Как наши чувства дают возможность познавать окружающие предметы

ак наши чувства дают возможность познавать окружающие предметыКогда человек хочет впервые познакомиться с каким-нибудь предметом, узнать, какими свойствами он обладает и что собой представляет, он всегда начинает с непосредственного наблюдения за этим предметом. У него возникает потребность рассмотреть этот предмет, определить его цвет, форму, испытать, если возможно, на вкус, запах, слух. Только проделав в той или иной степени все это, можно что-то определенное сказать о предмете, выразить о нем свое суждение.

То же самое происходит и в научном познании. Оно, в конечном счете, всегда начинается с непосредственного живого созерцания, с наблюдения вещей, т. е. с непосредственного взаимодействия изучающего с изучаемыми предметами при помощи органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса).

Если бы люди не обладали органами чувств, они никогда не смогли бы ничего узнать об окружающем мире. Люди общаются с внешним миром, непосредственно воспринимают его только при помощи органов чувств. Если человек родился, например, лишенным органов зрения, то он не знает и никогда не узнает, что такое цвет. Родившись без действующего органа слуха, человек лишается возможности познать звуки. Понятно поэтому, какую огромную роль играют органы чувств в познании человеком окружающего мира и во всей его жизни: они единственные «окна», через которые люди общаются с окружающим миром и познают его.

ак наши чувства дают возможность познавать окружающие предметыВот почему совершенно антинаучны и абсурдны утверждения идеалистов о том, будто познание человеком окружающего мира осуществляется только в ходе «чистого» теоретического мышления, «свободного от чувственности», без обращения к самим изучаемым предметам и явлениям. Более того, идеалисты уверяют, что если окружающие предметы непосредственно воздействуют на наши органы чувств, то это мешает нам познать их. И чем надежнее ученый изолирует себя от внешнего мира, утверждают они, чем плотнее «закроет глаза и заткнет уши», как выразился один древнегреческий философ-идеалист, и, следовательно, чем лучше защитится от влияния окружающей среды, тем меньше помех встретит на пути познания, тем оно успешнее будет осуществляться с помощью выведения одних мыслей из других путем чисто умственных операций. Так происходит, оказывается, потому, что окружающие нас предметы сами по себе являются якобы не такими, какими они воспринимаются нашими органами чувств, которые и вводят нас в заблуждение, мешают познать действительную сущность предметов и явлений. Например, видный современный английский философ-идеалист Б. Рассел пишет: «Наши непосредственные зрительные данные в силу их субъективности почти наверняка представляют собою не то, что имеется в физических объектах, о которых говорят, что мы их видим» .

Пытаясь сделать доказательными свои утверждения о непознаваемости мира, идеалисты приводят примеры, когда нашими органами чувств некоторые явления воспринимаются не такими, какими они бывают в действительности. Например, частично опущенная в воду палка кажется сломанной, вращение Земли вокруг собственной оси воспринимается нами как движение Солнца вокруг Земли, параллельные железнодорожные линии кажутся сходящимися где-то вдали и т. п. Все это, конечно, имеет место, однако вовсе не говорит о том, что наши чувства всегда искажают действительную картину. Во-первых, такое искаженное восприятие — явление сравнительно редкое; во-вторых, даже в этих случаях с помощью разума и общественной практики люди научились не только определять несоответствие между предметом и его отражением в нашем сознании, но и устанавливать причины такого несоответствия. Однако делают это люди не путем только «чистого» размышления, но прежде всего обращаясь к самому предмету и изучая его непосредственно. В целом же наши ощущения, как правило, дают верное отражение предметов материального мира, что и позволяет людям целесообразно ориентироваться в окружающем мире и познавать его.

ак наши чувства дают возможность познавать окружающие предметыЧувственное познание, или познание с помощью органов чувств, осуществляется в трех основных формах: ощущений, восприятий, и представлений.

Ощущение — это отражение в нашем сознании отдельных качеств, сторон предметов материального мира, воздействующих на органы чувств. Например, когда мы наблюдали стоящую на столе лампу, то .в нашем сознании появляется ощущение определенной формы этой лампы, ее цвета, твердости, температуры, характера поверхности и т. п. Ощущения есть результат воздействия материальных предметов на наши органы чувств. Человек может общаться, связываться с внешним миром, познавать его и правильно ориентироваться в нем только через ощущения. Но ощущения — лишь первая ступень познания; они передают только отдельные свойства предметов, явлений. Цельный же образ предметов, явлений, как совокупности и взаимосвязи их свойств, отражается в сознании людей через более высокую форму познания — восприятие

Так, если наблюдать какое-нибудь растение, то при помощи наших органов зрения ощущаются его форма, цвет, величина; при прикосновении к нему руками ощущаются характер поверхности стебля и листьев, их форма; при помощи обоняния устанавливается его запах и т. п. Ио все эти ощущения воспринимаются нами не изолированно друг от друга, а как свойства единого предмета, в данном случае растения.

Следовательно, восприятие возникает на основе ощущений, Однако оно не является механической суммой ощущений, а представляет цельный чувственный образ предметов, явлений со всей совокупностью их свойств, качеств, сторон, отраженных в ощущениях.

Как известно, мир чрезвычайно разнообразен. Нас всегда окружает множество различных явлений, предметов, каждый из которых обладает многими свойствами. При этом каждое свойство вызывает в нас вполне определенное ощущение. Вот почему от различных предметов и явлений, обладающих многими качествами, человек постоянно получает огромное количество ощущений. Все они доходят до сознания человека не в хаотическом виде, не как беспорядочное нагромождение ощущений, а в виде образов окружающих нас предметов, явлений, процессов. Так, выйдя на улицу большого города, мы получаем много зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений. Но из этого множества ощущений в нашем сознании формируются восприятие домов, асфальтированных улиц, тротуаров, движущихся людей, автомобилей, трамваев; до нашего слуха доходят не просто различные звуки, а шум, например, троллейбуса, говор людей, звуки сигнала автомашин и т. п.

Как же человек ориентируется во всем многообразии ощущений и восприятий, которые он часто получает одновременно, что помогает ему правильно воспринимать окружающий многообразный мир?

ак наши чувства дают возможность познавать окружающие предметыОказывается, восприятие основывается не только на ощущениях, которые вызываются в данный момент теми или иными предметами, явлениями, но также и на всей совокупности прошлого опыта человека, его практической деятельности. Опыт прошлого помогает узнавать воспринимаемые предметы, ориентироваться в множестве ощущений и восприятий, получаемых от окружающей действительности, осмысливать их, понимать возникающие вокруг нас явления, процессы. Например, по звукам, доносящимся из соседнего дома, мы безошибочно узнаем игру на рояле только потому, что раньше неоднократно видели этот музыкальный инструмент и слышали издаваемые им звуки. Рассматривая тот или иной предмет даже на значительном расстоянии, мы отчетливо определяем рельеф его поверхности, приблизительные размеры, расстояние до нас и т. п. опять-таки благодаря прошлому опыту. Если слепорожденный человек обретет способность видеть после удачной операции, первое время он не сумеет отличать объемные предметы от плоских, установить разницу, например, между шаром и кругом. И только позже в результате многократного сочетания в процессе практики осязательных и зрительных ощущений, вызываемых объемными предметами, станет правильно воспринимать их. Слепорожденный первое время после приобретения зрения один и тот же предмет воспринимает ,как разный по размерам, если находится от него на разных расстояниях.

Только благодаря длительному опыту, который приобретает человек с раннего возраста, благодаря многократному сочетанию зрительных восприятий величин предметов на разных расстояниях и осязательных восприятий этих предметов, он научается правильно воспринимать

размеры предметов, находящихся от него на различных расстояниях. Кроме того, правильно ориентироваться во всем многообразии окружающей человека действительности помогает так называемый избирательный характер восприятия, т. е. наша способность из всей совокупности многочисленных ощущений и восприятий выделять и воспринимать именно те, которые более всего интересуют нас в данный момент, и отвлекаться от всех остальных ощущений и восприятий. Например, когда астроном изучает ту или иную звезду, он из множества звезд выделяет именно эту звезду, на ней сосредоточивает свое внимание, только ее воспринимает, изучает ее «поведение» и не замечает всех явлений, которые совершаются в этот момент как на небе, так и вокруг наблюдателя.

В соответствии с тем, какими органами чувств обладает человек, существуют следующие восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и двигательные. При этом каждое из них, как правило, не существует изолированно от других: в преобладающем большинстве случаев они теснейшим образом взаимосвязаны и образуют сложные комбинированные восприятия. Так, если наблюдать за работой того или иного механизма с целью его изучения, одновременно получаются и зрительные, и слуховые восприятия, которые теснейшим образом связаны друг с другом, взаимно влияют друг на друга, дополняют друг друга.

Третья форма чувственного отражения в сознании человека материального мира — представление, являющееся образом тех предметов и явлений, которые в данный момент непосредственно не воспринимаются, но воспринимались раньше.

Следовательно, представление — это воспроизведение в сознании человека тех предметов, явлений, которые воздействовали на паши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти. Известно, например, как легко воспроизводятся в нашем сознании образы близких людей, знакомых, ранее воспринимавшихся предметов, событий, явлений.

Но в нашем сознании могут возникнуть представления и о таких предметах, явлениях, событиях, фактах, которые раньше никогда не воспринимались непосредственно. Например, каждый человек, еще никогда не бывавший в Москве, представляет себе Московский Кремль, его башни, кремлевские звезды и т. п. Изучая историю нашей Родины, мы так или иначе представляем себе ее исторических деятелей, общественные события и т. п., хотя многих из них непосредственно никогда не воспринимали. Такие представления возникают на основе просмотра картин, фотографий, кинофильмов, воспроизводящих данные предметы, явления, события, а также после прочтения книги или прослушивания рассказа, описывающего их.

ак наши чувства дают возможность познавать окружающие предметыПоскольку в основе представлений лежит прошлое восприятие предметов, явлений, фактов, событий и т. д., либо непосредственно, либо опосредованное постольку и основная классификация представлений исходит из тех же принципов, что и классификация восприятий: различают представления зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и двигательные.

Таким образом, представления возникают под влиянием окружающей нас действительности, в процессе конкретной общественно-исторической деятельности людей. Общественная практика совершенствует наши представления. Возникая на базе ощущений и восприятий и являясь чувственно-наглядными образами предметов, явлений действительности, представления входят в состав первой, начальной ступени познания — ступени непосредственного живого созерцания. В то же время они содержат в себе элементы обобщения, и это делает их более высокой формой чувственного отражения материального мира в сознании человека, чем ощущения и восприятия. Представление — это не просто чувственно-наглядный образ предметов, явлений материального мира, не механический их отпечаток в сознании человека, а результат всего богатого опыта прошлых восприятий. Поэтому представления играют значительную роль и на второй ступени процесса познания — ступени абстрактного, т. е. отвлеченного, мышления.

Итак, познание начинается с непосредственного взаимодействия человека с предметами внешнего мира, совершающегося в процессе общественной практики. Ощущения, восприятия и представления составляют первую и необходимую ступень познания — ступень непосредственного живого созерцания.

Андреев И. Д. - Как и зачем люди познают мир

Постные блюда

Новое