Черный ящик

Черный ящикОб этом таинственном ящике упоминают по радио или в газетах чаще всего в связи с авиационными катастрофами или авариями. При этом не только приводят число несчастных случаев и доискиваются по горячим следам причины происшедшего, но и обязательно затрагивают вопрос о том, удалось ли найти «черный ящик».

Ведь в нем кроются ответы на важнейшие вопросы, и без его объективной помощи компетентной комиссии трудно вынести окончательное решение.

В чем же заключается секрет «черного ящика»? Это прибор, регистрирующий ход полета, бортовой самописец. На магнитную ленту систематически записывается целый ряд данных (иногда их число доходит до нескольких десятков). Самопишущее устройство снабжено защитным кожухом, предохраняющим его от уничтожения во время катастрофы. Раньше его красили в черный цвет. Отсюда и название — «черный ящик». А на самом деле он отнюдь не черный, а желтый или ярко-оранжевый, чтобы его легко можно было заметить.

Устройства этого типа появились в авиации в тридцатые годы. Авиаконструкторов интересовало, как протекает вибраций отдельных частей крыльев и фюзеляжа и каковы ускорения во время полета. Отсюда все и началось. В качестве регистрирующего устройства использовали закопченный стеклянный валик, на котором грифель процарапывал линию записи. Со временем возникли новые методы регистрации, расширился круг сведений, подлежащих записи. Она осуществлялась на специальных лентах, покрытых мелом или сажей, на засвеченной фотопленке или кинопленке. Затем с помощью выжигания или перфорации данные переносились на бумажные ленты. Применяли и луч света, падающий на светочувствительную пленку, и фотографию: показания приборов, установленных в кабине самолета, фиксировал фотоаппарат — с интервалом в несколько секунд. Большим достижением стала магнитная запись, главным образом, на магнитную ленту. Это позволило, с одной стороны, увеличить число показателей до нескольких десятков и даже сотен, а с другой — резко сократить размеры и массу самописцев.

Черный ящикИтак, благодаря записывающим устройствам конструкторы, а позднее и эксплуатационники смогли получать важные сведения о том, что происходит в воздухе с отдельными частями и узлами машины, и как она реагирует на изменения условий полета.

Анализ полученных данных позволил конструкторам своевременно распознавать недочеты в отдельных деталях и вводить необходимые усовершенствования. При эксплуатации испытанных и проверенных самолетов, информация, поставляемая записывающим устройством, служила для проверки безопасности полета и помогала обнаружить конкретные повреждения или дефекты. Так появилась мысль использовать «черные ящики» на пассажирских самолетах.

Регистрирующее полет устройство состоит из двух частей. Главная часть, содержащая приводной и записывающий механизмы, а также магнитную ленту, имеет форму шара или цилиндра. От высокой температуры ее предохраняет особый жароупорный слой, а от вмятин и ударов — массивное внутреннее покрытие из прочного материала. Вторая часть, в которой помещается электронное устройство, представляет собой прямоугольный ящик. У него нет защитного корпуса, так что он может быть уничтожен во время аварии. Магнитная лента делается, как правило, из металла или терилена толщиной около 30 мм, шириной 0,5 дюйма и длиной несколько десятков метров. Она рассчитана на несколько часов работы. Число дорожек колеблется от четырех до шестнадцати. Лента перематывается туда и обратно с одной бобины на другую. Переключение дорожек происходит автоматически в зависимости от смены направления намотки ленты.

В «черный ящик» (бортовое устройство регистрации) поступают десятки различных данных с приборной доски самолета, за которой следят члены экипажа, и с отдельных датчиков, установленных в наиболее уязвимых точках машины. Их сигналы, поступающие чаще всего в форме электрических импульсов (напряжения), преобразуются электронными устройствами самописца. Сюда входят многочисленные интегральные печатные схемы. Новейшие самописцы снабжены схемами автоматической проверки, позволяющей определить правильность функционирования аппаратуры. Как правило, «черный ящик» имеет следующие габариты: 497 мм х 194 мм х 124 мм, а его масса доходит до 15 кг.

Черный ящикЗаписанная информация хранится в нем в течение 24 часов действия самолета от момента запуска двигателей до их остановки. В соответствии с международными нормами в обязательном порядке фиксируются такие данные, как скорость и продолжительность полета, магнитный курс и вертикальные перегрузки. Кроме того ведется запись крена; угла скольжения на крыло; положения навигационных приборов; усилия, прилагаемого к педалям и тяге управления; положения закрылков, аэродинамических тормозов и других подвижных деталей самолета; силы тяги или мощности двигателей; угла атаки крыльев; расхода горючего; окружающей температуры; включения и выключения автопилота и т.д. Данные регистрируются с частотой 1—8 раз в секунду. Через 25 часов запись автоматически стирается. Данные, хранящиеся в запоминающем устройстве самописца, помогают разобраться в причинах всевозможных авиационных происшествий.

В дополнение к регистрирующему устройству в кабине самолета устанавливается магнитофон. БУР записывает все звуки, раздающиеся в кабине самолета. Запись рассчитана на полчаса. Предыдущие записи автоматически стираются. Таким образом, в любой момент можно восстановить все, что происходило в кабине за последние тридцать минут полета.

Регистрирующие устройства — обязательная и неотъемлемая часть оборудования современных пассажирских и грузовых самолетов. «Черные ящики» все чаще применяют на вертолетах, а также на сельскохозяйственных и военных самолетах.

«Черный ящик» изобрел англичанин Альфред Уэстон. Ему принадлежит патент не только на это, но и на целый ряд других изобретений в области авиатехники.

Е. Доманьский

Постные блюда

Новое