Палитра певца

Палитра певца«Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас... За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще, видимо, дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем...» Тургенев еще много раз употребит слова «звон», «звенящий», «звенеть», описывая пение Яшки Турка в рассказе «Певцы». Случайно ли это? Только ли слуховое восприятие руководило автором «Записок охотника»?

Спросите любого человека, побывавшего на концерте большого певца: «Какой у него голос?» И вы услышите в ответ: «звонкий», «серебристый». Что же это такое — «серебро» голоса?

На этот вопрос наука ответила лишь во второй половине нашего века. И оказалось, что звук человеческого голоса характеризуется не только частотой той ноты, которую интонирует певец. Подобно струнам клавишных или щипковых инструментов, которые колеблются всей длиной, давая основной тон, и частями, создающими обертоны с другими частотами, голос вокалиста имеет столь же сложный частотный спектр, или, другими словами, обертоновый состав. И «серебро» в голосе можно измерять в процентах по отношению ко всему объему голоса. Оказалось, что оно имеет вполне определенные частотные характеристики (2600—3200 герц), что его, наконец, можно «вырезать» из голоса, заглушая другие обертоны, слушать отдельно, и напоминает оно звучанием соловьиную трель...

Палитра певцаНапример, когда «препарировали» записи голоса Ф. Шаляпина, то оказалось, что высокие, «полетные» частоты составили около тридцати семи процентов всего частотного спектра голоса великого певца. Примерно то же соотношение обнаружили у Карузо, Баттистини и других выдающихся вокалистов.

Но самое главное, что было установлено учеными, — это преимущества, которые дает певцу высокий процент «серебристости» в голосе.

Представьте себе, что в небольшом помещении вы слушаете двух певцов с одинаковым типом голоса. При пении первого из них вам кажется, что сейчас у вас лопнут барабанные перепонки, — такова сила этого голоса. А у другого певца не такой сильный голос, но поет он легко и звонко. И вдруг представим, что, как по волшебству, эксперимент этот переносится на сцену оперного театра с очень большой сценой и залом. Играет оркестр, идет спектакль. И вы с изумлением слышите, что звонкий голос второго певца слышен так же хорошо, как и в комнате, а громоподобный голос первого певца почти «утонул» в звучании оркестра. Что же произошло?

А произошло то, что певцы эти как раз и отличаются наличием в своем тембре определенных «серебристых» частот, которые, кроме красоты, дают возможность голосу преодолевать большое пространство, успешно соревноваться с мощным звучанием оркестра. И ученые назвали это качество голоса полетностью. Ныне известно, что природа играет немалую роль в наличии у певца этого фактора, но все же он поддается и развитию, является одним из главных критериев профессионализма.

Палитра певцаНо почему же природа дала такую «проникаемость», обертонам с частотой 2600—3200 колебаний в секунду? Секрет довольно прост... Оказывается, наше ухо устроено таким образом, что наиболее чувствительно к звукам именно этой частоты...

Поэтому, как говорили старые итальянские мастера бельканто, петь нужно, используя не всю мощь, весь «капитал» голоса, а «проценты капитала». Проценты мастерства.

Воистину не числом, а умением!

Н. Лазарев


Цвет моря   Февраль в Подмосковье

Рецепты

Новые рецепты

Публикации

Новое на сайте

Новые сообщения
Новые вопросы