Значение памяти в жизни человека

Значение памяти в жизни человекаСреди других психических процессов большую «педагогическую значимость» имеет память.

Прислушаемся к разговору, который иногда ведут между собой учителя, и мы сплошь и рядом услышим: «У Зины Воеводиной плохая память, она сама рассказывает, что даже пяти повторений ей мало, чтобы запомнить параграф по физике», или «Великолепная память у Миши, ему и уроки учить не надо, все у него как-то само собой укладывается», или «Странно, у нас вчера было повторение, вызываю Устинова, не помнит, не может толком слова сказать, а ведь этот же материал он отвечал две недели назад и получил пятерку». Между тем во всем этом — в индивидуальных и возрастных особенностях памяти, в быстроте забывания и трудностях припоминания — нет ничего удивительного и странного.

Память подчинена объективным закономерностям, и знать эти закономерности нужно как учителю, так и ученикам Первым— для того, чтобы правильно организовать процесс понимания учебного материала, научить повторять и воспроизводить. Вторым — чтобы сознательно подойти к важной задаче самовоспитания личности, где немалую роль играет умение правильно и эффективно распорядиться возможностями своей памяти. Школьники часто обращаются к учителям с жалобами на плохую память и ждут от них помощи, совета, а иногда остро нуждаются в том, чтобы их ободрили, успокоили, заставили поверить в надежность их памяти. Само собой разумеется, что учителя должны хорошо ориентироваться в психологических проблемах памяти и быть компетентными и тактичными в тех советах, разъяснениях и рекомендациях, которые они дают школьникам.

Современному человеку надо много знать и много помнить, и с каждым годом все больше и больше. На помощь памяти приходят книги и всевозможные записи, видео- и кинофильмы, диски компьютеров и миллионы каталожных карточек в библиотеках. Но все эти достижения человеческого гения — от узелков на веревочках, которые употребляли когда-то для того, чтобы не забыть поручения, до машин, переводящих с иностранных языков, — не обесценивают, а оттеняют волшебную силу, которую мы именуем памятью. Все это вспомогательные средства, которые созданы при помощи человеческой мысли и имеют смысл и значение только потому, что они призваны обслуживать их нужды.

Как и все психические процессы, память является отражением объективной реальности. Но если в ощущениях и восприятиях отражается настоящее, то память отражает прошлый опыт человека.

Представим на минуту человека, который вовсе утратил память. Чего бы он тем самым лишился? Решительно всего!

Значение памяти в жизни человекаПредположим, что потеря памяти произошла с ним на улице, когда он шел на работу. Начать с того, что он не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда.все-таки привели, то он не знал бы, что там делать. Он бы забыл, кто он такой, как его зовут, где он живет. Он забыл бы родной язык и не мог бы сказать ни слова. Более того, он не мог бы сделать ни одного движения, не мог бы шагу ступить, не сумел бы протянуть руку за стаканом воды, так как исчезла бы память на движения, пропали навыки и умения, которые вырабатывались с детства. Прошлое для него больше не существовало бы. Но и настоящее у лишенного памяти столь же бесперспективно, он ничего не может запомнить, ничему не способен научиться.

Исключительно велико значение памяти в жизни человека. Память связывает «прошлое» человека с его «настоящим», обеспечивая тем самым единство личности. В организме человека происходит постоянный обмен веществ. Из питательных веществ, которые наше тело получает извне, строятся новые клетки, отмирают старые, происходит замещение отживающего в организме нарождающимся, но неизменно память сохраняет нам то, что было нашим вчерашним днем.

Память выступает составной частью всех психических процессов человека и требует использования и переработки прошлого опыта, закрепленного в представлениях. Но иногда память как бы выдвигается на первый план, и тогда яркие представления воссоздают перед нами картину давнего и недавнего прошлого. Так, в чудесном стихотворении А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» мы находим взволнованное описание нахлынувших на поэта воспоминаний.

В той цепи воспоминаний, которые развертывает перед нами память, легко увидеть живую связь с чувствами, желаниями и потребностями человека. Они являются конечной причиной, вызывающей и активизирующей процессы памяти.

Как же осуществляется запечатление прошлого опыта, в чем обнаруживаются его характерные черты? Как протекают основные процессы памяти: запоминание, сохранение и противоположный ему процесс забывания, узнавание и воспроизведение? Каковы закономерности памяти? Где причина некоторых удивительных ее загадок? И, наконец, можно ли память усовершенствовать, сделать ее более гибкой, послушной; запоминание более быстрым, сохранение более прочным, узнавание и воспроизведение отличающимся большей точностью и готовностью? Как поставить знание закономерностей памяти на службу обучению?

Петровский А.В. — Дверь, открытая в прошлое

 
Памятники курьезные и печальные Хлебосольство «зеленого дома»
© 2007-2018 ХЛЕБОПЕЧКА.РУ. Полная или частичная перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации. По всем вопросам обращайтесь на инфo лaтиницeй с доменом сайта.

Рецепты

Булка "Воскресная"Зелень жаренаяХлеб в кециБлины без глютена (для вегетарианцев)Диетическая "панна котта" с бескрахмальным соусом-киселем из чая каркаде с глюкоманнаномМаринованные маслины и оливки (для вегетарианцев и веганов)Суп-крем тыквенный с жареными грибамиРулет из сала с зеленью"Желфир" зефир из желе на агареОреховая крошка (для вегетарианцев и веганов)

Новое на сайте

Новые вопросы

Новые сообщения