Двигательный режим школьника

Двигательный режим школьникаСнижение двигательной активности детей является серьезной угрозой для их здоровья. Именно поэтому в последнее время особенно большое внимание уделяется борьбе с гиподинамией и гипокинезией.

Дети и подростки, в режиме которых объем организованной двигательной активности в течение недели составляет 6—8 ч, как правило, характеризуются высокой умственной работоспособностью, хорошим физическим развитием, достаточной сопротивляемостью утомлению, более благоприятными показателями функционального состояния центральной нервной системы, хорошей иммунной реактивностью.

Двигательный режим школьникаОбъективные данные о низкой двигательной активности школьников не раз служили предметом специального обсуждения на научных конференциях. Они свидетельствуют: значительная часть школьников ведет малоподвижный образ жизни. Так, у ребят ряда школ Москвы среднесуточные показатели двигательной активности на 40—45% ниже уровня возрастной потребности в движениях. Вместе с тем известно, что у школьников, испытывающих влияние гипокинезии, почти в 3—5 раз выше заболеваемость верхних дыхательных путей, чем у их сверстников, имеющих двигательный режим, соответствующий гигиенической норме. Наблюдается не только отставание формирования моторики (снижение силы, быстроты, выносливости), но и задержка развития вегетативных функций, происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Дефицит движений — одна из главных причин увеличения числа детей, страдающих ожирением. Отсюда вывод: современные школьники нуждаются в оптимальной двигательной активности. Именно поэтому в документах о реформе школы подчеркивается необходимость ежедневных занятий физической культурой и разнообразия форм физического воспитания.

Двигательный режим школьникаВ режим школы введены различные формы физкультурно-оздоровительной работы: гимнастика до начала учебных занятий, физкультурные минутки на уроках, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневный спортивный час. Все это способствует повышению двигательной активности учащихся.

Двигательный режим школьникаСпециалисты считают, что потребность организма в движениях составляет для детей младшего школьного возраста (6—9 лет) примерно 25—30 тыс. шагов в сутки; для детей 10—12 лет — 20—25 тыс. шагов; для детей старшего возраста — 15—20 тыс. шагов. Иными словами, если всю двигательную активность человека мысленно перевести в шаги, то за сутки он должен преодолеть расстояние примерно в 10—15 км. Этот объем физической активности школьник восполняет путем естественных движений и специальных физических упражнений (утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, ежедневный спортивный час и т. п.).

Осанка

И школа, и родители в равной мере несут ответственность за нарушение осанки у детей. Хотя упражнения для формирования навыка правильной осанки входят в программу уроков физической культуры, их все же недостаточно, чтобы школьник прочно усвоил навыки прямостояния и правильного сидения. Поэтому нужны профилактические упражнения, которые школьники должны проделывать дома под руководством родителей, а также выработка у детей привычки контролировать собственную осанку.

Двигательный режим школьникаПри правильной осанке голова держится прямо, плечи развернуты, живот подтянут, мышцы не напряжены, масса тела равномерно распределена на левую и правую ноги. Для того чтобы проверить, правильное ли у вас положение тела, прислонитесь к стене (или двери). В случае правильного положения тела оно должно касаться стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Если одна из названных точек тела не касается стены, то поза неправильная.

Главными точками опоры тела в положении стоя являются стопы ног. При этом нагрузка на мышцы, связанная с поддержанием массы тела, распределяется таким образом, что при правильной осанке напряжение мышц, удерживающих позу человека, минимально.

Двигательный режим школьникаЧтобы научиться правильной осанке, надо укреплять мышцы тела и совершенствовать навык, постоянно проверяя положение своего тела.

Включайте в комплекс утренней зарядки упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, плечевого пояса, шеи, ног, стоп. Особенно полезно выполнять упражнения с удержанием легкого груза на голове, многократные прыжки с поворотом тела.

Двигательный режим школьникаДля выполнения упражнений с предметом на голове сшейте мешочек размером 20X20 см. Положите в него ровную стопку листов бумаги (масса его не должна превышать 100 г). Выполняя упражнения, груз необходимо удерживать на голове. Это дает дополнительную нагрузку для так называемых позных мышц, что значительно способствует их укреплению.

Наиболее часто возникают следующие искажения осанки:

Двигательный режим школьника

Сутулость

Шейная кривизна позвоночника увеличена, а поясничная сглажена, плечи опущены и несколько сведены вперед, лопатки разведены, грудь становится впалой, голова опущена, ноги обычно полусогнуты в коленях, руки висят вяло.

Лордотическая осанка характеризуется резко выраженным поясничным изгибом позвоночника, спина сильно прогнута вперед, а живот выпячен, мышцы живота слабые.

Двигательный режим школьника

Кифотическая осанка

Увеличение шейной и поясничной кривизны позвоночника. Спина круглая, живот выпячен.

Прямая спина

Мало выраженные изгибы позвоночника. Дети с такой осанкой часто заболевают сколиозом.

Двигательный режим школьника

Сколиоз

Сильно выраженные отклонения некоторых частей позвоночника вправо или влево.

Двигательный режим школьникаДвигательный режим школьника

Запомните

С возрастом число нарушений осанки не уменьшается, а увеличивается из-за невнимательности к формированию позы у школьников, причем невнимательности как со стороны учителей, так и родителей. Хотите, чтобы ребенок был здоров и нормально развит, постоянно следите, как он стоит, идет, сидит и даже спит. Если заметите малейшее отклонение осанки ребенка от нормы, немедленно идите к врачу и к учителю физкультуры, иначе будет поздно.

В. Козлов

Пасхальные блюда

Новое на сайте