Дивногорск Красноярского края

Дивногорск Красноярского краяТрудно сказать, в какое время года Дивногорск привлекательнее; летом ли, когда он ясными глазами своих новых многоэтажных домов любуется через вершины вековых сосен на богатырскую грудь силача Енисея; зимою ли, подернутый морозною дымкою, с улицами-траншеями, прорытыми в глубоком снегу, идущими одна над другой вдоль крутого енисейского берега.

Улицы соединены лестницами и дорожками, по которым, идя из школы, можно прокатиться. Правда, на санках здесь далеко не уедешь, а вернее, уедешь очень далеко по обрывистому склону берега. Лучше с санками не связываться.

Дивногорск Красноярского краяА какая у нас главная лестница! Она сейчас тоже проходит в снежной траншее и еще не вся закончена, но когда на нашу лестницу смотришь сверху, то невольно вспоминаешь одесскую. Только одесская лестница не идет ни в какое сравнение с нашей. Пусть дивногорская упирается не в Черное море, а в Енисей, но все равно наша лучше!

А посмотрели бы вы, что за Енисеем! Кручи Саянских отрогов обрываются прямо в реку. И весь снег, выпадающий за зиму, не сможет засыпать клыкастых гранитных скал, торчащих из заснеженного берега то древними колоннадами, то развалинами сторожевых башен. А на самых высоких и неприступных скалах развеваются красные флаги. Это местные скалолазы и знаменитые красноярские «столбисты» демонстрируют свое мастерство.

Деревьев на кручах почти нет. Только самые цепкие из них кое-где цепочкой, как альпинисты, карабкаются по дну крутых распадков противоположного берега. Да на самом хребте береговой гряды, подобно вздыбленной щетине какого-то допотопного животного, улегшегося вдоль берега, растет тайга, просвечиваясь на морозном небе.

Енисей подо льдом тих и до неузнаваемости скромен. За шесть зимних месяцев он проносит воды меньше, чем за один весенний месяц. Но грозен и неукротим становится сибирский богатырь, сбросив лед. Стремясь на встречу с красавицей Ангарой, неудержимо рушит он гранит хребтов, прокладывая себе дорогу к подруге.

Могуч Енисей, не знающий равных в Союзе. Зародившись во льдах Алтая и Саян на высоте 1600 метров над уровнем океана, бесцельно выносил он в холодные волны Карского моря до 17 000 кубических метров воды в секунду. Это в два раза больше, чем прославленная красавица Волга! Недаром Енисей по-тунгусски называется Иоанеси, что значит «Большая река».

Так века беспечно катил свои воды свыше 4100 километров не знающий преград Енисей — от границ солнечной Монголии до льдов Северного Ледовитого океана. Но целый каскад гидроэлектростанций общей мощностью 30 миллионов киловатт с выработкой 160 миллиардов киловатт-часов в год может питать богатырь Енисей, если его заставить вращать турбины.

Дивны берега могучего Енисея, проложившего себе русло через хребты и отроги Алтайско-Саянской горной гряды. Всему миру известно чудо природы — красноярские Столбы. Глядя на берега, не знаешь, чем любоваться, чему больше дивиться: мощи ли выпуклой груди богатыря Енисея, сломившей упорство гранита гор, украшенной белоснежными многопалубными теплоходами и перепоясанной длинными плотами леса; величию ли обнаженных, по пояс стоящих в воде скал, покорно склонивших над рекой гордые выи, или вздыбившимся к небу горам, покрытым тайгой под стать Енисею — такой же могучей и ядреной, ствол к стволу, крона к кроне.

И, глядя на все это, невольно воскликнешь:

— Ну и мощь же российская! Только в Сибири возможно увидеть такое...

Мы настолько привыкли к размашистым сибирским масштабам, что перестали замечать их грандиозность. «Величайший в мире», «Крупнейший»— стали для нас обычными выражениями, и часто мы даже не вдумываемся по-настоящему в смысл этих слов. Крупнейшая река — Енисей, величайшая гидростанция — Красноярская на Енисее, самые могучие гидротурбины — мощностью 508 000 киловатт — красноярские, самый сильный кабельный кран — грузоподъемностью 100 тонн, пролетом более километра — работает на Красноярской ГЭС, величайший судоподъемник построен на Енисее.

Дивногорск Красноярского краяВысота плотины Красноярской ГЭС достигает 120 метров — намного выше шпиля Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

20 миллиардов киловатт-часов выработает в год Красноярская ГЭС. Это почти столько же, сколько вырабатывали все электростанции Советского Союза в 1934 году. 500 кубометров воды в секунду будут потреблять турбины каждого агрегата гидростанции. Это равно расходу такой реки, как Дон. А сам Красноярский край, по которому протекает Енисей? На Севере он простирается до мыса Челюскина — самой северной точки Евразии, с его полярными обитателями: белыми медведями, песцами, северными оленями и моржами, а на юге он доходит до широт, населенных субтропическими обитателями: косулей, кабаргой, маралами. На территории этого края разместятся такие государства, как Германия, Франция, Италия и Испания!

Когда Чехов по дороге на Сахалин в июне 1890 года впервые увидел Енисей, он был поражен его величием и неуемной силой. Глядя на великую сибирскую реку, он писал:

«... В берегах Енисею тесно. Невысокие волны обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов, не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск. . . а на том — горы, напоминавшие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!..»

И эта смелая, умная жизнь пришла на енисейские берега. Десять лет назад у Шумихинского створа, в пятидесяти километрах от Красноярска, появились первые добровольцы-строители, и в Енисей был сброшен валун с дерзкой надписью: «Покорись, Енисей!..»

Строители разбили палатки у подножия Дивных гор и назвали свой поселок Дивногорском.

Дивногорцы уже давно переехали из палаток в благоустроенные четырех- и пятиэтажные дома. Поселок Дивногорск стал районным городом. Улицы покрыты асфальтом и бетоном.

Дивный город, сбегающий по крутому берегу к могучей реке, бездонное небо над Дивными горами, прошитое кудрявыми стежками следов самолетов.

Н. Артемов

Пасхальные блюда

Новое на сайте