В вашей семье школьник

В вашей семье школьникВаш малыш пошел в школу, и многое в вашей семье изменилось. Началась новая пора. Для ребенка происходит ломка привычного образа жизни, появляются новые обязанности, устанавливаются новые контакты со сверстниками и учителями, постепенно формируется навык сосредоточенной работы на уроке.

Важно, чтобы взрослые помогли своему ребенку приспособиться (адаптироваться) к школе. Это сложная проблема и для ребенка, и для родителей. Многое зависит от того, как пойдет у ребенка процесс адаптации на начальных этапах обучения.

Процесс воспитания и физического развития должен непосредственно опираться на физиологию развивающегося организма. Поэтому родителям необходимы определенные знания об особенностях строения и жизнедеятельности организма ребенка в различные возрастные периоды. Такие знания требуются и самим детям, чтобы смолоду знать и поддерживать свой организм «в порядке».

Пожалуй самым парадоксальным является тот факт, что в век научно-технической революции, когда безудержно возрастает поток информации, мы больше знаем об окружающем нас мире, чем о самих себе. Когда-то очень давно над входом в древнегреческий храм Аполлона в Дельфах было начертано: «Познай самого себя». Это было девизом целого философского учения, основанного на представлении о том, что познание окружающего нас мира идет через познание самих себя, своих возможностей, устремлений. Уже древние философы осознавали огромное значение самопознания для понимания окружающего нас мира.

Организм человека представляет собой чрезвычайно сложно и тонко устроенный природный агрегат, который отличается высокоразвитой способностью приспосабливаться к окружающей среде. Это происходит благодаря тому, что все части, компоненты организма постоянно взаимодействуют между собой. Если учесть, что тело человека состоит из астрономического числа клеток (порядка 1014), объединенных в различные ткани и органы, то становится понятным, сколь сложно и надежно должна быть устроена система управления всеми протекающими в нем процессами, начиная с таких элементарных, как прием пищи, дыхание, и кончая психической деятельностью.

Живой организм не есть какая-то застывшая, раз и навсегда сформировавшаяся конструкция. В нем постоянно протекает обмен веществ: благодаря дыханию и питанию поступают необходимые для жизни вещества, отработанные продукты и шлаки удаляются. Все это необходимо для того, чтобы организм постоянно обновлялся. В течение одного года примерно 90% всех структур человеческого тела подвергается замене. Смена молекул воды протекает быстрее, на их полную замену уходит немногим более полумесяца. За 80 дней, распадается примерно половина белков нашего тела. Эритроциты — красные клетки крови — живут 120— 140 дней, после чего они распадаются, а их остатки удаляются из организма. Значит, через 4—5 месяцев кровь полностью обновляется. Но есть клеточные элементы, которые живут очень короткую жизнь. Так, клетки, выстилающие кишечник, живут всего лишь 24 часа, после чего замещаются новыми.В вашей семье школьник

В среднем организм обновляется со скоростью примерно 5—7 миллиардов клеток в сутки (исключение составляют лишь нервные клетки, которые полностью не отмирают, а лишь частично заменяют свою протоплазму). Такая быстрая смена составных компонентов организма и позволяет ему приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды.

Из изложенного выше следует первое правило здорового образа жизни: ничто не должно мешать естественным процессам обновления организма.

Современные достижения анатомии, физиологии, биохимии, генетики позволили проникнуть во многие тайны строения человеческого организма, понять, сколь целесообразно он устроен. Живая материя характеризуется тем, что бесконечно большое число различных коллоидных частиц (белков, липидов) объединяются в мембраны, представляющие собой тончайшие пленочные структуры толщиной всею лишь в несколько молекулярных слоев. На этих мембранах и протекают многообразные биохимические превращения, составляющие сущность обменных процессов. Внутри человеческого тела поверхность мембранных структур поистине колоссальна. При поверхности тела человека чуть меньше 2 кв. м общая площадь мембран достигает 200 га!

Для того чтобы огромная поверхность мембран могла функционировать, к ним постоянно доставляются необходимые питательные вещества и отводятся ненужные отработанные продукты. Более 10 тыс. км капилляров доставляют кровь к клеткам, которые приносят питательные вещества и уносят продукты обмена. Вдумайтесь в то, сколь велика эта цифра! Это больше расстояния от Москвы до Владивостока. При громадной протяженности микроструктур приходится поражаться, сколь минимальными средствами обходится организм в их обеспечении. Всего 35 л жидкости (5 л крови, 2 л лимфы и 28 л внеклеточной жидкости) достаточно, чтобы постоянно орошать 200 га мембранной поверхности. Это лишь одно из удивительных свойств организма, которое подтверждает уникальность и надежность его конструкции. В самом деле, небольшая потеря из 200 га мембранной поверхности не столь существенна для организма и ежедневно им компенсируется. Между тем организм очень хрупок, всего лишь 5 л крови обеспечивает поддержание всех жизненных процессов. Сердце — небольшой орган, ни на минуту не останавливающий своих сокращений, совершающий колоссальный объем работы. Только за сутки сердце перекачивает 8—10 тыс. л крови. Понятно, сколь бережно надо относиться к своему организму, как важно не нарушать установившиеся ритмы работы отдельных его органов.

Давно подмечено, что человек избегает чрезмерных аритмичных воздействий. Напротив, небольшие колебания химических реакций, температуры, многих других факторов окружающей среды позволяют развиться сопротивляемости организма, его устойчивости. В этом и состоит "мудрость организма", как о ней писал известный физиолог У. Кэннон.

Познать себя — это не только прочитать несколько книжек о том, как устроен и как работает организм человека. Это в первую очередь выработать у себя и своего ребенка привычку чутко прислушиваться к работе организма и внимательно относиться к любым ее изменениям. Вот один из примеров. Если вы подсчитаете свой пульс (частоту сокращений сердца в 1 минуту) в состоянии покоя (когда вы лежите в постели), он составит примерно 65—70 ударов. У ребенка в состоянии покоя пульс несколько реже (почему это происходит, будет рассказано ниже). Когда вы встанете, пульс участится.

Сделайте несколько приседаний — пульс убыстряется. При значительной физической нагрузке (бег, интенсивные занятия физическими упражнениями) пульс возрастает до 160—170 ударов. Это означает, что при физической нагрузке сердце сокращается чаще, потому что необходим более интенсивный приток крови к работающим мышцам. Однако беспредельно увеличиваться частота сокращений сердца не может. Так, при пульсе свыше 180 эффективность подачи крови в сосуды резко падает.

Здесь описана реакция сердца — одного из самых чувствительных органов — на физическую нагрузку. Не менее важно понаблюдать за ребенком в момент волнения, вызванного каким-либо переживанием. Они возникают часто. Это может быть и волнение при ответе на уроке, и в споре с товарищами, и в момент радости и т. д. В такие моменты сердце бьется очень быстро, кажется, что оно готово вот-вот «выпрыгнуть» из груди. Если в такой момент подсчитать пульс, то он составит около 120—140 ударов.

При сильных волнениях и различных эмоциях наблюдается реакция не только со стороны сердца. В минуту волнения человека бросает в жар, у некоторых руки становятся влажными, на лбу выступает холодный пот. Это уже проявления реакции кровеносных сосудов.

Реакции сердца, а также многих других органов при эмоциональных воздействиях естественны, они обусловлены выделением в кровь специальных веществ — гормонов.

Каждый человек по-своему реагирует на физические и эмоциональные воздействия. Поэтому ученые стали говорить о своеобразном «вегетативном портрете» каждого человека, который в совокупности характеризует особенности функционирования различных систем органов.

Еще сложнее обстоит дело, если учесть темперамент, в том числе и у детей. Древнегреческий врач Гиппократ выделял в зависимости от темперамента четыре типа людей: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Наш великий физиолог академик И. П. Павлов углубил эти представления и показал, что в основе этих типов лежат особенности высшей нервной деятельности людей. Ученые так описывают эти типы применительно к детям и подросткам. Холерик сильно возбудим, но его интересы постоянны и устойчивы, он не теряется при встрече с трудностями, упорен и устойчив в их преодолении. На уроках холерик обычно сосредоточенно работает, слушает, не отвлекаясь посторонними вещами. Меланхолик отличается нерешительностью, повышенной чувствительностью, переоценкой значимости внешних событий, реагирует на широкий круг малозначимых сигналов, с трудом определяет доминирующую (главную) линию своего поведения. Он легко теряется, смущается, не уверен в себе. Сангвиник настойчив, энергичен, выделяет доминирующий мотив своей деятельности, устойчиво работает на тех уроках, которые его интересуют. Он легко привыкает к новой обстановке, его не тяготит дисциплина. Флегматик обычно не замечает многих из происходящих вокруг него событий. Он инертен, но если увлекается работой, то выполняет ее терпеливо и настойчиво. Флегматик хорошо владеет собой, но долго привыкает к обстановке, с трудом переключается на другие виды деятельности.В вашей семье школьник

Конечно, типы темперамента здесь обрисованы очень схематично. Однако если вы внимательно понаблюдаете за своими детьми, то, наверное, подметите много интересных особенностей в их поведении.

В зависимости от темперамента по-разному проявляются эмоции у людей и сопровождающие их физиологические реакции. Все это необходимо знать, чтобы уметь правильно оценить состояние ребенка и вовремя обратиться за помощью к врачу. Различия в темпераментах родителей и детей могут служить причиной взаимного недовольства в семье. Некоторые взрослые жалуются на медлительность своих детей. Нередко это бывает у того папы или той мамы, которые обладают динамичной и сильной нервной системой, а ребенок наследует от другого родителя флегматичность или медлительность. В подобных случаях более активный родитель стремится увлечь своего ребенка каким-нибудь интересным делом, спортом, прогулкой, а ребенок-флегматик предпочитает остаться дома, что-то помастерить, почитать книгу. Как правило, в таких случаях возникает взаимное недовольство, споры, а надо просто позволить ребенку самому выбрать то, что ему хочется.

Сложен и многообразен внутренний мир переживаний ребенка. Для детей, и особенно подростков, вообще характерны повышенная возбудимость и реактивность, эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, что во многом обусловлено физиологической перестройкой и гормональными сдвигами. Многое зависит и от характера отношений внутреннего психологического мира человека и внешних событий. Психолог Ф. Е. Василюк в недавно опубликованной книге «Психология переживания» (1984) детально описал наиболее характерные типологические формы психических переживаний человека. Каждой из этих форм присуще свое мироощущение, особые критические ситуации и специфические переживания, помогающие преодолевать их. Мы не имеем возможности подробно останавливаться на этой очень интересной проблеме, но надо все же подчеркнуть, что последнее время большую роль начинает играть так называемый психологический подход в решении задач по укреплению здорового образа жизни. Это связано с тем, что мы живем в мире информационной перегрузки, нервного стресса, постоянного дефицита времени, что неблагоприятно сказывается на нашей психике, на состоянии всего здоровья.

Врачи хорошо знают, что всегда легче предотвратить любую болезнь, чем вылечить уже заболевшего. Для этого надо всемерно развивать различные защитные механизмы, которыми обладает организм. Один из таких механизмов — иммунная система, которая состоит из ряда органов, вырабатывающих специальные клетки крови, в частности лимфоциты. Эти клетки стоят на страже внутренней среды организма и уничтожают чужеродные вещества, попадающие в организм. Учеными разрабатываются специальные способы воздействия, чтобы активизировать иммунную систему. Нам сейчас важно отметить, что можно и обычными средствами закаливания, о которых далее будет подробно рассказано, укрепить защитные силы организма и повысить его сопротивляемость различным болезням.

Организм ребенка и подростка по ряду признаков сильно отличается от организма взрослого. Анатомофизиологические особенности детей обусловлены постоянно протекающими в организме ребенка изменениями его строения и функций, связанными с ростом и развитием. После рождения вплоть до наступления зрелого возраста происходит постепенное увеличение длины тела и нарастание его массы, изменяются пропорции тела (соотношения длин и поперечных размеров различных его частей — туловища, рук, ног и т. п.), совершенствуется строение внутренних органов и мышц, повышаются их функциональные возможности. Все это в совокупности составляет возрастные преобразования организма, которые неодинаково выражены в разных возрастах. Максимального уровня функциональных возможностей человек достигает в возрасте 20—25 лет.

Организм ребенка на различных этапах своего развития по сравнению со взрослым характеризуется определенной незрелостью основных физиологических систем и несформированностью регуляторных механизмов, обеспечивающих сложные формы поведения и приспособления к условиям окружающей среды.

Существуют отдельные переломные моменты развития, когда наиболее отчетливо выявляются возрастные особенности детского организма. Эти переломные моменты наступают приблизительно в возрасте 1, 3, 7 и 12 лет. Для каждого из них характерна определенная сумма анатомо-физиологических особенностей.

Вообще для каждого возраста характерны и определенные черты поведения: в первый год малыш хочет выбраться из манежа — ему надо все осмотреть вокруг, в полтора года он норовит отпустить вашу руку и пойти гулять самостоятельно, в шесть-семь лет ему хочется самому идти в школу, в девять — возникает желание пойти в кино со своими друзьями, в тринадцать — пойти одному (одной) гулять вечером, в четырнадцать лет — поехать на каникулы без родителей и т. п. Это лишь внешние проявления поведения ребенка, которые в определенной степени отражают физиологические сдвиги, происходящие в организме.

В младшем школьном возрасте (6—10 лет) идет интенсивное развитие таких психофизиологических функций, как внимание и восприятие. Однако внимание у детей еще непроизвольное, они не могут долго сосредоточиться на одном предмете, быстро отвлекаются. У первоклассников примерно 8 мин уходит на то, чтобы вработаться и сосредоточить внимание: это состояние они могут удерживать лишь последующие 8 мин. Уже к 17 мин после начала работы внимание и работоспособность падают. У младших школьников еще слабо развита наблюдательность в силу превалирования в высшей нервной деятельности первой сигнальной системы над второй. Поэтому вербальные (словесные) методы обучения менее эффективны, чем наглядные, образные. Начиная с IV класса (а в новых условиях обучения с V класса), когда начинается переход к предметному обучению, мышление ребенка становится более абстрактным, появляется способность целенаправленно сосредоточивать внимание и более продолжительно его фиксировать, развивается словесная логическая память в отличие от механической, основанной на повторении, у младших школьников. Учащиеся средних IV—VII классов понимают задачи обучения и свою ответственность. У старшеклассников уже формируется познавательная потребность и обозначаются серьезные интересы. Определенное изменение происходит и в эмоциональной сфере, которая в подростковый период становится очень неустойчивой. К концу подросткового периода формируются волевые качества. У старшеклассников психофизиологические процессы внимания, восприятия, особенности мышления близки к таковым у взрослых, но развиты еще недостаточно; юноши и девушки, как правило, не умеют оценить свои возможности в различных ситуациях.

Вообще детям свойственна определенная тяга к подражанию в своем поведении лидерам. При этом надо помнить, что в различные возрастные периоды лидеры для подражания меняются: у малышей — это родители, бабушка, дедушка; у младших школьников, как правило, — учитель; в средних и, старших классах — чаще всего кто-то из сверстников.В вашей семье школьник

Развитие физических качеств организма происходит в основном в зависимости от сформированное™ основных физиологических систем. Такие качества, как ловкость, гибкость, скорость и сила, стоят в прямой связи с возрастными особенностями опорно-двигательного аппарата. Как показали специальные наблюдения, гибкость наиболее целесообразно развивать в возрасте 7—10 лет, когда подвижность звеньев двигательного аппарата выражена достаточно хорошо, а связочный аппарат характеризуется высокой эластичностью. Формирование ловкости непосредственно зависит от пластичности нервной системы, поэтому лучшее время для ее развития 10—12 лет — возраст, характеризуемый высокой подвижностью нервных процессов.

Формирование физических качеств может быть облегчено и ускорено посредством специальных физических упражнений. Наиболее целесообразны гимнастика, подвижные игры, фигурное катание, акробатика, прыжки в воду, теннис и др. Скоростные и скоростносиловые упражнения соответствующей интенсивности также не противопоказаны детям младшего возраста (7—11 лет), для этого могут быть использованы бег, спортивные игры, метания, гимнастика. Условия же для эффективного применения силовых упражнений складываются в возрасте 15—16 лет, когда происходит заметное увеличение мышечной массы, возрастают функциональные возможности мышечной системы, совершенствуются нервные механизмы управления силовыми движениями.

Особенно бурные изменения происходят в возрасте 12—15 лет, когда организм сравнительно быстро растет, интенсивно идет процесс полового созревания. Все это отражается на состоянии центральной нервной системы, поведении, функционировании органов. Достаточно сказать, что в этот период за год рост может увеличиться на 7—10 см. Особенно быстро растут руки и ноги. Из-за быстрого роста появляется неловкость движений: подростку как бы становится трудно управлять своим телом. Это и понятно. За бурным ростом организма не поспевает рост мышц, сердца и кровеносных сосудов, отстает питание многих органов. Еще не сформированы те нервные механизмы, которые управляют функциями всех органов. Поэтому, несмотря на значительный прирост силы в этом возрасте, работоспособность подростка составляет всего лишь 50—70% от работоспособности взрослого человека. Значит, подростка сильно физически нагружать вредно. Отсюда следующее правило: физическая нагрузка и занятия физическими упражнениями должны строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями организма.

В подростковый период происходит формирование особенностей поведения. Многие родители начинают замечать у своих питомцев дерзость, пренебрежение авторитетами, непокорность, непомерное стремление к самостоятельности. Подростки становятся крайне нетерпимы к любым негативным явлениям окружающей действительности. Здесь уж достается всем: и учителям, и родителям, и сверстникам! Оценки резкие, быстро меняющиеся. По одному очень меткому выражению: «Личность подростка как бы «бродит», мечется, мучается, пока не найдет себя или не потеряет». Превращение ребенка в подростка — сложный этап развития, нередко сопровождающийся ломкой характера. В 12—16 лет подростка впервые всерьез начинают волновать вопросы любви и верности, жизни, смерти, вечности...

Взрослые, нередко упрекая подростка в невнимательности, грубости, требуют от него прежнего образа поведения, но это уже невозможно. Молодой человек начинает чувствовать себя взрослым и выражает своим поведением протест против отношения к нему как к ребенку. На этой почве и возникают конфликты в семье. Что же остается делать родителям? Прежде всего уважать юношу, девушку, учитывать их возрастные особенности, понимать их потребности, мотивы поступков.

Неумение, а порой и нежелание родителей увидеть и оценить происходящие в их ребенке изменения порождают различные формы негативизма в его поведении. Не случайно многие школьники в возрасте 12—14 лет воспринимают общение со взрослыми и прежде всего с родителями как сферу неизбежного конфликта.

Козлов В. - Здоровье закладывается в детстве

Пасхальные блюда

Новое на сайте