Этимология названий некоторых народностей

Этимология названий некоторых народностейКогда римлянам пришлось столкнуться с кельтскими племенами, которые заселили обширные территории современных Франции, Бельгии, Швейцарии и Северной Италии, они дали своим воинственным соседям общее имя — галлы, или петухи, ибо латинское слово gallus означает «петух». Прозвище укоренилось, и с тех пор все перечисленные территории стали именоваться Галлией.

В фигуральном смысле Галлией еще и теперь называют Францию, французов — галлами, а знаменитый «галльский петух» сохраняет значение хотя и неофициальной, но весьма популярной национальной эмблемы и аллегории Франции.

Чем же руководствовались римляне, давая кельтам «петушиное» прозвище? Кельты почти все были рыжеволосые (точнее — в соответствии с обычаем, распространенным в древности и у некоторых других Народов, галлы красили волосы в рыжий цвет). Считается, что их огненные шевелюры и навели римлян на мысль о сходстве с петушиным гребнем. Но, может быть, дело вовсе не во внешности, а в боевом духе кельтских племен, доставлявших римлянам поначалу немало беспокойств своими набегами? В те времена в большой моде были петушиные бои, задор же и отвага петухов в пояснениях не нуждаются. Недаром видный полководец Древней Греции Фемистокл включал в программу боевой подготовки своих воинов петушиные бои,— зрелище должно было воспитывать в них стойкость и отвагу. Что же касается галлов, то их храбрость вошла в поговорку.

Этимология названий некоторых народностейИтак, кельты стали галлами либо по внешнему сходству с петухами, либо в результате своей беспримерной храбрости и воинственности. Ни то ни другое, впрочем, не кажется достаточно солидным основанием для столь странного наречения многих кельтских племен. Однако история знает и случаи, как говорят, почище. На юго-западе Малой Азии находилось в древности государство Кария. Так вот, его жителей, карийцев, персы тоже прозвали «петухами»: воины этой страны имели обыкновение украшать свои боевые шлемы султанами из перьев.

Гораздо чаще, правда, племена и народности получали не случайные имена-прозвища, а названия, тесно связанные с их обычаями и нравами, образом жизни, родом занятий.

Этимология названий некоторых народностейНа юге Судана, например, обитают негритянские племена баккара (коровьи пастухи) и кабабиш (пасущие коз). «Чукча» — искаженное чукотское «чаучу» — в переводе означает «богатый оленями»., Дореволюционным названием оленных эвенков, живших к востоку от озера Байкал, было «орочены» (от эвенкийского слова «орон» — олень). А чукчи и по сию пору называют эвенков не иначе, как «всадниками на оленях». По-корякски «олень» — «хоре». От этого слова, по мнению ученых, и пошло название корякской народности:

Казаки при своем прибытии это слово чаще всего слышали от этого народа... они и назвали его хоряки /или коряки, оленные мужики.

Термины «мордва», «мордвин» некоторые современные исследователи считают производными от татарских слов «мурта» (пчела), «муртачи» (пчеловод).

Этимология названий некоторых народностейКитайцев в древности называли серами — «шелковыми людьми», ведь именно Китай — родина шелководства. А населяющее Непал племя неваров, издавна широко культивирующее овцеводство, получило свое название, как считают некоторые исследователи, от санскритского слова «непа» (шерсть).

Люди, которые впервые познакомились с бытом нивхов, населявших остров Сахалин и низовья Амура, неспроста назвали их «рыбокожими». Весь уклад жизни этой народности был теснейшим образом связан с рыбным промыслом. Мало того, что пищу нивхов составляла преимущественно рыба в сыром, вареном и вяленом виде, из рыбьей кожи они шили верхнюю одежду, обувь, рукавицы и еще множество предметов первой необходимости, включая даже... паруса для лодок.

А вот у крохотного (всего 300 человек) племени немади, обитающего на территории Мали и Мавритании, главное достояние — собаки, с которыми кочевники Охотятся в пустыне, добывая себе пропитание. Собаки немади, довольно невзрачные и некрупные, удивительно быстры и незаменимы в погоне за карликовой антилопой — наиболее ценным охотничьим трофеем. Четвероногие помощники высоко ценятся и считаются едва ли не лучшим приданым. Стоимость вожака стаи приравнивается, например, к цене пяти верблюдов. Соседние народы, подметив эту особенность жизненного уклада немади, прозвали их «повелителями собак».

Этимология названий некоторых народностейИногда племенные названия обнаруживают тесную связь со своеобразным меню, бытующим у той или иной народности. Индейцы Канады идзен-элдели — «поедающие оленей». Другое индейское племя, аббвай-нуги,— «коптильщики на вертеле»; люди этого племени жарят мясо, надев его на палку. Прозвище, данное соседями-индейцами эскимосам (точно — эскимантьик), означает «поедающие сырое мясо», «сыроеды».

Древнегреческие авторы оставили в своих сочинениях собирательное название группы племен Закаспия и Приаралья— «массагеты». По мнению ряда ученых, название это восходит к слову masyo («рыба) и означает «рыбоеды».

Элмоло (поедающие рыбу) — таково название одного из самых маленьких племен Кении, почти единственной пищей которого является рыба.

Постоянных своих недругов—воинственных прерийных кочевников — индейцы-оджибвеи ругательно прозвали Nadowe-Is-Iw, что значило «змеи». На французский лад это прозвище зазвучало как nedowessioux. С течением времени кличка укоротилась до «сиу». Так и закрепилось возникшее «столь странным способом имя за большой языковой группой индейцев.

Первобытный человек живо ощущал свое родство с окружавшей его природой. Пытаясь понять окружающий мир, он нередко отводил роль творца всего сущего какому-либо животному. Так, миф полинезийцев повествует о том, что их предок Таароа, приняв образ огромной птицы, снес удивительное яйцо, из которого и был создан мир. По эвенкийским преданиям, мир создали мамонт и фантастический змей дябдар. В ту пору, когда земля была всего лишь островком посреди водной равнины, мамонт бивнями вычерпывал с морского дна песок и глину, а задачей дябдара было ползать по искусственной насыпи и наподобие теперешнего бульдозера или скрепера, выравнивать земную поверхность. Бог обитающего в Индии племени тодов — Осун, согласно легенде, проделал в земле большую дыру и вывел на поверхность шестьсот буйволов. Ухватясь за хвост последнего из животных, вышел из подземелья и первый тод, главным предназначением которого стало служение буйволам. Африканское племя шиллуков считает своими прародителями крокодилов и зебу.

Живучесть таких примитивных представлений «о происхождении людей можно наглядно проиллюстрировать примерами из греческой натурфилософии VIII—VI веков до нашей эры. Так, согласно Анаксимандру, «первоначально человек произошел от животных другого вида», а именно: предки людей жили внутри рыб, которые, когда им наскучивало таскать свою ношу, выбрасывали их время от времени на сушу.

В период первобытнообщинного строя каждая родовая община почитала в качестве своего далекого предка какое-либо одно животное или растение (разумеется, из наиболее привычных, а также играющих особо важную роль в жизни рода). Именем такого «предка» и ■называли себя все члены общины, это был их тотем.

Именно с тотемов начал обучение своего народа искусству письма и рисования легендарный учитель индейцев Гайавата. В поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» сказано об этом так:

Кончив труд свой, Гайавата
Показал его народу,
Разъяснил его значенье
И промолвил: «Посмотрите!
На могилах ваших предков
Нет ни символов, ни знаков.
Так пойдите, нарисуйте
Каждый—свой домашний символ,
Древний, прадедовский Тотэм,
Чтоб грядущим поколеньям
Можно было различать их».

И на столбиках могильных
Все тогда нарисовали
Каждый—свой фамильный Тотэм,
Каждый — свой домашний символ:
Журавля, Бобра, Медведя,
Черепаху иль Оленя.
Это было указаньем,
Что под столбиком могильным
Погребен начальник рода.

В племени тускарора (группы ирокезов) было восемь родов: Серый Волк, Медведь, Большая Черепаха, Бобр, Желтый Волк, Кулик, Угорь, Маленькая Черепаха. Создатели первой высокой культуры индейцев в Мексике — ольмеки — отождествляли себя с ягуарами, а чичимеки носили название «собачий народ».

Этимология названий некоторых народностейТотемистические верования в той или иной степени были свойственны всем народам на ранней стадии развития. Австралийцы, например (имеется ,в виду, конечно, коренное население материка), считали своими прародителями животных-великанов, которых они называли «джукурита»: ящерицу Мильбили, удава Вол-лунку, змею-радугу Минди и других. Каждый род носил имя своего прародителя.

Последовательное превращение животного-прародителя в человека — как это представляли первобытные — хорошо показано в книге Сат Ока «Земля Соленых Скал»:

Между крыльями подковы, посередине, на просторном пустом месте, стоит тотемный столб из липового дерева. Изображения, вырезанные на нем, говорят о том, что это лагерь поколения Совы — людей, происходящих от птицы, видящей ночью.

На самой верхушке столба колдун Горькая Ягода вырезал большую сову с круглыми глазами, красным клювом и распростертыми крыльями. Ниже — эта же птица, но вместо крыльев у нее человеческие руки и ноги, заканчивающиеся совиными когтями. А еще ниже — человек с головой совы обнимает нагого человека—отца всего племени Совы.

Следы архаической формы верований можно обнаружить в древнегреческой религии, например в мифе о происхождении ахейского племени мирмидонян. населявшего южную Фессалию.

Все население царства погибло от чумы, и тогда верховный бог Зевс, чтобы вновь заселить опустошенную страну, создал людей из... муравьев.

Миф о мирмидонянах интересен еще и тем, что сохранились исторические свидетельства популярности именно в Фессалии культа муравьев (так же, как овцы — на острове Самос, ласки— в Фивах, волка — в Дельфах). И вторая любопытная деталь: миф подкрепляется этимологией самого названия племени.

Пережитками тотемизма можно считать названия некоторых племен древних германцев: херуски (от Неruz — молодые олени), эбуроны (от Eber — вепрь, кабан). То же самое отмечалось и у некоторых италийских племен, долгое время сохранявших обычай священной весны. В соответствии с этим обычаем каждую весну группа молодых представителей племени, прихватив с собой домашних животных, отправлялась на поиски новых мест для поселения. По преданиям, самнитов в их странствии вел бык, гирпинов— волк, а пи-центов— дятел (picus), от которого и пошло племенное название.

Этимология названий некоторых народностейНе редкостью были и названия славянских племен, имевшие тотемическое значение: вильци (лютичи) — волки, ререги— соколы и другие. Некоторые из историков полагают, что именно выходцы из племени ререгов основали династию Рюриковичей, и отмечают при этом связь родового знака последних с символом ререгов — соколом. В соответствии с предположением допускается также равнозначность имени Рюрик слову «ререг».

Известно, что еще в VIII—VI веках до нашей эры Инкское царство в Китае окружали племена: мафан (племя Лошадь), янфан (племя Баран) и т. п. О тотемических представлениях китайцев более древних эпох свидетельствуют сохранившиеся литературные памятники, сообщающие о существовании тотемных групп Медведя, Барса и других.

Одна из груцп сибирской народности селькупов, «лимбыль пелаккыль тамтыр» (орла половинный род), вела свое происхождение от орла, другая — «косыль пелаккыль тамтыр» — от кедровки, таежной птицы. Русская церковь в XVII—XIX веках проводила христианизацию селькупов; несмотря на это, у них очень долго сохранялись анимистические представления. В частности, как раз кедровку и орла селькупы считали братьями людей.

Название населения Цейлона (Шри Ланка)—сингалы— также отголосок тотемизма. Из истории известно, что в VI—V веках до нашей эры на север острова вторглись пришельцы из северной Индии. Их вел в набег Виджайя, отпрыск линии Льва, считающийся основателем «народа львов», то есть сингалов (санскритское «синха»— лев). «Страной сингалов» (Сингала двина) называли остров индийцы; арабские купцы переиначили это название в «Серендиб», португальские завоеватели — в «Сейланье», голландцы — в «Зейлан», французы —в «Сейлан» и, наконец, англичане — в «Сейлон». Так до неузнаваемости изменилось наименование острова, означавшее некогда «Страна сингалов», «Страна народа львов».

Самым влиятельным среди племен современного Тибета являются годоки-сэрта, или «голоки золотого коня». Вторая часть этого самоназвания, вероятно, также тотемического происхождения.

Этимология названий некоторых народностейОснователь и первый президент (1923—1938 гг.) Турецкой республики Мустафа Кемаль был очень популярен в народе. Не случайно при введении в этой стране в 1934 году фамилий Великое национальное собрание постановило именовать его Ататюрком (Отец Турок). Под этой почетной фамилией Мустафа Кемаль и известен теперь более всего. Гораздо меньше известно в Европе другое прозвище первого турецкого президента — Серый Волк. В устах турка оно имеет примерно тот же смысл, что и Ататюрк,— ведь в соответствии с легендами прародительницей тюркских племен была волчица.

Очевидно, некогда волк был тотемом тюрок. На их знаменах красовалась золотая волчья голова, а в одном из китайских источников — плане военной кампании против западнотюркского хана Хэлу — содержится весьма показательная фраза:

Таковую следует употребить меру: гнать кочевых и нападать на волков.

При этом под волками подразумевались князья верховного рода Ашина и их личные дружины — китайское «ашина» означает в переводе «уважаемый волк». В середине VI века воинственные тюрки оправдали свое название «волк», создав огромную державу от Желтого до Черного моря и ведя успешные войны с Китаем, Ираном и Византией. Это была эпоха первого Тюркского каганата (546—659 гг.).

Краснопевцев В.П. - Чайки на пьедестале


Этимология некоторых фамилий   О древних майя

Рецепты

Новые рецепты

Публикации

Новое на сайте

Новые сообщения
Новые вопросы