Путешествуя по календарям

Путешествуя по календарямДоисторический город индейцев Тиауанако, расположенный в Андах на четырехкилометровой высоте, задал ученым немало загадок. Среди них был и оригинальный календарь, расшифровать который удалось только недавно. Дни и ночи изображены в этом календаре высеченными на камне головами кондоров и пум: известно, что кондоры — дневные птицы, а пума охотится исключительно по ночам.

В жизни древних перуанцев картофель играл первостепенную роль. Неудивительно, что это растение было предметом религиозного культа. В быту у инков суточное время измерялось единицей, равной... сроку варки клубней. «Картофельная» единица времени была чуть меньшей, чем наш привычный час.

Картофель — растение, а существовали и часы, названные по именам животных. В Древнем Китае сутки делились на 12 двойных часов, каждый из которых носил название какого-либо созвездия зодиака. Например, время от 23 до 1 часа обозначалось иероглифом «цзы» («мышь»), от 1 до 3 часов — «чоу» («вол»), от 21 до 23 часов — «хай» («свинья»). Были еще часы: «тигр», «заяц», «дракон», «змея», «конь», «баран», «обезьяна», «петух», «собака». Представьте: юноша назначает девушке свидание в час петуха; или такую фразу: «Экую раиь поднялся, еще и тигр не кончился, до зайца далеко».

Путешествуя по календарямТе же самые иероглифы обозначают время суток и в сегодняшнем Китае. Только ради большей точности к ним добавляются дополнительные знаки: «чу» — для первой половины и «чжэн» — для второй половины двойного часа.

Вообще надо заметить, что древний китайский зодиак лег в основу всего так называемого циклического календаря. Иероглифическими знаками двенадцати животных обозначали не только двойные часы; некоторые из них использовали и для обозначения сторон света: север — «цзы» («мышь»), юг — «у» («конь»), запад — «ю» («петух»), восток— «мао» («заяц»). Соответствующими иероглифами обозначались и двенадцать месяцев года.

Календарь, которым пользовались наши предки — славяне, отражал сезонные изменения в природе (например, апрель — березень, по началу цветения березы) либо чередование важнейших земледельческих работ (февраль — сечень, сезон рубки леса; июль — серпень, время жатвы). Интересно, что старые названия месяцев частично сохранились в ряде славянских языков (чешском, польском) по сегодняшний день. Украинцы и белорусы тоже продолжают именовать май — травнем, октябрь — листопадом и т. д.

Путешествуя по календарямДля нас в данном случае особый интерес представляет то, что в календаре славян было два месяца, названных по именам животных: изок («кузнечик»), соответствовавший июню, и червень (июнь либо июль: в эту пору добывали багряную, «червленую» краску из насекомых-червецов).

Значительно больше фенологических примет содержал календарь народный. Даже введение на Руси христианства и переход на заимствованную через Византию римскую календарную систему не помешали русским крестьянам руководствоваться в быту проверенными многолетней практикой природными вехами.

Распределенные по календарным дням «святые угодники» сыграли в этом роль довольно забавную. Крестьяне наделили их «производственными» прозвищами. Так, 4 марта (здесь и далее — даты по старому стилю) было днем Герасима Грачевника: в это время прилетают предвестники весны — грачи. В марте же, но в конце месяца, «на Матрену»,— «щука хвостом лед разбивает». Со дня Лукерьи Комарницы (13 мая) начинают докучать комары. Святой Никита (15 сентября) носил прозвище Гусепролет, а Орина (18 сентября) — Журавлиный Лет.

Покровителями пчел, пчельниками считались Зосима и Савватий: «на Зосиму» (17 апреля) полагалось расставлять ульи, а «на Савватия» (27 сентября) — убирать их. День 29 октября — Аврамия Овчара и Анастасии Овечницы — отмечался как праздник всеми, кто был причастен к уходу за овцами.

Путешествуя по календарямКалендарь, основанный на сезонных изменениях в поведении животных, проще простого составить для любой из климатических зон. В применении к нашей средней полосе он мог бы, например, выглядеть примерно так: март —месяц прилета грачей и скворцов; апрель — месяц прилета жаворонков, или начало урчания лягушек, или первого кукования кукушки; май — месяц первой песни соловья, или вылета майских жуков, или появления жуков-навозников и т. д. и т. п.

К первым векам нашей эры относится создание календаря индейцами майя. В его основе было деление года на сезоны земледельческих работ. А в ацтекском солнечном календаре даже дни 20-дневного месяца имели каждый свое название, в том числе: «аллигатор», «ящерица», «змея», «олень», «кролик», «собака», «обезьяна», «оцелот», «орел», «гриф».

Вполне естественно, что свой специфический уклон имели календари народностей, у которых было более развито не земледелие, а скотоводство либо охота и рыболовство.

Скифы-скотоводы именовали май «отамалы», что означает «пасется скот». Были в их календаре и месяцы стрижки густой шерсти и окончания молочного питания:: в этот последний скифы прощались до будущего года» с кумысом, айраном и шубатом, оставляя на зиму лишь заготовленный впрок затвердевший творог.

Нганасаны период с 15 июня по 15 июля называли месяцем появления рыбы, с 15 июля по 15 августа — месяцем гусей, с 15 августа по 15 сентября — месяцем гусиных птенцов.

Наши март и апрель включал в себя месяц налима у долган.

Путешествуя по календарямУ эвенков-оленеводов есть месяцы: когда олень обдирает кожу с рогов, отела и т. п.; у эвенков с берегов Амура — прихода кеты, икрометания; охотские эвенки первый месяц охоты на соболя и белку именуют «гобчонбега», что в переводе означает «на охоту пойдем».

Полуметровый морской червь палоло испокон веков служит желанным лакомством для коренного населения тихоокеанских островов Самоа, Фиджи, Тонга. Обычно эти черви весь год прячутся в расселинах рифов, отращивая хвостовую полость, начиненную икрой либо молоками. И лишь один раз в году, в строго определенное время, эта хвостовая часть, отделившись, всплывает на поверхность океана. Здесь она распадается на кусочки. В период массового роения палоло морская вода на много миль в окружности приобретает опаловый цвет. Для туземцев наступает настоящий праздник;. Сотни лодок направляются в район роения. Специальными сачками люди вычерпывают с поверхности коричнево-зеленую массу, которая идет затем в пищу либо в сыром виде, либо предварительно поджаренная.

Надо полагать, что вкус этого экзотического кушанья в самом деле неплох. Недаром в прежние времена год начинался у самоанцев именно с момента массового хода палоло.

О китайском циклическом календаре уже заходила речь. Расскажем о нем подробнее.

Пять 12-летних циклов объединяются в этом календаре в 60-летний круг. Почему именно пять? Древние мыслители считали, что все живые и неживые предметы состоят из материальных первоэлементов (стихий): земли, воды, огня, металла, дерева. Их взаимосвязь раскрывалась в образной форме так: земля рождает воду, вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растет из земли. Как видим, .налицо теория вечного и бесконечного круговорота в природе.

Этим пяти стихиям соответствуют пять стран света (пятая — так называемый «центр»), пять различных цветов (белый, черный, красный, синий, желтый) и пять вкусовых ощущений (горький, сладкий, кислый, соленый, едкий).

Что же касается другой счетной единицы календаря— цифры 12, то она (об этом говорилось раньше) определялась числом зодиакальных созвездий, давших названия годам цикла.

Краснопевцев В. П. - Чайки на пьедестале

Пасхальные блюда

Новое на сайте