Был бы повод

Был бы поводТрадиция отмечать выпивкой с друзьями встречи, проводы, устраивать банкеты для сослуживцев по поводу юбилея, присуждения почетного звания, повышения в должности и даже заканчивать возлиянием деловую встречу получила, к сожалению, широкое распространение.

Есть немало людей, которые не могут отказать себе в удовольствии выпить, если перед ними стоит угощение в виде спиртного. И это вызывает большую тревогу. Ведь такие «ритуальные» выпивки постепенно могут стать причиной развития у некоторых из их участников алкоголизма — болезни, которая уже требует лечения и от которой подчас бывает очень трудно избавиться.

Например, известен случай заболевания алкоголизмом уважаемого ученого, которого часто приглашали на банкеты по поводу защиты диссертаций, присвоения ученого звания. Был среди пациентов и «профессиональный толкач», которому приходилось «выбивать» дефицитное оборудование, сырье. Его деятельность не обходилась без алкоголя, который он пускал в ход для успеха своей миссии. Составляя всякий раз компанию тем, кого он угощал, этот человек исподволь, незаметно превратился в больного с абстинентными явлениями, то есть непреодолимым влечением к спиртному.

Малые, частые выпивки оказывают огромный вред на здоровье и работоспособность человека. Это подчеркивали многие видные ученые, в том числе С. С. Корсаков, А. А. Певницкий, В. М. Бехтерев. Немецкий естествоиспытатель Гельмгольц указывал, что незначительное количество спиртных напитков снижает творческий потенциал, а великий поэт Гете писал в своем дневнике, что его работоспособность и творческая фантазия особенно сильны были в те дни, когда он не пил вина. Он говорил, что человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым.

Конечно, в определенной степени распространению алкоголизма способствует и то, что алкоголь привлекает иных своим «упоительным» действием. Человек становится веселым, болтливым и непоседливым. То, что его только что заботило, отходит на задний план, кажется теперь мелким и недостойным внимания. И это, безусловно, приятно тому, кто выпил. Но в глазах окружающих он многое теряет: застенчивый превращается в бесцеремонного, скромный в самодовольного хвастуна, умный и деликатный в дурашливого и наглого. Болтливость, разболтанность, безудержное бахвальство, цинизм, беспочвенная самоуверенность—вот далеко не полный перечень «упоительного» действия алкоголя. А если к этому добавить, что опьяневший утрачивает способность к целенаправленной и продуманной беседе, что речь его становится бедной, шутки плоскими, движения карикатурными, грубыми и однообразными, то картина будет достаточно полной.

Был бы поводЛегкое опьянение, которое наступает уже от небольшого количества алкоголя, является не чем иным, как эффектом отравления головного мозга. Ведь алкоголь — сильный нервный яд. Экспериментально установлено его отрицательное влияние на интеллектуальные, волевые, эмоциональные функции. Доказано, что даже небольшие дозы алкоголя вызывают нарушения счета, ухудшение памяти, расстройство восприятия, неспособность к построению суждений, умозаключений, приводят к снижению критики, возможности управлять своими действиями. Выдающийся советский физик-теоретик Лев Ландау говорил так: «...выпитый новогодний бокал шампанского на целый месяц лишает меня творческой активности».

В подавляющем большинстве случаев люди обычно вспоминают свое пьяное поведение с омерзением и раскаянием. Но... вот тут-то и обнаруживается коварство алкоголя: по мере многократного повторения выпивок, а иначе говоря, по мере втягивания в пьянство прежние чувства раскаяния и омерзения уже не ощущаются. Происходит то, что психиатры называют снижением уровня личности, проявляющимся, в частности, утратой самокритики. Это уже симптом превращения пьянства - превратного явления быта, распущенности — в алкоголизм — тяжелую хроническую болезнь. Если человек, подобно автору письма, ряд лет на банкетах, во время встреч с друзьями систематически употребляет спиртное, он приобретает способность выпивать уже значительные дозы алкоголя. Или, как говорят специалисты, у него развивается высокая толерантность к алкоголю. Если ранее, к примеру, для него максимальной дозой было 100—150 граммов водки или коньяка, то со временем он может выпивать 300—500 и более граммов. Многие похваляются своей способностью переносить большие дозы спиртного, не понимая, что это уже грозный симптом алкоголизма. Параллельно с этим стремление к выпивке приобретает навязчивый характер. Именно для утоления почти неодолимого влечения такой человек ищет поводы для приема спиртного и не только ищет, но и создает их: он стремится к участию в банкетах, что подчас для него вовсе не обязательно, организует частые встречи за столом с друзьями.

Так постепенно алкоголь приобретает огромную власть над человеком, беспрекословно распоряжаясь им. При этом поражается не только центральная нервная система, но и многие другие органы. Может развиться гастрит, панкреатит, дуоденит и, наконец, цирроз печени. Если не прекратить приемов спиртного, алкоголизм прогрессирует и приводит к глубоким расстройствам центральной нервной системы, вплоть до белой горячки и полной деградации личности.

Постепенно снижается, конечно, и профессиональный уровень, прекращается творческий рост. Алкоголь разрушает семью, калечит жизнь детей, служит причиной едва ли не большинства преступлений. А начинается трагедия с малого — с нескольких рюмок. Об этом надо постоянно помнить, особенно тем, кто уже не мыслит себе общения с друзьями без возлияний.

Есть немало людей, которые утверждают, что пьют они из-за того лишь, что им приходится часто бывать на конференциях, симпозиумах, деловых встречах, которые принято заканчивать банкетами, и им неудобно не выпить. Но это — заблуждение или отговорка. Служебное положение человека, который воздерживается от спиртного на банкете или приеме, ни в какой мере из-за этого не пошатнется.

Был бы поводВ самом деле, так ли необходимы «ритуальные» выпивки? Вспомните хотя бы эпизод из кинофильма «Прошу слова», в котором председатель горисполкома принимает французскую делегацию. Кто-то предлагает включить в программу встречи коньяк. Но предложение председателем горисполкома категорически отклоняется. Отказ от спиртного не умаляет достоинств героини фильма, ее высокого служебного положения.

Наоборот, тот, кто часто подвергается соблазну выпить, должен особенно активно вырабатывать у себя отрицательное отношение к выпивке, проводить так называемый антиалкогольный аутотренинг, не стесняться отказываться от спиртного, независимо от того, водка это, коньяк, вино или шампанское. Это доступно каждому человеку. Что же касается частых дружеских застолий с употреблением спиртных напитков, то следует сказать, что они совсем не обязательны. Дружба цементируется отнюдь не алкоголем, а компания друзей, которых объединяет водка, — это всего лишь общество собутыльников.

Как быть, если "обстоятельства заставляют"? Да в первую очередь сократить такого рода удовольствия. К примеру, воскресный день проводить с друзьями не за столом, а на природе, побродить по лесным дорогам, подышать свежим воздухом. Надо стремиться к таким удовольствиям и развлечениям, которые духовно, нравственно и интеллектуально обогащают.

А уж если и довелось принять участие в застолье с друзьями или присутствовать на официальном банкете, так ведь можно пить символично, только пригубляя рюмку, скажем, весь вечер.

А. А. Портнов, В. П. Зухарь

Пасхальные блюда

Новое на сайте