Как приучить ребенка к чтению

Как приучить ребенка к чтениюВечер. Вся семья в сборе. Отец что-то мастерит. Мать на кухне готовит ужин, а Сережа примостился тут же и читает вслух. Мама слушает Сережу, иногда поправляет, задает вопросы, выясняя, понял ли сын прочитанное.

Он учится в первом классе и читает медленно, но очень старается, потому что знает — маме интересно, а самой ей не всегда удается найти время посидеть над книгой.

Сережа научился составлять из букв слова, когда ему было шесть лет, а до этого ему читали родители, начиная с книжек-раскладушек. И хочется верить, что книга будет спутницей Сережи всю жизнь. Ведь книга — это неисчерпаемый источник знаний, пробуждающий в человеке мысли и чувства, дающий эстетическое наслаждение.

Надо ли говорить, что родители должны всерьез руководить чтением ребенка, выбирая те книги, которые соответствуют его возрасту, индивидуальным особенностям.

Дело не только и не столько в количестве прочитанных произведений, но прежде всего в содержательности, доступности их для понимания. Желательно, чтобы каждому ребенку стали знакомыми и близкими сказки А. С. Пушкина, Г. X. Андерсена, басни И. А. Крылова, маленькие рассказы Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, народные сказки, произведения С. Я. Маршака, С. Михалкова, книги о природе Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина и др.

Как приучить ребенка к чтениюВажно, чтобы ребенок не пассивно слушал или перелистывал написанное, а активно воспринимал произведение. Это достигается, например, вопросами, сначала самыми простыми, к картинкам: «Кто это?», «Хороший он или плохой?». На основе иллюстрации и вопросов у ребенка формируется правильное представление о предмете, явлении. Дошкольники обычно выражают свое отношение к книге в эмоциональных реакциях (мимике, улыбке, жестах, восклицаниях), младшие школьники могут, хотя и наивно, словесно выразить свое отношение к произведению.

Старшим ребятам можно задать вопросы: «О чем эта книга?», «С кем из героев ты хотел бы дружить?», «Почему?», «Если бы был на месте героя, как бы ты поступил?». Например, о книге В. Катаева «Цветик-Семицветик» можно спросить: «Какие желания бы ты загадал, если бы у тебя был «Цветик-Семицветик? Почему эта книга названа так?».

Ребенок, привыкший отвечать на вопросы, внимательно вдумываться в содержание книги с раннего детства, будет легче усваивать учебный материал в школе. Чтобы он более глубоко понимал текст и к тому же развивал навыки чтения, желательно делать это вслух. Читать ребенок может родителям, младшим братьям и сестрам, надо объяснить ему при этом, что это важно не только для него, но и для тех, кто слушает. Очень полезно для развития ребенка, освоения им высоких образцов родной речи заучивание стихотворений.

Как приучить ребенка к чтениюРодители должны стремиться не только к беглости чтения ребенка, но и к тому, чтобы выработка потребности к нему определялась не только утилитарными целями (ответить урок, собрать приемник и т. п.), но и интересом.

Формируя потребность в чтении, а также глубокое, активное восприятие произведения, родители одновременно приучают ребенка к бережному отношению к книге, правильной работе с ней, воспитывают привычку не бросать ее на середине.

С 3—5 лет следует обращать внимание ребенка на автора, название, оглавление книги, иллюстрации и другие ее элементы (например, спросить, какие книги этого автора ребенок уже знает). Младших школьников можно приучать вести дневник — записывать прочитанные произведения, их краткое содержание и свое отношение к ним, делать рисунки по книге.

Родители должны следить и за гигиеной чтения, чтобы ребята не делали этого лежа, за едой; книгу надо держать перед собой с наклоном 45°, применяя для этого специальную подставку. Свет должен падать на книгу сверху или слева.

В руководстве чтением детей родителям поможет библиотека, где можно получить квалифицированную консультацию о том, какую литературу, в каком возрасте и что прежде всего желательно предложить ребенку, а также получить ответы на другие интересующие вопросы.

Хорошо, если родители приведут ребенка в библиотеку пяти-шести лет, чтобы уже до школы он получил первое представление о выборе книги, правилах пользования библиотекой. Важно увлечь малыша богатым книжным миром.

Как приучить ребенка к чтениюНемаловажен в этом деле и пример взрослых. Если дети видят в семье бережное отношение к книге, то, естественно, это хороший пример для подражания.

Хорошо, когда в семье приняты чтения вслух, с последующим разговором о прочитанном. Дети воспринимают звучащее слово, его красоту, приобщаются к классической литературе, учатся формировать и высказывать свою точку зрения.

При этом открываются те стороны произведения, которые недоступны ребенку при самостоятельном ознакомлении с книгой.

В ходе чтения или до него, конечно же, нужно объяснить детям непонятные слова, предварительно можно коротко рассказать об авторе и его книге.

Чтение вслух не только содействует культурному отдыху семьи, но и сплачивает ее. А. С. Макаренко так писал об этом: «Чрезвычайно желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней. При этом если сначала чтецами выступают родители, то в дальнейшем эта работа должна быть передана детям».

С этим нельзя не согласиться.

М. Я. Дворкина,

Постные блюда

Новое на сайте