербии, Египту. По возвращении на Родину он создает ряд интересных произведений.

До начала 1880-х годов он связан с Товариществом передвижных выставок.

К. Е. Маковский
Портрет графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири

В 1882 году на одной из выставок он представляет картину «Алексеич», ставшую широко известной. На полотне предстает перед нами простой, очень добрый человек. Это старый слуга Алексеич, неторопливо хозяйничающий у самовара. В этой картине Маковский выступает тонким лириком и психологом.

К. Е. Маковский
Групповая фотография членов ТПХВ

Желание не связывать собственную удачу с успехами других художников привело Маковского к разрыву с Товариществом.

К. Е. Маковский
Гадание

Он работает вдохновенно, но многие работы остались незаконченными, и все же, что им создано, отмечено печатью настоящего таланта.

И. Колчина


Пейзажи Куинджи   Александровская слобода
Домашний погребок

Рецепты

Новые рецепты

Публикации

Новое на сайте

Новые сообщения
Новые вопросы