У подножия "Геркулесова столба"

ГибралтарПоследние мили Средиземного моря остались за кормой. Вошли в Гибралтарский пролив. В нем море соединяется с Атлантическим океаном. В серовато-голубой дымке, как будто прямо из воды, встали знаменитые «Геркулесовы столбы».

Как и в легенде, мне почему-то представлялось, что они обязательно должны подпирать небо. Но таких столбов не оказалось. А вместо них. .. На европейском берегу — скалистый полуостров Гибралтар, очень напоминающий издали знакомую многим крымскую гору Кошку, что возле Симеиза. На африканском — горный хребет Сьерра-Бульонес с вершиной Сиди-Муса.

Ворота в атлантику

В утреннем тумане силуэты полуострова казались несколько расплывчатыми. Постепенно угасали огни маяков. Вдали, на фоне серого светлеющего неба медленно проявлялись фиолетово-синие контуры горных хребтов Андалузии.

В проливе наблюдаются интенсивные приливные течения, идущие из океана. Изредка здесь проносятся грозные смерчи. Почти всегда дуют сильные ветры. Наиболее часты штормы зимой. Но и летом воды пролива бывают неспокойны.

В наиболее узком месте ширина Гибралтарского пролива, который пока еще отделяет Африку от Европы, всего лишь 14 километров. Его максимальная глубина — 460 метров.

Гибралтар

Ученые предложили множество проектов соединения двух материков подводным туннелем или грандиозной плотиной с гидроузлом и шлюзами. Инженеры рассчитали, что будущий гидроузел в Гибралтарском проливе позволит получать сотни миллионов киловатт дешевой электрической энергии за счет приливных течений. На плотине будут проложены трансконтинентальные железная дорога и шоссе. Недавно правительство молодой африканской республики Марокко решило начать сооружение подводного туннеля под проливом. Строительство его поручено специальной компании, созданной в стране.

Гибралтарский полуостров на востоке очень круто, а местами почти отвесно, обрывается к морю. Даже издали хорошо видны большие, похожие на белесые осыпи, бетонированные многоярусные наклонные площадки, предназначенные для сбора дождевой воды. Это единственный естественный источник воды в Гибралтаре. Высота Гибралтарской скалы 429 метров, и на ее вершине почти всегда висят облака. Из них дождевые капли падают на площадки, а затем собираются в огромной бетонной чаше. Там вода отстаивается и фильтруется. По трубам ее направляют в город, и частично в огромные подземные хранилища. Питьевой воды все же не хватает, поэтому ее привозят.

Гибралтар

Западный берег Гибралтарского полуострова более пологий. Он покрыт буйной субтропической растительностью. Здесь расположен большой обезьяний питомник — один из лучших в мире. К югу скалистый массив «Геркулесова столба» постепенно выравнивается в направлении к мысу Европа — самой южной точке нашего материка.

Колония в европе

На Гибралтарском рейде и возле причалов порта Много кораблей под флагами различных стран мира. Здесь несколько советских рыболовных траулеров, которые идут домой — в Одессу и Калининград.

Корабль бросил якорь в Гибралтарской бухте. Стоянка несколько дней. Необходимо было пополнить запасы горючего, воды и продовольствия перед длительным переходом через Атлантический океан. Катер доставляет нас на берег. Хотя Гибралтар считается свободным портом, выход моряков в город и их возвращение на суда довольно строго контролирует полиция. Во всяком случае, вместо паспортов выдаются разовые пропуска, в которых, между прочим, сообщается следующее: «Я, королева Елизавета, разрешаю вам войти в мои владенья!» В наши дни это не звучит убедительно.

Сразу же за воротами порта попадаешь в объятия крикливой рекламы. Реклама призывала покупать новейшие модели автомобилей фирмы «Фольксваген». По ее свидетельству наилучшим и самым дешевым горючим заправляет автомашины только вездесущая «Мобил». А множество разноцветных рекламных щитов «кока-колы» и «пепси-колы» будто бы плыли в прозрачной синеве южного весеннего неба.

Гибралтар

Под широкими тенистыми веерами уже немолодых стройных пальм и на каменистых перекрестках многих узеньких улочек города реклама была другой. Здесь в лавочках или просто с лотков шла оживленная торговля мороженым, различными прохладительными напитками, фруктами, конфетами, сигаретами и другими товарами. Перед покупателем было разложено все.

В Гибралтаре многочисленные фирмы занимаются техническим обслуживанием автомобилей. Пока идет осмотр, заправка или ремонт машины, к услугам автотуристов уютные кафе, привлекательные бары, маленькие рестораны.

Полицейским-регулировщикам в форменной одежде и черных касках много работы на протяжении почти всего дня. На узких улицах всегда интенсивное движение автомобилей и пешеходов.

Гибралтар

Вот возле высокой глухой стены на углу улицы расположена одна из стоянок фаэтонов — несколько архаического вида транспорта в наш атомный век. Однако он привлекает особое внимание богатых туристов. И не только в Гибралтаре, а во многих городах мира. Из-под зонтика одноконного экипажа можно не спеша осмотреть все самое интересное, часто недоступное обзору из автомобиля. Возница охотно исполняет и обязанности гида. Он всегда нуждается в деньгах.

Гибралтар — единственная в Европе колония. Странно. Но это действительность. Колония в Европе! Правда, она очень мала по площади. Территория ее всего около пяти квадратных километров. Население тоже немногочисленное — немногим больше 25 000 человек, без военного гарнизона. Преимущественно итальянцы, испанцы и англичане. Британский губернатор является одновременно главнокомандующим вооруженными силами колонии, получившей лишь недавно право местного самоуправления.

Выступая далеко в море на юге Пиренейского полуострова, Гибралтар, благодаря своему стратегическому положению, с давних пор известен как западный ключ к Средиземному морю. В послевоенные годы он стал также важным международным туристским центром на границе двух континентов. На территории порта вытянулись вереницы легковых автомобилей. Они ждут переправы в Африку или на противоположный берег Гибралтарской бухты — в испанский город Алжесирас.

Торговля и... торговля

Город Гибралтар живописно раскинулся у подножия скалистой горы. Сейчас он может раздвигать свои границы только вверх. Новые многоэтажные дома постепенно поднимаются на выступы скал.

Гибралтар

На улицах кипит жизнь. Всегда многолюдно в припортовых районах города. Нескончаемый поток иностранных автомашин самых разнообразных марок несется по улицам.

В городе много красивых парков, скверов и садов. Бесчисленные памятники, старинные крепостные сооружения, гроты, пещеры, молчаливые пушки минувших веков, музеи. Чудесные цветы и яркая зелень.

Главная торговая улица Гибралтара — Майнстрит. Она является и старейшей улицей города. Тут сосредоточено большинство магазинов, банковских контор, гостиниц. Рестораны, бары и кафе открыты до поздней ночи. Гибралтар обязан развлекать моряков и туристов. Это его бизнес. Поэтому бывалые дельцы не останавливаются ни перед чем.

В Гибралтаре можно купить все: от современных транзисторов, магнитофонов, фотоаппаратов и китайских механических игрушек до новейших, мирового класса моделей автомашин.

Продавцы в магазинах, особенно в маленьких лавчонках, преимущественно индусы. Они объясняются на многих языках с помощью нескольких наиболее распространенных фраз. А покупателей им приходится прямо-таки затягивать в лавчонки, предлагая при этом множество разнообразных товаров, часто весьма сомнительного качества.

Гибралтар

В небольших магазинчиках вблизи порта и на главной улице идет весьма оживленная торговля. Рекламируется разнообразнейшая продукция, ввоз которой в Гибралтар по статусу свободного порта не облагается налогами. Здесь продаются товары многих стран мира. Цены на большинство из них значительно ниже, чем в тех государствах, где они производятся. Не только английские, но и другие европейские и даже американские фирмы сбывают тут свои излишки. Например, ежегодно в Гибралтар поступает несколько сот миллионов пачек американских сигарет. Контрабандисты очень широко используют привилегии свободного порта. На черные рынки многих средиземноморских и заокеанских государств систематически идут через Гибралтар различные товары.

Летописи и современность

Летописцы засвидетельствовали, что еще в 711 году нашей эры арабские завоеватели из Северной Африки под командованием Тарик-ибн-Зейада пересекли пролив и высадились на Европейском материке вблизи Алжесираса. Вскоре они захватили все высоты и гористый полуостров Скалу (так назывался тогда Гибралтар). Впоследствии его назвали Гибел Тарик или Хол-лоф Тарик. Мавры хозяйничали здесь почти семь с половиною веков.

В 1462 году испанцам удалось освободить Гибралтар. Но уже в 1704 году, во время знаменитой войны за испанское наследство, в течение трех дней моряки англо-датского флота во главе с вице-адмиралом Джорджем Руком овладели этим важным бастионом на юге Пиренейского полуострова. В 1713 году по Утрехтскому договору Гибралтар был передан Англии. Хотя до этого испанцы не теряли надежды отвоевать Гибралтар, периодически осаждая его.

Однажды испанский флот блокировал Гибралтар в течение почти четырех лет. Англичане сражались стойко, и осада была снята. Защитники крепости скрывались в скалах, приходилось питаться дичью и пить дождевую воду. Тогда впервые были сооружены водосборные резервуары на склонах горы. Обезьяны, которых в то время в скалах было очень много, своими криками оповещали о приближении врагов, оказывая таким образом помощь англичанам. И в наши дни гибралтарцы заботятся об обезьянах. Для них создан здесь на склоне скалы чудесный заповедник-питомник. Другого такого нет в Европе.

Гибралтар

После Утрехтского мира Гибралтар приобрел историческое значение как военно-морская и авиационная база Великобритании — этой сильнейшей колониальной империалистической державы. В период первой и второй мировых войн Гибралтар являлся жизненно важным звеном в цепи коммуникаций бывшей «владычицы морей» между Атлантикой и Средиземноморьем.

До последнего времени Гибралтар очень часто использовался военными силами НАТО. Тут находился военный аэродром, где базировались самолеты с ядерным оружием на борту, хорошо оборудованный морской порт, большие склады боеприпасов и другое.

Испания также официально заявила, что она впредь не считает Гибралтар военной базой НАТО. Странам — членам этого агрессивного блока — было запрещено использовать ее. Такое решение испанского правительства было ответом на отказ Англии рассмотреть вопрос относительно уточнения дальнейшего статуса Гибралтара.

Уже много лет гибралтарская проблема обсуждается в специальном комитете ООН. Там испанские представители требуют от Англии возвращения Гибралтара.

Праздники и церемонии

Ежегодно летом в Гибралтаре проводится праздник искусств. На фоне причудливо подсвеченных сталактитов чудесного естественного амфитеатра пещеры Сан-Мишель, под зелеными кронами театра в парке Аламеда и в волшебном патио губернаторского дворца сменяют одна другую музыкальные, балетные и драматические постановки. Тысячи туристов, моряков и жителей города приветствуют популярных артистов.

А осенью — праздник моря. Это хорошо известные в Европе соревнования любителей-рыболовов, яхтсменов, гребцов, приверженцев глис-серного спорта. Незабываемое впечатление остается у всех, кто хотя бы однажды видел в Гибралтаре грандиозный праздничный фейерверк над морем.

Гибралтар

С того времени, как в 1704 году Британия завладела Гибралтаром, ключи от крепости стали ее символичной собственностью. Они каждый вечер церемониально передавались на хранение губернатору. Так называемый «сержант ключей» в сопровождении вооруженного эскорта, барабанщиков и трубачей с наступлением темноты перед закрытием ворот предлагал всем иностранцам покинуть территорию крепости. Затем сержант проверял надежность охраны и запирал ворота на ночь.

И в наши дни, начиная с 1933 года, один раз в месяц в Гибралтаре происходит эта интересная традиционная «церемония ключей». В ней очень много театральности, рассчитанной, вероятно, главным образом на привлечение туристов. К тому же англичане, как известно, свято соблюдают традиции.

А мне просто повезло.

. . . Гром барабанов и пение фанфар звучали над городом. Сержант в сопровождении эскорта солдат в ярких мундирах и военного оркестра четким маршем направляется по главной улице на Казематскую площадь. Колонна проходит мимо губернаторской резиденции. Караул возле дворца губернатора приветствует сержанта. Караул сменяется несколько раз в сутки вот уже на протяжении 264 лет.. .

На Казематской площади выстроился взвод сторожевой охраны крепости. Рядом с ним по команде «смирно» замирает сержантский эскорт. Сержант получает из рук губернатора ключи от крепости. Под звуки британского национального гимна губернатор отдает королевский салют. Мимо его трибуны церемониальным маршем проходит военный оркестр. Звучит сигнал вечерней зари. Спускается флаг. Раздается пушечный выстрел.

Затем сержант «запирает» большие ворота крепости и в сопровождении эскорта и взвода сторожевой охраны направляется к резиденции губернатора. Сержант вручает ему ключи и рапортует: «Крепость в полной безопасности. Все в порядке!»

Немного политэкономии

Возле входа в порт и на большинстве площадей города много остановок такси. Рядом с ними часто можно увидеть стоянки фаэтонов. Такси, как и эти старинные экипажи, являются частной собственностью. Их водители—гибралтарцы или испанцы — наперебой предлагают разные маршруты. Еще совсем недавно за определенную плату можно было побывать в испанских городах Малаге, Гренаде, Валенсии, Барселоне и даже в Мадриде. Для богатых путешественников это было совсем просто. К тому же проезд через испанскую границу для большинства туристов-иностранцев был практически свободен.

Гибралтар

В последнее время, благодаря возникшей напряженности в отношениях между Испанией и Англией, испанские власти резко ограничили возможности передвижения людей и провоза товаров через испано-гибралтарскую границу. Во всяком случае, эти ограничения очень усложнили снабжение Гибралтара продовольствием, питьевой водой и медикаментами, а также обеспечение его рабочей силой. Только шести тысячам испанских рабочих разрешен ежедневный переход на работу в Гибралтар через нейтральную зону.

Англичане вынуждены теперь ввозить в Гибралтар продовольствие из Северной Африки.

Новые сообщения свидетельствуют о дальнейшем обострении отношений между Англией и Испанией в связи со спором за Гибралтар. Испания пыталась было даже установить его воздушную блокаду, объявив однажды район, окружающий Гибралтар, закрытым для полетов самолетов всех стран.

Неизвестно, чем кончится этот спор и как долго еще Гибралтар будет находиться под владычеством Великобритании. Однако судьбы единственной в Европе колонии — военной базы-крепости у подножия «Геркулесова столба» все еще в цепких её руках.

Т. С. Лебедев

Пасхальные блюда

Новое на сайте