Зимовка птиц у туркменского побережья Каспия

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияКогда осеннюю грязь на дорогах подсушит первыми заморозками и октябрьские ветры сорвут последние листья с деревьев, у берегов озер и стариц заблестят «забереги» — узкие полосы первого тонкого ледка. В звонкую, хрупкую полосу забереги вмерзают отжившие свой век дырявые лопухи кувшинок, пожелтевшие пучки осоки, поломанные тростники. В морозные ясные ночи забереги быстро растут в ширину, их лед становится толще, и вскоре только посредине озера, над омутом, остается на несколько дней небольшая полынья. Еще неделя — лед окрепнет, и ребятишки из соседней деревни закружатся по озеру, звеня коньками.

В первую очередь замерзают маленькие болотца, озера и старицы, потом мелкие речки и наконец большие реки. Перекаты и быстрины на реках не замерзают иногда всю зиму. В крепкие январские морозы над такой полыньей клубится густой пар, и проезжий крестьянин, глянув одним глазом из-за высокого овчинного воротника, увидит, как, теряясь в клубах пара, ныряют в ледяную воду крупные черно-белые утки. Сородичи их уже давно кочуют на теплых морях, глубокие снега легли на толстый лед, скрывая даже контуры озерных берегов, а беспечная стая, облюбовавшая незамерзающую полынью, коротает неделю за неделей в холодной стране, на сотни километров севернее ближайших утиных зимовок.

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияМногие птицы, в их числе и утки, неплохо переносят холод; они могут оставаться в северных странах повсюду, где всю зиму им доступен корм. Следовательно, осенью их гонит к югу не холод, а голод. Замерзнут мелкие озера — тронутся в путь кряквы, обитательницы заросших мелководных водоемов; скует льдом большие озера и реки — отлетят от нас последние стаи нырков: гоголи, морянки, турпаны, умеющие добывать свой корм со дна глубоких водоемов. Многие думают, что все перелетные птицы улетают очень далеко, в теплые страны. Это совсем неверно. Несколько видов птиц прилетают с севера и зимуют в полосе Москвы, Горького, Казани; десятки видов зимуют в Средней Азии и в Закавказье. На Каспийском море, большая южная часть которого полностью никогда не замерзает, зимуют миллионы водяных птиц — чаек, гагар, нырков, лысух, речных уток и лебедей.

Расскажем здесь о большой птичьей зимовке у юго-восточного берега Каспия, в Советской Туркмении, близ границы с Ираном.

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияЕще в половине сентября у пустынных берегов Каспия появляются мелкие насекомоядные птицы: ласточки, мухоловки, славки, камышевки. Преодолев полосу сухих безлесных степей, безводных песков и сожженных солнцем каменистых плоскогорий, достигнув Туркмении, стайки этих птиц отправляются дальше на юг — к теплым берегам Персидского залива, к лесам и саваннам Африки. Следом за ними летят стаи куликов — осторожные длинноносые кроншнепы, черно-белые ходулочники с непомерно длинными ногами, пестрые шилоклювки с острым клювом, загнутым кверху, множество мелких улитов, песочников, камнешарок. На илистых отмелях морского берега некоторые кулики гостят довольно долго, собирая ракушки и мелких рачков бокоплавов, кишащих среди выброшенных волнами обрывков водорослей. Камнешарки, отыскивая добычу, перевертывают мелкие камешки и корки засохшего ила, пользуясь кривым клювом как рычагом. На Каспийском взморье они отдыхают и набираются сил для далекой дороги.

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияПролетный путь у камнешарки — один из самых длинных: она гнездится на побережье «Ледовитого океана, а зимует на юге Африки. Два раза в год — весной и осенью — эти кулички совершают перелеты по 10 тысяч километров. Глядя на небольшие острые крылышки этого пестрого куличка, с трудом веришь, что они за короткий срок проносят его мускулистое тельце над всеми географическими поясами земного шара. Впрочем, не всем камнешаркам такие путешествия даются легко. Я помню, как однажды осенью ко мне на лодку в море опустилась пролетная камнешарка. Птица была очень утомлена перелетом; не обращая внимания на людей, она бегала по борту и скамейке лодки, что-то с них склевывая. Отдохнув и почистив перья, камнешарка вспорхнула и скрылась над серой равниной моря.

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияВ октябре на юго-восточное побережье Каспия прилетают различные виды уток, дымчато-черные жирные лысухи, цапли, белые колпицы, множество чаек и фламинго. Знойные, безмолвные летом берега моря оживают на большую часть зимы; миллионы птиц оглашают их своим криком. Бесконечной черной полосой покачиваются вдали на волнах стаи нырковых уток и лысух. Когда орлан-белохвост, медленно взмахивая огромными крыльями, направится к морю за добычей, стаи уток поднимаются над водой, подобно темной туче, и далеко слышится грохот их взлета, подобный шуму большого водопада.

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияФламинго — одна из вымирающих птиц фауны; только на немногих обширных мелководных и топких озерах Казахстана сохранились их гнездовые колонии. У туркменского берега Каспия ежегодно зимует около пятнадцати тысяч фламинго. На морском мелководье, построившись длинными рядами, стоят эти крупные светлорозовые птицы. Ноги их длиннее, чем у журавля, но имеют плавательные перепонки, как у гуся; шея длиннее и тоньше лебяжьей, маленькие глазки белы, а клюв изогнут, как колено. Несколько километров взморья кажутся розовыми там, где сели на отдых тысячные стаи фламинго. Пунцово-красная окраска крыльев, незаметная издали, бросается в глаза при взлете птиц. Словно огонь пробегает по стае, когда расправят крылья фламинго, напуганные появившейся лодкой или охотником. Бескрайнее море, синее южное небо, шумный взлет огромных стай розово-красных фламинго — картина, которую никогда не забудешь.

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияВ ноябре с севера прилетают последние гости: гуси, казарки и лебеди. Лебеди останавливаются на зимовку в море у острова Челекена, а стаи гусей рассыпаются по озерам и разливам реки Атрека, где много нежнозеленых злаков, составляющих их корм. Всю зиму над взморьем, над грязями и тростниками Атрека слышится громкое гоготанье гусей, клекот орланов, свистящий шум крыльев пролетающих уток.

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияНаучные работники заповедника уже сделали много интересных наблюдений. Оказалось, что при длительной штормовой погоде ослабевшие лысухи и утки, зимующие на море, сильно намокают. Намокшие, утомленные птицы выходят на берег; здесь при холодной погоде они обмерзают и гибнут от переохлаждения. Некоторые пытаются укрыться от штормов в Красноводской бухте, но делаются жертвой мазута, нередко попадающего в воду с пароходов и нефтеналивных барж. Перья, пропитанные мазутом, не защищают от проникновения воды и не, могут предохранять птицу от потери тепла. Перепачканная в мазуте лысуха или нырковая утка настолько тяжелеет, что теряет способность плавать и вскоре умирает, захлебнувшись. Некоторые «птицы-мазутники» гибнут на берегу от большой теплопотери и переохлаждения.

Зимовка птиц у туркменского побережья каспияОбмеление заливов, уменьшение запасов корма из-за повышения солености воды, неблагоприятные условия зимней погоды, истощение птиц на пути перелета и многие другие обстоятельства приходится исследовать и принимать во внимание научным работникам. Жизнь птиц в природе совсем не так уж беззаботна и безбедна, как это может показаться на первый взгляд. Разумное вмешательство человека в условия зимовки может облегчить борьбу за существование тем ценным видам водяных птиц, которые, гнездясь на северных болотах и озерах нашей родины, отлетают зимовать к берегам южной Туркмении. Сейчас, когда в средней полосе все бело от снега, уныло шумит ветер в заиндевелом лесу и над застывшими озерами лишь кое-где стоят сухие, печальные тростники, над мелководьями южного Каспия качаются по синим волнам несчетные вереницы птиц. Ныряет за ракушками, шумит и плещется крепкое, бодрое утиное племя; оно дает нам много отличного мяса, хорошего пуха и радует сердце охотника.

А. Формозов, К. Воробьев

Постные блюда

Новое