Современные взгляды на наследственность

Современные взгляды на наследственностьЧеловек еще в давние доисторические времена подметил, что дети больше всего похожи на своих родителей. У многих народов есть пословицы, похожие на нашу: «Яблочко от яблони недалеко падает».

Благодаря знакомству с этим явлением, может быть туманному, не вполне осознанному, доисторический человек мог приручить собаку и других животных, сохраняя потомство только от тех особей, которые казались ему наиболее полезными, а доисторический земледелец рысевал семена наиболее подходящих для него растений. Современная биологическая наука положила истину, выраженную в этой пословице, в основу стройного и сложного
учения о наследственности, получившего на звание генетики.

От народной пословицы до научной теории — далекий путь. На этом пути всегда происходит искажение первой правильно подмеченной истины многочисленными предрассудками и ошибками, засоряющими представления людей, далеко стоящих от современных достижений науки. Обязанность ученых — очищать мировоззрение современников от таких заблуждений.

Прежде всего, разве не наблюдаем мы очень часто, что яблочко падает очень далеко от того дерева, на котором родилось? Бели посеять семечко от усыпанной плодами яблони на плохую почву и не ухаживать за молодым деревцом, то последнее и новее может остаться бесплодным. И наоборот, если высеять на плодородную почву мелкие семена от жалких колосьев на выгоревшем после неурожая ржаном поле, можно при тщательном уходе получить блестящий урожай великолепных колосьев. Телушку от (высокомолочной матери можно совсем испортить плохим уходом, а хорошим уходом и кормлением можно значительно повысить молочность и мясность даже «беспородной» коровы. Мы говорим; что от родителей к дётям передаются только некоторые наследственные задатки, «гены», которые так или иначе развиваются, в зависимости от внешних условий: таким образом, наследственные задатки молочности у коровы, матери и дочери, могут быть тождественными, но они могут развиваться у дочери совершенно по-иному в зависимости от иных — лучших или худших — условий ухода и кормления.

В особенности ярко выступает во многих случаях различие между наследственными задатками и их проявлением у человека. Здесь проявление задатков зависит, главным образом, от сложных социальных условий. Допустим, что уровень музыкальных способностей определяется наследственными задатками. Но как они могли в былые времена проявиться при развитии крестьянского ребенка, который всю свою жизнь никогда не покидал своей глухой деревни и никогда не видал ни одного музыкального инструмента? Может быть, если у него к тому же был хороший голос, он слыл хорошим певцом или, будучи пастухом, хорошо играл на самодельной дудочке. Теперь, когда уже учителя в начальных школах вылавливают таланты, дети таких музыкально наследственно одаренных, но никогда не имевших случая проявить свою музыкальную одаренность родителей попадают в музыкальные школы, становятся выдающимися пианистами, скрипачами, композиторами. Кажется, что яблочко падает очень далеко от яблони, но на самом деле оно попадает на хорошую почву, в то время как родительская яблоня выросла на плохой.

Современные взгляды на наследственностьЯсная зависимость проявления наследственных задатков от внешних условий, а у человека — прежде всего от социальной среды, заставляет многих вовсе отрицать значение наследственности. Но это — другая крайность и тоже вредный предрассудок. Только религиозные церковники верят, что все люди рождаются одинаковыми и все люди получают одинаковую бессмертную душу. Мы знаем, что это не так. Одни от рождения по наследству имеют высокий рост и богатырское сложение, другие родятся и всю жизнь остаются хилыми — вне зависимости от внешних условий, а часто вопреки им, так как случается, что богатыри воспитываются в самых неблагоприятных условиях, а хилые не приобретают здоровья даже при самом тщательном уходе.

То же самое надо сказать о способностях. Есть немало культурных людей, получивших самое тщательное воспитание, которые совсем не обладают музыкальностью и даже не получают никакого удовольствия от музыки, доставляющей величайшее наслаждение другим при первом же контакте с музыкальным исполнением. Надо иметь нормальное зрение и нормально твердую руку, чтобы после соответствующих упражнений стать отличным стрелком, но не все люди обладают нормальным зрением и нормальной твердостью руки. Не все упражняющиеся в состоянии добраться до высших степеней, потому что для этого требуются не только упражнения, но и высшие наследственные качества. Если бы чемпионом по бегу, по прыжкам, по физической силе, но шахматам и по другим видам спорта можно было стать всякому после достаточно долгих упражнений, то чемпионов было бы гораздо больше, а мы всюду видим, что победителем является один из сотен тысяч и миллионов. Нет, конечно, чемпионы не только воспитываются путем упражнения, но и родятся с соответствующими наследственными задатками. А в области растениеводства и животноводства никто не решится отрицать различия наследственных задатков, так как такое отрицание разрушило бы все основы сельскохозяйственной селекции.

Третий широко распространенный и тем более вредный предрассудок касается причин возникновения новых наследственных задатков. Еще недавно и среди ученых биологов было распространено мнение, что наследственные задатки потомства можно устранить путем соответствующего ухода за родителями. Однако в настоящее время ни один научно образованный агроном не решится утверждать, что хорошее удобрение поля не только улучшает урожай определенного сорта пшеницы, вырастающей на нем, но изменяет в том же направлении и самый сорт пшеницы, закрепляя вызванное удобрением улучшение за потомством. Мы тренируем скаковых лошадей для конских состязаний с целью оценки и отбора наследственно лучших производителей, а вовсе не надеясь на то, что результаты тренировки передадутся потомству. И от того, что родители обучались иностранным языкам или музыке, их детям нисколько не легче усвоить эти языки или обучиться музыке. Особенности, которые приобретаются родителями в течение их жизни, не могут передаваться по наследству их потомкам. Говорят, будто сифилис, приобретенный родителями, передается потомкам. Но это недоразумение: сифилис есть инфекционная болезнь, вызываемая тканевыми паразитами — спирохетами; от зараженной матери спирохета может проникнуть в ткани развивающегося в ее утробе младенца, но это заражение ребенка, а не наследственность.

Если бы плохие условия развития организма влияли в том же направлении на потомство, то класс, веками находившийся в тяжелых условиях существования, был бы надолго обречен на жалкое существование и при перемене этих условий. Однако история часто показывает нам обратное явление. В эпоху Возрождения в Западной Европе выдвижение средних классов сопровождалось изумительным расцветом культуры, которую строили тогдашние Горькие, впервые получившие возможность строить. И в наше время выдвижение рабочего класса сопровождается выявлением огромного количества новых талантов из таких семей, которые ранее не могли выявить свои способности в полной мере.

Каким же путем наследственные особенности передаются от родителей к детям? Каждый человек, каждое животное, каждое растение начинают свою жизнь в форме одной клетки — «зиготы». Эта зигота образуется из слияния двух половых клеток — материнского яйца и отцовского сперматозоида. В оплодотворенном яйце, из которого развивается человек, нет ни головы, ни конечностей, ни вообще каких бы то ни было органов или тканей. Но и яйцо и сперматозоид вносят в зиготу человека по 24 маленьких, микроскопических тельца, называемых хромосомами. Эти 24 пары хромосом, размножаясь при каждом делении яйца, сохраняются во всех клетках человеческого организма, а (при образовании у него половых клеток элементы каждой пары хромосом расходятся по разным клеткам, так что в гаметах — яйцах и спермиях — опять оказывается только по 24 хромосомы, часть которых имеет отцовское, а часть материнское происхождение. Этим объясняется, почему каждый человек представляет некоторую смесь особенностей отца и особенностей матери.

На основании точных экспериментов, проведенных на различных животных и растениях, биологи пришли к заключению, что в этих микроскопических хромосомах, и только в них, заключаются наследственные задатки всех особенностей организмов. Каждую хромосому мы рисуем себе как нить, состоящую из ряда разнородных сегментов — генов. По всей вероятности, каждый сегмент имеет структуру, близкую к молекулярной, только это молекулы высокой сложности, состоящие из тысяч атомов.

До сих пор остается великой научной загадкой, каким образом из оплодотворенного яйца с его 24 парами хромосом — молекулярных агрегатов — развивается сложный человеческий организм со всеми его тонкими наследственными особенностями. Но тем яснее выступают закономерности наследования задатков при различных комбинациях родительских генов. Уже на основании того, что сказано о спаривании хромосом при оплодотворении и об их расхождении при созревании гамет, можно понять, что биологи в некоторых случаях могут с математической точностью подсчитать, как должны комбинироваться наследственные задатки при браке между родителями, отличающимися между собою одним каким-либо геном, и как эти гены расходятся, расщепляются в дальнейших поколениях.

Современные взгляды на наследственностьЕсли из двух родителей один — «чистокровный» брюнет (или брюнетка), а другой — блондин (или блондинка), то «все дети окажутся брюнетами. Хотя от второго родителя они получают задаток белокурых волос, но этот задаток подавляется при развитии более активным задатком черных волос, полученным от первого родителя. Однако дети, родившиеся от такого брака, не чистокровные брюнеты, так как по наследственным задаткам они только наполовину брюнеты, а наполовину белокурые. Половина их половых клеток будет нести задатки белокурых волос, а другая — задатки черных волос. Если они вступят в брак с белокурыми, у которых задатков черных волос никогда нс имеется, то половина детей от такого брака будут брюнеты, а другая половина — блондины. Если в брак вступают два «не чистокровных» брюнета, то 25% детей будут чистокровными брюнетами, получившими от каждого из родителей по гену черной окраски волос, 50% — не чистокровными брюнетами, как и их родители, т. е. с одним геном черной окраски волос и одним геном белокурости, и наконец 25% будут белокурые, так как получат по одному гену белокурости от каждого из родителей. А от брака двух белокурых родителей родятся исключительно белокурые дети, уже вне всякой зависимости от того, какой окраски были волосы у дедушек и прадедов. Это и есть простейший случай знаменитого закона наследственности Грегора Менделя.

У известного английского романиста Герберта Уэльса есть роман, переведенный и на русский язык, — «Отец Христины Альберты». На первой же странице описывается, как у одной белокурой женщины родилась дочка — ребенок с темными волосенками и темными глазками. Муж этой женщины — блондин. Неискушенный читатель не обратит никакого внимания на эту мелочь, но биолог сразу поймет замысел автора, который открывается лишь в середине книги: муж матери — вовсе не отец ребенка, так как отцом может быть в данном случае только брюнет. Если бы мать Христины Альберты подал в суд иск об алиментах к своему мужу, то суд, основываясь на данных биологии имел бы право в иске отказать.

Мы знаем еще целый ряд наследственных задатков у человека, которые передаются из поколения в поколение, иногда перескакивая через одно или несколько поколений (как задатки белокурых волос, скрытые у брюнетов), с величайшей закономерностью. Сюда относятся: форма волос — курчавые, волнистые, гладкие; некоторые особенности крови, которые порою настолько точно характеризуют человека, что в армиях некоторых стран заносятся в паспорта всех военнослужащих (на случай экстренного переливания крови при ранении на войне); различные уродства (шестипалость, короткопалость, заячья губа); недостатки зрения (дальтонизм), некоторые нервные заболевания, некоторые особенности вкуса и т. д. С каждым годом увеличивается число признаков человека, наследственность задатков которых нам становится известной. Если бы yжe теперь нам была известна наследственность 20 каких-нибудь широко распространенных признаков человека, то мы могли бы, зная признаки ребенка и одного из родителей, почти безошибочно определять другого.

Однако до сих пор наши сведения о наследственности у человека еще очень ограничены, и о наследственной передаче таких особенностей, которые представляли бы для нас действительно практический интерес, мы почти ничего не знаем. Мы не знаем, по каким закономерностям передаются по наследству те или иные способности, предрасположение к тем или иным существенно важным заболеваниям вроде туберкулеза или шизофрении, некоторая связь которых с наследственностью не подлежит сомнению. Есть только один организм, наследственность которого мы изучили с величайшей полнотой, — это маленькая плодовая мушка дрозофила. У этой мушки за последнюю четверть века изучены тысячи отдельных наследственных задатков — генов, и на этом изучении построено, главным образом, все современное учение о наследственности и изменчивости. У этой мушки мы научились изменять гены искусственно — всего проще путем облучения икс-лучами, правда, не имея возможности заранее предвидеть, какие «мутации» возникнут в результате облучения. Но, зная гены спариваемых нами отличающихся друг от друга мушек, мы с точностью можем предсказать, какие типы появятся в потомстве и в каких числовых отношениях.

Если когда-нибудь о наследственности человека мы будем знать столько же, сколько знаем теперь о наследственности мушки дрозофилы, то это может иметь огромное практическое значение. Каждая женщина, выбирая супруга, сумеет заранее определить, какие физические особенности и какие способности могут быть у ее детей от этого брака и как заранее при помощи соответствующего ухода, профилактики предупредить развитие тех заболеваний или недостатков, которых можно ожидать у части детей на основании наследственных данных.

Но, пока наши знания о наследственности человека очень ограничены, мы должны быть очень осторожны и не делать не оправдываемых наукой выводов. Однако, если мы освободимся от тех предрассудков, о которых я говорил выше, то это уже будет большим достижением, глубоко проникающим в наш повседневный быт. А что касается применения данных учения о наследственности к разведению домашних животных и культурных растений, то здесь успехи биологии размножения уже и теперь имеют важное практическое значение.

И. К. Кольцов

Постные блюда

Новое