«Почему ему трудно учиться?»

Почему ему трудно учитьсяКаждый год десятки тысяч мальчиков и девочек впервые садятся за парты. Одни быстро и легко приспосабливаются к школьным требованиям, у других этап адаптации к новым условиям оказывается более долгим и сложным.

Но проходит несколько месяцев, и уже почти все первоклассники чувствуют себя достаточно уверенно, хорошо справляются со школьной программой.

Таких, кому она оказалась не по силам, совсем немного. Но они — увы! — есть.

Причины отставания в учебе конечно, самые разные. У младших школьников неуспеваемость очень часто связана с нарушением общего физического состояния, вызванным или предшествовавшими острыми заболеваниями, или хроническими, даже такими, как, например банальный тонзиллит.

6 последние годы внимание врачей и педагогов привлекли дети с временными задержками развития. Задержки эти, как правило, результат недоношенности, родовых травм, частых заболеваний в раннем детстве. Такие дети обычно несколько позднее своих сверстников начинают ходить, говорить, отличаются малым весом и ростом. Но особенно заметно их отставание проявляется к концу дошкольного возраста.

Развитие ребенка — сложный процесс, который характеризуется периодичностью и известной неравномерностью становления отдельных психических функций. На каждом новом возрастном этапе у ребенка появляются свойства, качественно отличные от тех, которые были характерны для предыдущего.

В возрасте от года до трех лет, например, происходят большие сдвиги в развитии движений и речи. К концу третьего года словарь ребенка достигает 1000 слов. Развитие речи играет исключительно важную роль в общении с другими детьми и взрослыми, познании окружающего мира, совершенствовании мышления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже формируются отношение к ситуации, элементы критического отношения к себе, умение контролировать свое поведение, подавляя импульсивные желания. Вот именно эта эмоционально-волевая сфера в основном и отстает у детей с задержками развития. Они приходят в школу не подготовленными к обучению главным образом в силу недостаточной зрелости личностных компонентов, обусловливающей их поведение и отношение к учебе.

Почему ему трудно учитьсяВ классе такие дети ведут себя очень непосредственно; во время урока они не включаются в общую работу, а если и удается привлечь их, то при малейшем затруднении они бросают начатое дело — со счетными палочками начинают играть, в тетради рисуют рожицы, вытаскивают из портфелей игрушки. Они могут среди урока встать и начать ходить по классу, сказать преподавателю, что сейчас читать или писать не хочется, а хочется играть.

Для этих детей характерны и другие свойства, присущие более младшему возрасту: особая подвижность, избыток и некоторая хаотичность движений. Такая моторная возбудимость делает их чрезвычайно непоседливыми, недисциплинированными. Особенно ярко проявляется «неуправляемость» движений, когда от ребенка требуется целенаправленная деятельность — на уроках письма, рисования, ручного труда.

Хотя умственные способности таких детей, как правило, вполне нормальны, у них все-таки отстает развитие некоторых более сложных форм мышления. Особенно трудно им осознать отношения между общими и частными понятиями, установить связь между частями запоминаемого материала. Причем сложности эти объясняются главным образом повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать предложенное задание, сосредоточиться на нем.

Задержка развития может быть выражена очень резко, а может быть и незначительной. В зависимости от этого, но еще в большей степени от условий, в которых воспитывается ребенок, задержка, может преодолеваться, а может и усугубляться.

Такой ребенок требует особого внимания и помощи. Но какой должна быть эта помощь? Готовить уроки за него? Беспрестанно подсказывать ему? Нет. Необходимо Другое — терпеливо организовывать его работу, терпеливо приучать его к самостоятельному мышлению.

Учитывая быструю утомляемость таких детей, не заставляйте ребенка подолгу сидеть за работой. Если за 25 — 30 минут не удалось выполнить задание, сделайте перерыв, дайте ребенку возможность отдохнуть, подвигаться, проведите «физкультминутку».

Приучать к самоконтролю надо без лишней строгости и назидательности, в форме, близкой к игре: а какую отметку ты бы сам себе поставил? А почему нельзя пятерку? Четверку?

Игра, кстати сказать, занимает большое место в жизни ребенка, и ее можно наилучшим образом использовать для преодоления отставания. Этот совет мы хотели бы адресовать не только родителям первоклассников, но и тем, чьи дети еще только готовятся к поступлению в школу.

Ведь в каждой игре существуют правила, которым ребенок должен следовать. Так постепенно вырабатывается умение подчинять свое поведение требованиям педагога, формируются волевые качества, столь необходимые в процессе обучения. Приглядитесь же к тому, как играют ваши дети!

В детских садах воспитанников старших групп сейчас специально готовят к школе. В семье же часто к шести-семилетнему ребенку относятся, как к несмышленышу. Поэтому черты его незрелости могут остаться незамеченными, выявляясь только тогда, когда ребенок переступит порог школы.

Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за порученное дело — будь это какое-нибудь маленькое задание по дому, уход за щенком или выполнение определенной роли в игре.

Почему ему трудно учитьсяПричем добиваться надо не просто исполнительности, но и интереса к результатам собственного труда, готовности и умения преодолевать препятствия.

Очень часто детям в школе мешает несовершенство моторики, особенно нечеткость мелких движений. Развивать их помогают такие любимые детьми занятия, как рисование, лепка из пластилина. Приучайте завтрашнего школьника и к ручному труду, научите его обращаться с красками, клеем, ножницами, иголкой, аккуратно вырезать из бумаги, делать простые аппликации.

Специалисты, занимающиеся исследованием причин неуспеваемости младших школьников, отмечают, что, помимо задержки психического развития, источником бед нередко становятся различные отклонения в развитии слуха и речи.

Следует знать, что для нормального формирования речи требуется так называемый фонематический слух, то есть умение четко дифференцировать звуки человеческой речи.

Дети с тяжелыми нарушениями фонематического слуха плохо понимают чужую речь и плохо говорят сами. Эти расстройства, конечно, становятся очевидными рано, и такого ребенка определяют в специальную школу. Но о незначительных нарушениях родители могут не знать, не догадываются о них подчас и педагоги. А ребенку трудно даются чтение и письмо, он упорно делает, казалось бы, необъяснимые ошибки: вместо «сентябрь» пишет «сендябрь», вместо «липы» — «либы».

Дефекты фонематического слуха мешают различать звонкие и глухие, шипящие и свистящие звуки, затрудняя освоение грамоты. Но в подобных легких случаях они преодолимы, если, конечно, с ребенком будут индивидуально заниматься педагог и родители, получившие совет специалиста-логопеда.

Трудности в учебе возникают и у детей, страдающих расстройствами зрения. И опять, когда эти расстройства выражены явно, меры обычно принимаются, а небольшие нарушения нередко проходят незамеченными.

И задержка развития, и нарушение физического состояния, и несовершенство зрения и слуха, и другие расстройства, мешающие ребенку успешно учиться, поддаются исправлению. Надо только объединить усилия педагога, врача, родителей, проявить много терпения, внимания, любви к маленькому человеку.

М.С. Певзнер

 
День рождения ребенка - праздник всей семьи
© 2007-2018 ХЛЕБОПЕЧКА.РУ. Полная или частичная перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации. По всем вопросам обращайтесь на инфo лaтиницeй с доменом сайта.
Пирог из лаваша с творогом, грушами и сливойТесто для пельменей по-китайскиДрожжевой хлеб с семолиной и пахтойКолбаса "Финский сервелат"Конфеты из банана с кокосомСельский грушевый пирог

Рецепты

Новое на сайте

Новые вопросы
Новые сообщения