Белая книга зимы

Белая книга зимыУдивительна эта книга зимы. Белые ее страницы широко распахнуты по лесам, полям и лугам — всюду, где земля укрыта снегом. На нем, как на чистом листе бумаги, множество замысловатых записей. И каждая сделана своим почерком — крупным или мелким, четким или неразборчивым.

Эти записи живут недолго, постоянно обновляются. Метель, вьюга или поземка запорошат, забелят все написанное. Открывается новая страница для свежих заметок. Пишут их звери и птицы, всяк по-своему — лапами и копытами, коготками, росчерком хвоста или крыльев. Для некоторых белая книга не в радость, того и гляди навлечет беду. Как документальный путевой дневник она поведает без утайки обо всем не только сородичам и друзьям, но, что страшнее всего, заклятым врагам, прекрасно понимающим снежную грамоту. Поэтому многие из зверей очень неохотно «расписываются» в белой книге, осторожничают, всячески хитрят, норовят скрыть, подзапутать свои отпечатки, чтобы сбить с толку опасных для них грамотеев — пусть поломают голову во время охотничьей погони.

Белая книга зимыМастак обманных маневров — заяц-беляк. По свежей пороше не любит ходить, иной раз сутки-двое отлеживается голодный где-нибудь в сугробе, боится оставить свою роспись. Направляясь к дневной лежке, лавирует, путая след: бросается то в одну, то в другую сторону, возвращается на свой старый след, сдваивая его, обрывает одни строчки, начинает другие, перед лежкой делает прыжок до трех метров и скрывается невидимкой в снегу под кустом. Длинноухий хитрец так заколдует, перепутает вереницу своих строк, что не всякий разберется, куда же он вдруг исчез.

Белая книга зимыСмелый, быстроногий проныра соболь и тот опасается лишний раз оставить свои отпечатки. Он ходит аккуратно, задние лапы ставит в ямки передних и так ловко — коготь в коготь — делает парные следы и петли, путая их, крадется по валежинам, сквозь бурелом, где ветром сдуло снег, то вдруг нырнет в сугроб и ползет несколько метров под его толщей, а выскочив на свет, мчится в обратную сторону, пугливо оглядываясь на цепочку собственной росписи.

Белая книга зимыНемало приемов маскировки у лисы, куницы, косули. Даже волки таятся, к логову пробираются не прямо, а всегда вкруговую. Обычно стая шагает гуськом, каждый зверь ставит лапы точно в след впереди идущего, за ними стелется по снегу длинная ровная стежка, попробуй разберись — прошел гут один волк или несколько. Бурый медведь обычно старается залечь в берлогу до снежной обновы, по черной тропе, чтобы никакой вести о себе не оставить. А если запоздает, то шагает по пороше осторожно, виляет в обход, выметывает извилистые петли длиной в несколько километров, два-три раза перейдет вброд речку или ручей, наследит на берегах, кружит вокруг да около по чащобам, а затем огромным скачком метнется прямо в лаз берлоги.

Белая книга зимыНередко звери прибегают и к другим хитрым уловкам. Заяц, лиса, соболь часто бродят по следам других зверей, по лыжне и тропам, проложенным человеком, по санным лесным дорогам, выскакивают даже на асфальтовые магистрали.

Белая книга зимыБелая книга — важное событие в жизни четвероногих и пернатых обитателей наших лесов и полей. Велико ее значение и для человека. Заметки на ее страницах раскрывают во многих подробностях картину скрытой от нас жизни зверей и птиц, которых обычно увидеть не так-то просто. Читая эти заметки, натуралисты, охотники, любители природы узнают немало интересного о повадках, нравах, местах обитания, особенностях зимнего питания различных животных. По следам можно узнать, какие звери обитают в лесу, подсчитать, сколько их, какие они — взрослые или молодые, самки или самцы. А это помогает разумно организовать охотничье хозяйство, охрану животного мира.

Я. Суханов

Постные блюда

Новое