День по часам и минутам

День по часам и минутамВ сутках 24 часа. 9—11 ч школьники спят, 4—6 ч сидят в школе за партой и учатся, 2—3 ч уходит на приготовление домашних заданий, около 1—1,5 часов отводится общественной работе, помощи родителям. Значит, ежедневно остается примерно 5—6 часов, предоставленных ребенку в личное пользование. Это огромное богатство, но разумно тратить его ребята обычно не умеют.

Научить рационально использовать свое время означает воспитать привычку постоянно учитывать, сколько времени гулял, сколько — готовил уроки, сколько — просидел у телевизора, компьютера и т. п.

Для этого прежде всего необходимо составить список тех дел, которые обязательно надо сделать в течение дня, затем пометить отведенное на это время.

Режим дня — определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Само слово «режим» многие ребята не любят и нередко связывают его с представлением об отсутствии самостоятельности, о какой-то «принудиловке». На самом деле это не так. Режим в первую очередь — добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени. Режим помогает воспитать настойчивость, упорство, трудолюбие, умение проявить свой характер. Наконец, соблюдение его — залог здоровья.

Функциональной основой режима является выработка у ребенка условного рефлекса на время. Повторяясь изо дня в день, режим становится привычным. «Посеешь привычку, — говорят в народе, — пожнешь характер!» Родителям следует помочь составить для школьника соответствующий распорядок дня, при этом особенно важно контролировать его ежедневное выполнение. На первых порах необходимо, чтобы кто-то из старших помог школьнику выполнять основные требования: разбудил, напомнил о подготовке уроков, прогулке, сне.

Режим дня — не самоцель, а всего лишь средство воспитания навыка здорового образа жизни. Он не может быть постоянным для всех детей, а складывается прежде всего с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, интересов всей семьи. А. С. Макаренко отмечал, что режим должен быть целесообразным: «Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной нами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети». Режим, таким образом, должен носить характер «разумного правила».

Установить единый распорядок дня для всех учащихся не представляется возможным, но основные моменты должны соблюдаться каждым. Ниже приводится примерный режим для учащихся разных возрастных групп, который был разработан в Научно-исследовательском институте физиологии детей и подростков при Академии педагогических наук.

День по часам и минутамОсобые трудности выполнения режима дня составляет для детей, начинающих учиться с 6 лет. Помощь родителей им обязательна. Подниматься утром следует в 7.00—7.30 (с учетом времени, затрачиваемого на путь в школу). В школе с шестилетками проводят 8—10-минутную гимнастику. Затем начинаются уроки — четыре урока по 35 мин. После каждого урока 15—20 мин перерывы. После второго урока — горячий завтрак, в 13.00—13.30 — обед. Обязательным для шестилетних учащихся полутора-двухчасовой дневной сон. С 15.00 до 16.00—16.20 занятия по интересам, тихие игры,. 16.20—16.40 — полдник. Затем полуторачасовая прогулка и подвижные игры. Пребывание на воздухе должно быть не менее 3,5 часа в день. С 19.00 — до 19.30 — ужин. После ужина детям можно заняться рисованием,, лепкой, конструированием и т. п. Не следует увлекаться компьютером или телевизором: 2—3 телепередачи в неделю, продолжительность каждой из них не более 30 мин. В 20.30— 21.00 — подготовка ко сну; продолжительность ночного сна не менее 10 ч.

Обучение шестилеткам дается с трудом. И вот почему. Происходит ломка привычного образа жизни, появляются новые обязанности, значительно ограничивается двигательная активность, требуется сосредоточенная работа на уроках. Ребенку нужно установить контакты со многими своими сверстниками, привыкнуть к педагогу и воспитателю. Трудности адаптации (приспособления) в школе у некоторых детей проявляются в нарушении аппетита, в расстройстве спа, порой сопровождаются раздражительностью, плаксивостью, жалобами на головные боли. Если это не связано с заболеванием, то обычно в течение одного-полутора месяца неблагоприятные явления исчезают. Задача родителей в этот трудный для шестилеток период состоит в том, чтобы облегчить приспособление к школе. Если у одного из родителей есть возможность побыть в сентябре дома, используйте ее. Ваше присутствие нужно, чтобы задать правильный ритм работе, воспитать у ребенка навык к ней.

Приучите ребенка содержать в порядке книги и тетради, собирать портфель к завтрашним занятиям... Это мелочи, но, не усвоив их, человек всю жизнь будет страдать от неаккуратности и несобранности. Есть смысл планировать с ребенком основные дела на следующий день.

Постоянный предмет заботы и детей, и родителей — приготовление домашних заданий. Готовить их необходимо всегда в одно и то же время. В начале учебного года, для того чтобы сесть за уроки, от ребенка требуются определенные усилия, и здесь как раз необходима помощь родителей. Со временем начало домашних занятий в одно и то же время становится для ребенка привычкой.

Умение быстро включаться в работу и вести ее, не отвлекаясь, — одно из главных условий успешности ее выполнения. В школе прозвенел звонок — и все сели за парты. Сказал учитель достать учебники и открыть их на такой-то странице — и все выполняют его команду. Надо заметить, что и общий пример товарищей действует, как правило, мобилизующе, никому не хочется отставать от других ребят.

День по часам и минутамДома ситуация иная. Учителя нет, родители на работе. Поэтому очень важно самому сразу же включиться в работу, без всякой раскачки. Чем дольше оттягивать начало работы, тем большее усилие требуется ребенку, чтобы заставить себя приступить к ней. Втягивание в работу — сознательное волевое усилие, которым может и должен управлять учащийся. Вначале выполняемая работа обычно бывает недостаточно эффективной, хотя на нее и затрачивается много сил. По мере втягивания требуется все меньше и меньше волевых усилий, у ребенка появляется интерес к делу. В этом случае работа проходит эффективнее и оставляет чувство удовлетворения после завершения.

Теперь несколько слов об условиях правильной организации домашних занятий. К ним относятся рациональный (оптимальный) режим работы, оборудование рабочего места, порядок приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. Начинать готовить уроки с самых для себя трудных не стоит, организм должен постепенно втянуться в работу. Обычно начинать готовить уроки следует с задания средней трудности. Затем, когда ребенок втянется в работу, можно перейти к выполнению наиболее трудных уроков, заканчивать самоподготовку легкими.

Быстрота и эффективность работы зависят от рабочей позы за столом. Наименее утомительная рабочая поза та, при которой сохраняется правильная осанка, так как в этом случае мышцы, обеспечивающие поддержание позы, напряжены в наименьшей степени. Сидеть за столом надо прямо, не горбясь. Голову держать от книг и тетрадей на расстоянии 30—35 см. При неправильной рабочей позе может возникнуть нарушение осанки и искривление позвоночника.День по часам и минутам

Домашняя мебель, которой пользуется ребенок или подросток, обычно рассчитана на взрослого человека. Подбирать высоту стола и стула необходимо в зависимости от роста. В зависимости от длины тела необходимо правильно подобрать необходимые размеры мебели. Выбирая место в комнате для рабочего стола ребенка, его следует расположить так, чтобы свет из окна падал слева. По возможности он не должен быть близко к отопительным приборам, так как повышенная температура воздуха не способствует хорошей работоспособности.

Тетради и книги должны быть хорошо освещены светом, падающим слева из окна или от настольной лампы. Настольную лампу с абажуром и лампочкой 40—60 ватт необходимо ставить на стол около себя на расстоянии 35—40 см. Плохая освещенность снижает остроту зрения и ведет к быстрому утомлению.

Во время приготовления уроков в комнате должна быть тишина.

Уроки следует готовить каждый день внимательно и аккуратно. При их выполнении не следует торопиться или отвлекаться другими делами. Через каждые 40—45 мин рекомендуется делать перерыв на 5—10 мин. Это позволит сохранить работоспособность на оптимальном уровне. Во время паузы в работе можно встать из-за стола и походить, потянуться, сделать несколько наклонов туловища вперед и в сторону, несколько приседаний. Обязательны упражнения для кистей, а также для мышц глаз.

После выполнения домашних уроков необходимо обязательно убрать рабочее место, собрать в портфель или ранец тетради и учебники, которые понадобятся на следующий день в школе.

Оставшееся после приготовления домашних уроков время можно использовать на чтение интересной книги, рисование, конструирование, занятия музыкой, спортом. Да мало ли можно придумать интересных дел!

У многих ребят среди развлечений на первом месте стоит телевизор. Они смотрят буквально все передачи. Очень плохо, если сидение у телевизора входит в привычку и подменяет реальную жизнь. Телевидение нужно тогда, когда оно расширяет границы увиденного, когда оно предлагает встречу с умным, оригинально мыслящим человеком. И все же проводить у экрана телевизора больше 1 часа (не больше трех-четырех раз в неделю) нельзя. Смотреть передачи по телевизору рекомендуется при обычном освещении, сидеть не ближе 2 метров от экрана.

День по часам и минутамНередко дефицит времени, а соответственно и перегрузка возникают у учащихся вследствие неправильно сформированных навыков работы. Сокращение в этих условиях отдыха и переход от активных форм отдыха к пассивным особенно опасны. При этом возникает порочный круг: учащийся реагирует па неудачи в учебе наименее эффективным путем: сокращает время на ночной сон и активные формы отдыха. Между тем хорошо известно, что уменьшение продолжительности ночного сна только на 30 мин ведет к снижению работоспособности па следующее утро примерно на 30%.

В воскресенье и каникулы необходимо больше бывать на свежем воздухе, ходить в театр, кино, на экскурсии, в туристические походы, кататься на лыжах, коньках, заниматься спортом. Однако не следует забывать, что и в воскресенье, и во время каникул необходимо придерживаться определенного распорядка дня. Вставать можно в 8.00, обязательно делать утреннюю зарядку. Отвести в распорядке дня время для игр, чтения, занятий музыкой, спортом, рисованием и другими делами. Если заранее не распланировать время, то можно ничего не успеть.

Козлов В. - Здоровье закладывается в детстве

Постные блюда

Новое