Работоспособность и отдых школьника

Работоспособность и отдых школьникаСлово «гигиена» происходит от имени мифологической богини Гигиен — дочери бога врачевания Эскулапа; с ее именем олицетворялась чистота тела. Недаром народная пословица гласит: «Чистота— залог здоровья».

Гигиена — наука о влиянии различных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Работоспособность и утомление. С работоспособностью обычно связывают способность человека длительно и интенсивно выполнять какую-либо работу (умственную или физическую). При начале работы максимальные результаты или продуктивность достигаются не сразу, а лишь спустя некоторое время, за которое организм входит в работу. Время, за которое организм достигает максимального и устойчивого уровня производительности, называют периодом врабатывания. Организм не может сразу же перестроиться, необходимо некоторое время, за которое физиологические системы изменят режим работы на более интенсивный и произойдет согласование работы различных органов в новых условиях. В период врабатывания интенсивность деятельности физиологических систем постепенно нарастает и достигает оптимального уровня, на котором она удерживается в течение некоторого времени.

Работоспособность и отдых школьникаРаботоспособность может меняться в течение дня. В различные дни недели и даже в различные месяцы она неодинакова. Причина этих колебаний кроется в естественной смене периодов высокой и низкой активности различных физиологических процессов, протекающих в организме. Смена активности физиологических функций обусловлена внешним влиянием смены дня и ночи и носит название биологического ритма.

С учетом биологического ритма сутки, например, можно условно разделить на три периода. С 5 до 13 ч в организме преобладает влияние симпатической нервной системы, в результате чего усиливается обмен веществ и обеспечивается быстрое выполнение больших объемов работы; с 13 до 21 ч активность симпатической нервной системы падает, и энергозатраты организма снижаются; в ночной период, когда господствует парасимпатическая нервная система, все виды расходов минимальны, так как в организме идет накопление энергоресурсов.

Наиболее высокая работоспособность у школьников наблюдается с 9 до 11 ч утра. Затем ее уровень несколько снижается. Второй подъем работоспособности приходится на 16—17 ч, но по своей интенсивности он не достигает высокого уровня работоспособности в утренние часы. К концу дня, особенно в вечерние часы, работоспособность вновь понижается.

Следует подчеркнуть: характер биоритмов в организме очень индивидуален. Наряду с типичными суточными изменениями работоспособности могут встречаться варианты подъема физиологических показателей, очень низкие дневные показатели по сравнению с утренними или вечерними и т. д.

Помимо суточных колебаний работоспособности, отмечают ее изменение в течение недели. Специалисты исследования выявили: наибольшая работоспособность отмечается во вторник, к концу недели она снижается.

Устойчивость работоспособности достигается упражнениями и тренировкой. Важным является подкрепление условного рефлекса, возникающего в процессе умственного труда. Отрицательная оценка учителя, родителей может деморализовать учащегося. Положительная, напротив, стимулирует, является одним из способов мобилизации физических и умственных резервов.

Работоспособность и отдых школьникаНеобходимо помнить, что хороший настрой на работу, связанный с положительными эмоциями, способствует сохранению высокой работоспособности на протяжении всего дня. Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни ребенка.

В процессе умственной или физической деятельности ребенок испытывает чувство усталости и теряет желание продолжать работу. Это один из признаков утомления, которое характеризуется временным снижеиием работоспособности. Замечено, что оно наступает быстрее, если работа выполняется интенсивно или когда приходится долго сидеть в неподвижной позе.

В основе утомления, как полагают ученые, лежит функциональное истощение физиологических систем и нервных клеток коры головного мозга, который чрезвычайно чувствителен к различного рода воздействиям.

Любые изменения работоспособности прежде всего сказываются на самочувствии (субъективном ощущении своего здоровья). Вот характерные признаки изменения самочувствия у ребенка при наступлении утомления: снижение работоспособности, появление усталости даже при небольшой умственной нагрузке, головная боль.

При начальных стадиях утомления умственная работоспособность снижается незначительно, понижается интерес к работе, может появиться неустойчивость настроения; однако волевыми усилиями, по крайней мере у подростков, работоспособность может быть восстановлена. При более выраженных степенях утомления появляется раздражительность, умственная работоспособность сильно снижена, временами появляется забывчивость, ослаблены внимание и память, может появиться сонливость даже днем.

Работоспособность и отдых школьникаБольшая общая и учебная нагрузка, недостаточный отдых, низкая двигательная активность в процессе учебных занятий приводят к переутомлению детей и подростков, срыву у них адаптации к учебной нагрузке, усугублению имеющихся, а также интенсивному нарастанию отклонений в состоянии здоровья.

Если при появлении усталости работа не прекращается, то работоспособность через некоторое время катастрофически падает, и для ее восстановления требуется гораздо более длительный промежуток времени. Усталость — это сигнал к отдыху, к переключению на другой вид деятельности.

Для учащихся младшего школьного возраста перерыв в работе должен наступать через каждые 35 мин; для подростков — через 45 мин.

В процессе работы ничто не должно отвлекать внимание от основного задания. Некоторые ребята ухитряются готовить уроки при включенном телевизоре или под музыку. Между тем подобное «новшество» резко снижает внимание и ухудшает качество работы. Вот пример. В 30-х годах в одном из небольших районов Швейцарии на некоторое время было запрещено движение автомобилей — за этот период времени уровень успеваемости школьников в данной местности был выше, чем в соседних. Объясняется это явление просто: шум движущегося транспорта, сигналы, подаваемые автомобилями, снижают работоспособность и отвлекают внимание учащихся.

Как отдыхать? Великий русский ученый И. М. Сеченов установил, что человек лучше всего отдыхает и восстанавливает свои силы и работоспособность не при полном покое, а когда один вид деятельности сменяется другим. Именно поэтому в режиме дня предусматривается определенное чередование занятий с отдыхом.

Работоспособность и отдых школьникаОднако отдыхать надо уметь. Некоторые ребята думают, что отдохнуть — это значит поваляться на диване с книжкой или посмотреть телевизор. Такой отдых не только <не способствует восстановлению сил, а наоборот, еще больше снижает работоспособность. Отдыхать надо активно, выполняя физические упражнения. Они снимают утомление после длительного сидения за столом в однообразной позе, повышают самочувствие. Короткий активный отдых можно организовать по-разному. После письма, когда устали руки, полезно выполнить несколько сгибательных и разгибательных движений пальцами и кистями рук. Движение необходимо повторить 5—6 раз в среднем темпе. Когда работа отличается повышенным напряжением, следует выполнить несколько упражнений, встав из-за стола (потягивания, наклоны туловища, приседания, ходьба и т. п.).

Большую ошибку допускают те родители, которые заставляют ребят учить уроки сразу же после школы, не дав им отдохнуть. Не правы и те, кто лишает детей прогулки в наказание за проступки или слабую успеваемость. Наиболее благоприятно на работоспособность и здоровье влияют прогулки на свежем воздухе после занятий в школе. Особенно важен активный отдых, когда время проводится в играх средней подвижности. Лучший отдых после напряженных занятий в школе — спорт; зимой — лыжи, коньки, санки; летом — футбол, волейбол, велосипед, плавание, легкая атлетика.

О сне

Наиболее полноценный отдых дает ночной сон, во время которого, по мнению специалистов, происходят восстановительные процессы в организме и особенно в клетках коры мозга. Вместе с тем во время сна отмечается скрытая доработка информации, подготовка решения, поэтому туманная и неясная с вечера задача утром часто оказывается легко разрешимой. Недаром пословица гласит: «Утро вечера мудренее». Во сне информация, полученная за день, перерабатывается и закрепляется в памяти. Память же работает круглосуточно. Днем загружается преимущественно кратковременная память. В течение ночи накопленные сигналы как бы сортируются: то, что целесообразно и необходимо, переходит в долговременную память и там закрепляется.

Гигиена зрения

В процессе учебной деятельности очень большая нагрузка падает на орган зрения. Учащимся много приходится работать глазами. Надо сказать, что вообще 90% информации человек получает благодаря зрению. Поэтому в процессе работы необходимо соблюдать основные гигиенические принципы, чтобы сохранить зрение и жить без очков.

Имеются специальные упражнения для снятия напряжения мышц, управляющих движениями глаз: во время работы, если глаза устали, отведите их в сторону, поморгайте, сделайте широкие вращательные движения глазами, затем закройте <их, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь. Всего 1 мин на эти упражнения, и аккомодация глаз (настройка их на лучшее видение) огромна. Если ваш ребенок страдает близорукостью, то перерывы в работе надо делать через каждые 20—25 мин. Хорошим средством профилактики близорукости являются занятия физической культурой. Обследования ряда школ Москвы и Ленинграда показали, что больше всего близоруких там, где слабо поставлено физическое воспитание, у подростков, систематически занимающихся спортом, тенденция к усилению близорукости выражена гораздо меньше.

Родителям необходимо помнить, что заболевания органов зрения, снижение его остроты могут служить противопоказанием для занятий физической культурой. Так, к занятиям в основной группе, а также к сдаче норм ГТО и участию в соревнованиях и спортивных секциях не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0,5, с миопией более 3,0 диоптрий, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз.

О личной гигиене

Работоспособность и отдых школьникаСоблюдение ее — обязательный компонент режима дня. Содержать свое тело и одежду в чистоте и опрятном состоянии необходимо каждому школьнику. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы. Каждому необходимо иметь свою зубную щетку. Специалисты советуют: длина щетинистой части зубной щетки должна быть не более 2 см, ручка несколько изогнутой — это облегчает чистку зубов.

Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи. На грязной коже множество микробов, которые, попав с рук на пищевые продукты, а через них в организм, могут привести к серьезному заболеванию. Ребенку надо иметь свое полотенце для рук и лица, отдельное — для ног. Особое внимание следует обратить на ногти на руках и ногах. Их необходимо подстригать не реже одного раза в десять дней.

Приходить в школу учащиеся должны в чистой, выглаженной одежде. Дома школьную форму снимают, чистят щеткой и убирают в шкаф. Нательное и постельное белье меняют один раз в неделю. Чулки, носки, колготки, трусы меняют через 2—3 дня.

В. Козлов

Пасхальные блюда

Новое на сайте