Полярные сияния

Полярные сиянияПолярные сияния столь же прекрасны, сколь и загадочны. Восторженное многословие, с каким говорят о их красоте, сменяется невразумительными «вероятно», «предположительно», «нам кажется», едва лишь речь заходит о происхождении и свойствах этого удивительного явления.

Известно, что сияния «сияют» в ионосфере (а отсюда весь комплекс гелио-геофизических процессов), что их нижняя граница обычно проходит примерно в ста километрах над Землей, верхняя — иногда в тысяче и более километров. Полагают, что «виновник» возникновения полярных сияний — Солнце с его вездесущими корпускулами. Думают, что именно из-за сияний ионосфера так капризна и так раздражающе действует на замечательных полярных радистов, когда те изо всех сил напрягают слух и слышат сплошной треск и гул в эфире.

Менее известны некоторые любопытные и далеко еще не объясненные особенности полярных сияний. Ну, скажем, то, что северные сияния чаще появляются над теми районами, где обнаружены магнитные аномалии или ведутся разработки руд (во всяком случае, геологи не просто любуются этим феноменом, но и внимательно присматриваются: а что внизу, «под сиянием»?). Или еще: полярные геофизики обратили внимание на то, что форма сияний как бы повторяет, копирует очертания берегов Северного Ледовитого океана. На небе внезапно вырисовываются целые фрагменты географической карты Арктики (а на юге — Антарктики), и, конечно, это не случайное совпадение: слишком часто и слишком много наблюдателей отмечало подобную картину. Объяснения? Их немало, но единого, полного объяснения пока нет. И еще последнее: кажется, установлено, что полярные сияния, холодные, бог знает на какой высоте сверкающие многоцветные сияния... нагревают атмосферу полярных областей. Не очень, разумеется, заметно, но определенно нагревают — корпускулы, взаимодействуя с атмосферой, отдают ей свою энергию.

Если коротко подытожить, полярные сияния, несомненно, служат ключом к познанию физики плазмы, магнитной гидродинамики, атомных и молекулярных процессов. Так, во всяком случае, полагают геофизики.

А этот феномен природы прекрасно знаком любому из нас. Иногда (например, во время грозы) мы, словно спохватившись, вспоминаем о его существовании, но в повседневной жизни не осознаем его значимости, и это по меньшей мере неблагодарность. Сама жизнь на планете была бы невозможна, не будь на свете озона.

Полярные сиянияУльтрафиолетовые солнечные лучи «поджигают» атмосферу, облучают молекулы кислорода, заставляют их распадаться на атомы. Затем следует чисто химический процесс «стыковки» атома с еще не успевшей распасться молекулой. В результате создается трехатомная молекула озона. Только что рожденное дитя становится непримиримым врагом своего родителя — Солнца! Озон превращается в своеобразный фильтр, который не дает всемогущему светилу погубить жизнь на Земле. Он задерживает несущий смерть поток ультрафиолетовой радиации, готовой превратить нашу планету в обуглившуюся пустыню, вызвать у всех без исключения земных существ страшной силы лучевую болезнь. Не случайно один из самых людоедских военных проектов связан как раз с этим природным явлением: с помощью какого-то химического вещества, засылаемого на высоту слоя озона, «протыкать» этот слой, делать в нем «окна», причем делать их с большой точностью — прямо над крупными городами противника. Лишенный могущественной защиты, город мгновенно будет сожжен Солнцем, таким теплым, таким ласковым...

Толщина озоносферы (еще одна сфера!) — несколько десятков километров, максимальная концентрация атмосферного озона — на высоте двадцать — сорок километров. Если мысленно вырезать из атмосферы вертикальную колонку и привести к нормальному давлению и температуре содержащийся в ней озон, то толщина слоя озона окажется равной всего-навсего... трем миллиметрам. Вот под какой зыбкой пленкой протекает вся наша жизнь!

В которой уже раз должен подчеркнуть, что арктическая озоносфера — вещь особенная, она «толще», чем над другими районами мира. Намечаются некоторые соотношения между количеством озона и интенсивностью полярных сияний, между величиной слоя озона и температурой и давлением воздуха в приземной атмосфере. Тугой геофизический узел становится туже и туже с появлением каждой новой ветви наблюдений, но тем самым все легче и легче распутывать этот научный клубок.

З. Каневский - Льды и судьбы

Пасхальные блюда

Новое на сайте