Орден Слона и другие "животные" регалии

Орден СлонаВ 1190 году во время ожесточенного сражения между крестоносцами Фридриха Барбароссы и сарацинами на позиции рыцарей двинулись боевые слоны султана Саладина. Западных воителей охватило смятение.

Казалось невозможным противостоять могучему напору исполинов. И только датчанин Оле Белокурый не поддался всеобщей панике. Он выступил вперед и произнес боевой клич датчан: «Франгот!» Лучники Оле Белокурого осыпали слонов стрелами с добела раскаленными наконечниками и вынудили их повернуть назад...


Такова легенда, объясняющая причину появления в северной Дании необычного ордена Слона.

Необычен он еще и потому, что, в отличие от всех других подобных знаков, не плоский, а трехмерный. Орден представляет собой как бы миниатюрную скульптуру. Покрытую белой эмалью и украшенную бриллиантами фигурку слона с башенкой и черным погонщиком носят на золотой цепочке, звенья которой также имеют форму слоников.

Орден СлонаИсторические документы впервые отмечают существование ордена Слона в 1458 году, при короле Христиане I.

Любопытно, что первым в России кавалером этого редкого ордена стал благодаря своей бесцеремонной настойчивости любимец Петра I А. Д. Меншиков; сам же царь удостоился такой награды лишь спустя три года.

Русскому вельможе В. В. Долгорукому довелось получать орден Слона трижды. Впервые он стал его обладателем в 1713 году. В 1719-м Долгорукий оказался замешан в «деле царевича Алексея», и орден вернули в Копенгаген. В 1726 году опала кончилась, орден Слона вторично проделал путь из датской столицы в Петербург, но снова ненадолго. В 1732 году фельдмаршал опять проштрафился, был разжалован и отправлен в ссылку, и лишь спустя десять лет вновь, уже в третий раз, получил злополучный орден.

Изображения животных на орденах различных государств— не такая уж редкость. Больше всего повезло в этом отношении, естественно, царю зверей — льву и царю птиц — орлу. Орлы белые, черные, красные, золотые, одноглавые и двуглавые, львы лежащие, стоящие на задних лапах, двухвостые, полосатые в XIX веке были популярнейшими украшениями государственных орденских знаков. Менее распространены были медведь, сова, лебедь, ласточка, пчела. В 1890 году Япония утвердила военный орден Золотого сокола. Новым высшим орденом Демократической Республики Конго (ныне Республика Заир) стал в шестую годовщину ее независимости орден Леопарда.

Наивно было бы полагать, что до появления орденов и медалей в их нынешнем, привычном для нас виде не существовало никаких иных знаков отличия.

Индейцы североамериканских прерий носили налобные повязки с орлиными перьями, каждое из которых отмечало какой-либо мужественный поступок владельца. Кроме того, имели свой строго определенный смысл разная окраска перьев и то, каким образом они были подрезаны.

Орден СлонаКрасные перья длиннохвостых попугаев были знаком верховной власти вождей острова Таити. Члены семьи вождя на острове Порапора имели право лишь на орден второй, так сказать, степени — пояс из желтых перьев. На острове Новая Гвинея только вождь мог носить головной убор, украшенный перьями попугая. Длинные изумрудные перья священной птицы кетсаль шли на головные уборы царей и верховных жрецов майя.

У меланезийцев лишь вождь мог носить на груди зуб кашалота.

«Сословным орденом» можно бы назвать и татуировку на руке, которая отличала в древнем Карфагене переводчиков. Эти необходимейшие (в Карфагене жили люди более чем шестидесяти национальностей) специалисты пользовались большим почетом и освобождались от всех тяжелых работ. Татуировка изображала попугая. У владеющего одним языком попугай был со сложенными крыльями, у переводчика-полиглота — с развернутыми. Таким образом, и здесь «орден» подразделялся на две степени.

За две тысячи лет до нашей эры в Китае обыкновенный зонтик служил не столько для защиты от дождя или солнца, сколько показателем высокого положения и знатности владельца. А в XVIII веке нашей эры Лоренц Ланг, совершивший в 1715—1716 годах путешествие в Пекин, записал в своем дневнике: «Все мандарины, от самых высших до самых низших, были, по китайскому обычаю, прекрасно одеты в лучшую Камчатку с узорами и всякими изображениями из золота в виде драконов, львов, змей, гор, долин, деревьев и т. д. На их верхней одежде на груди и спине виднелся небольшой нагрудный знак с вышитыми различными зверями и птицами. По ним можно было узнать служебное положение каждого. На одежде офицеров имелись львы, тигры, леопарды и т. д. Ученые, имевшие титул доктора письма, носили павлинов и т. д.».

Необычайным разнообразием отличалось употребление в Древнем Египте скарабеев — вырезанных из камня, кости или дерева жуков. Они служили амулетами, знаками собственности, печатями. Так, имелись свои скарабеи для опечатывания храмов, амбаров и складов. Большим скарабеем с изображением лежащего шакала и пленников опечатывались царские гробницы Некрополя в Фивах.

Нас, в связи с разговором об орденах, интересуют прежде всего скарабеи мемориальные, которые вполне могут быть сравнимы с памятными медалями нашего времени.

Они получили распространение в период Нового царства. Самые ранние мемориальные скарабеи были изготовлены в ознаменование завершения постройки двух обелисков в честь бога Амона в Карнаке. Очень много мемориальных скарабеев было выпущено при Аменхотепе III. Собираясь жениться на женщине незнатного рода и стремясь возвеличить ее, этот фараон приказал изготовить массу скарабеев с сообщениями о предстоящей свадьбе. Тот же Аменхотеп выпустил крупных (до 8 сантиметров) скарабеев и по случаю сооружения большого озера для любимой жены, а также в ознаменование своих охотничьих трофеев—170-го дикого быка и 102-го льва. Всего в собраниях, хранящихся в разных странах Европы и Америки, зарегистрировано свыше ста мемориальных скарабеев.

Орден СлонаИтак, птичьи перья, вытатуированный попугай Карфагена, знаки различия китайских мандаринов, наконец, мемориальные скарабеи Египта... Разумеется, этот перечень не может претендовать на полноту: предшественников у современных орденов и медалей существовало гораздо больше. В подтверждение — еще несколько примеров.

Знаком власти у вождей некоторых племен индейцев служили длинные когти с передних лап броненосцев.

В горном Непале еще и по сию пору считается, что обладатель тигриной ключицы — великий человек, имеющий право повелевать.

Коготь и клык леопарда — «ордена», отличающие в ряде стран Африки людей, облеченных властью над себе подобными и имеющих подчиненных.

Охотники-алеуты в прошлом украшали свои головные уборы усами сивуча, морского льва. Достаточно было пересчитать их, чтобы определить, сколько ластоногих добыл за свою жизнь тот или иной охотник, а в соответствии с этим — и степень его знатности.

У африканского племени масаев право ношения убора из страусиных перьев имеют только наиболее умелые охотники. Однако высшей доблестью у масаев считается победа в единоборстве с царем зверей. Героя отличает головной убор с львиным хвостом. А вот в племени элмоло человек, в одиночку одолевший бегемота, в знак особого отличия носит в ухе его зуб.

Вернемся, однако, к ордену — «знаку отличия, выдаваемому за какие-нибудь заслуги», — в привычном для нас с вами виде.

Если датский орден Слона известен необычайностью своей формы, то орден Золотого руна оказался в центре политических страстей, бушевавших сразу во многих европейских государствах — Нидерландах, Испании, Австрийской империи и Франции...

На ордене изображена баранья шкура с рогатой головой и ногами. Его учредил герцог Бургундии и Нидерландов Филипп III Добрый по случаю своего бракосочетания с Изабеллой Португальской в 1429 году в городе Брюгге. Почему знак назван именно орденом Золотого руна? По этому поводу существует несколько версий.

Одному из членов герцогского дома крепко не повезло: он попал в плен и был занесен судьбой в Колхиду. А ведь как раз в Колхиду, согласно греческому мифу, приплыли аргонавты во главе с Язоном, чтобы завладеть золотым руном! Отпрыску знатного рода удалось счастливо избавиться от плена, и в честь этого памятного события, гласит предание, Филипп III учредил свой новый орден.

Другая легенда связывает историю возникновения ордена со следующим забавным случаем. Однажды золотоволосая придворная дамп из свиты герцога на полном скаку вылетела из седла. Филиппу III, любителю и знатоку античных мифов, происшествие напомнило падение Геллы со спины златорунного барана, посланного Зевсом, чтобы перенести через море детей беотийского царя Аатманта. Златокудрая блондинка отделалась легким испугом, зато на овет появился новый орден.

Орден СлонаБлиже всего к истине, видимо, не эти предания, а одно совершенно прозаическое обстоятельство: Нидерланды обогащала, как ничто другое, торговля знаменитыми фландрскими сукнами, изготовляемыми, как известно, из овечьей шерсти, — чем не золотое руно!

В 1477 году орден Золотого руна, вместе с Нидерландами, стал принадлежностью австрийских Габсбургов. Позднее Габсбурги утвердились также на троне Испании, но в 1521 году обширная и непрочная империя развалилась, причем Нидерланды стали владением испанской ветви Габсбургов.

Последний испанский Габсбург, Карл И, умер в 1700 году, и сразу же вспыхнула война за так называемое испанское наследство. Яблоком раздора в этом наследстве служили богатые Нидерланды, символом которых по-прежнему был старый бургундский орден Золотого руна.

В 1703 году австрийскому претенденту на испанский престол Карлу VI Иосифу-Францу удалось захватить Мадрид. Правда, его оттуда довольно быстро выпроводили испанцы, но, убираясь восвояси, претендент ухитрился вывезти в Вену архив ордена. Так Иосиф-Франц оказался его безраздельным хозяином. Позднее австрийцы отвоевали у бурбонской Испании Нидерланды, чем еще более укрепили «право» Габсбургов на владение орденом Золотого руна.

Тем не менее Испания продолжала считать орден своим и после окончания войны, в которой потерпела поражение. В течение нескольких десятилетий Золотое руно было предметом упорной тяжбы двух заинтересованных сторон. Тяжбу увенчал наконец компромисс, установивший порядок двойного владения. Так возникли испанский и австрийский варианты знаков ордена Золотого руна.

Старая бургундская награда еще длительное время обладала большим международным весом. Не случайно Наполеон I, находясь в зените славы и могущества, намеревался учредить наивысший военный орден Трех золотых рун: он должен был символизировать владычество французов над Испанией и Нидерландами и союз с австрийскими Габсбургами.

И в заключение расскажем об одной не совсем обычной медали-сувенире, которую вот уже не один десяток лет подряд специально к новогоднему празднику чеканит монетный двор в австрийской столице Вене. На медали изображен пухлый малыш верхом на... свинье. При чем тут свинья? Разгадка проста: у австрийцев (и в Германии тоже) издревле свинья считалась символом удачи.

Краснопевцев В.П. - Чайки на пьедестале

Постные блюда

Новое