Как приучить ребенка работать с материалом и инструментом

Как приучить ребенка работать с материалом и инструментомНачиная самостоятельно ходить, говорить, ребенок с каждым днем стремится все более активно проявлять свою нарастающую энергию. Он с удовольствием комкает и рвет бумагу, пытается ломать игрушки; купаясь в ванне, весело разбрызгивает воду, и вообще пытается так или иначе «действовать».

Все это и подтверждает то, что движение, «работа» являются жизненными потребностями ребенка; формировать и направлять эту потребность — важнейшая задача воспитания ребенка с самого раннего возраста.

Первое, куда нужно направить энергию малыша, это — самообслуживание. Ребята сами тянутся к нему, часто даже упорно отказываются от помощи старших. «Я сам, сам!»—настойчиво повторяют они.

Позже ребенок уже охотно включается в домашний труд, стремится стать «помощником» матери по дому. Здесь он приобретает много полезных навыков, которые исподволь готовят его к настоящему труду взрослого человека.

Не надо забывать также, что и в игре ребенка есть много элементов труда. Он расставляет вещи, чтобы устроить нужный ему уголок, рассаживает кукол, нагружает и разгружает игрушечный грузовик, «печет» песочные пироги, строит дом и т. д.

И все же самообслуживание, домашний труд, трудовая игра — это еще не все.

В ребенке рано проявляется и потребность в практической творческой деятельности с различными материалами и инструментами.

Как приучить ребенка работать с материалом и инструментомПонаблюдайте за детьми. Малыш уже с раннего возраста собирает все, что нам, взрослым, кажется ненужным хламом: тут и бумажки от конфет, и коробочки от спичек, папирос, гуталина, и всякие чурочки, веточки деревьев, гвозди, обрывки проволоки... Ему все нужно!

— Брось, не смей поднимать всякий мусор! Зачем он тебе?

Ребенок не может ответить — зачем? Но у него уже есть первое творческое, конструктивное чувство — из этого можно что-то сделать. Однако приходится подчиняться требованиям старших, и он с сожалением бросает свою драгоценную находку. Отнеситесь бережнее к желаниям малыша. Иногда можно разрешить ему взять заинтересовавшую его вещь. Эти коробочки, гвозди, катушки для ниток и прочий бросовый материал пригодится. Сколько интересных занятий с ним можно провести, сколько изготовить самодельных игрушек вместе с ребенком! Такая игрушка часто для него более интересна, чем покупная.

Многие родители решительно запрещают детям брать в руки нож, ножницы, гвозди, молоток. Это неправильно. Детей можно и нужно учить, как безопасно пользоваться этими орудиями труда.

Из наблюдений известно, что в 2—3 года ребенка уже можно учить работать и ножницами и ножом, и не нужно бояться, что он поранит себя, если .только несколько раз показать ему, как можно хорошо, аккуратно, не спеша разрезать ножницами бумагу, отрезать нитку, когда мама шьет что-то. Показать, как ножиком можно разрезать морковку, яблоко, отрезать небольшой кусочек хлеба. В 3—4 года можно усложнить работу: ножницы будут не только разрезать бумагу, но и вырезать определенную форму: картинку, платочек (ровный квадратик бумаги) и так далее. Ножом можно остругать палочку для цветов, карандаш, нащипать лучинок для самовара или печки.

В 5—6 лет теми же ножницами малыши смогут резать кусочки материи. Девочки попробуют одевать куклу, вырезая и сшивая иголкой необходимые части ее наряда. Ножом шестилетний малыш станет вырезать из палки дудочку, из щепки смастерит лодку, молотком забьет гвозди.

Один из писателей, вспоминая свое раннее детство, рассказывал о том, что один раз он был безмерно счастлив, получив от матери молоток и горсть гвоздей, которые ему разрешили вбить в ступеньки старой лестницы, на которой он сидел. Он со страстью принялся за работу и успокоился только тогда, когда вбил в лестницу последний гвоздь.

С орудиями труда ребят надо знакомить постепенно, показывая наглядно, как, например, держать нож (лезвием вниз — при резке; от себя — когда строгаешь палочку), как пользоваться ножницами, молотком.

Начнем с ножниц. Ножницы ребенку можно дать небольшие и не тяжелые, с тупыми, круглыми концами, но хорошо отточенные, чтобы работа с ними шла легко, без особых усилий. Дайте сначала резать ненужную бумагу — ребенка занимает самый процесс резки, он может резать все без разбора, только потому, что ему нравится движение ножниц. И вот здесь уже можно ввести элемент полезного труда. Малыш отрезал один-два куска газеты. Он доволен, что это ему удалось. Предложите ему нарезать побольше ровных кусков бумаги для кухни: мама будет очищать ими грязную посуду.

Но вот ребенок научился резать ножницами. Дайте ему вырезать из газет несколько картинок и уберите их в какую-нибудь коробочку. Скажите ему, что эти картинки понадобятся для работы в следующий день отдыха. Если вы достанете старые номера журнала, откуда можно вырезать картинки, то малыш на целую неделю будет обеспечен работой.

В следующий день отдыха сшейте при участии малыша из белой или серой оберточной бумаги тетрадку, сделайте из картофельной муки клей и кисточку из ваты. Пусть теперь он выложит из коробочки все свои картинки, и вы научите его чисто и аккуратно наклеивать их в тетрадь.

Как приучить ребенка работать с материалом и инструментомПозже займитесь раскрашиванием вырезанных картинок. Карандаш можно дать ребенку очень рано. Уже в полтора-два года он тянется к карандашу, хочет «писать» (позже он скажет «рисовать»). Линии, проводимые им, еще не имеют определенной формы, но работает он с увлечением, и иногда непонятные для нас каракули для него уже представляют «картину».

Карандаш для рисования и раскрашивания должен быть мягкий, оставлять на бумаге яркую линию и без напряжения поддаваться движению пальцев.

Через некоторое время можно дать двухцветный карандаш— красный и синий, а еще позже, когда дошкольник начнет разбираться (с вашей помощью) в цветах, купите ему набор цветных карандашей или же простые акварельные краски и кисточку. Кисточку лучше взять побольше, чтобы ребенок мог накладывать краску широкими мазками.

Показывайте малышу, как обращаться с карандашами, красками, кисточкой всякий раз, когда он начинает рисовать. Кисточку надо обмакнуть в воду, а затем брать ею какую-нибудь одну краску. Если нужна другая краска, кисточку надо хорошо промыть, вытереть тряпочкой, а потом уже брать новую краску.

Следите, чтобы ребенок, увлекшись, не стал красить стены, пол, мебель. Надо указать ему, что можно и что нельзя красить. В то же время полезно разрешить ему раскрасить тот или иной предмет — спичечную коробочку, кубик, палочку. В процессе работы важно приучить ребенка подбирать цвета и оттенки, сравнивать их с естественной окраской предметов, растений, животных.

С самого раннего возраста ребенка интересует «строительный материал»: палочки, дощечки, кубики. Он пробует строить домик, мост, башню и другие сооружения, которые видел.

Строительный материал в виде кубиков с картинками или ящиков строительного набора приобретите в игрушечном магазине. Но можно его изготовить и самому, напилив из досок, круглых поленьев кусочки дерева различной величины и формы. Если недалеко есть столярная или деревообделочная мастерская, попросите там ненужные обрезки дерева.

Заготовленные кусочки дерева надо протереть стеклянной бумагой, чтобы они были гладкими и не оставляли заноз.

С кружочков, нарезанных от круглого полена, снимите кору, тогда они станут гладкими и белыми.

Много живей радости вы доставите малышу, если вместе с ним в выходной день займетесь заготовкой строительного материала.

Понаблюдайте за ребенком, когда он занят стройкой. Он все время движется.

Возьмет два-три кубика, поставит их рядом или один на другой, отойдет, посмотрит, что вышло — подходят ли они друг другу.

Тут не просто игра, а настоящий творческий труд. Ведь надо подумать, что построить, как выглядит желаемое сооружение, как начинать стройку? Тут богатая пища для мысли и воображения. Во время стройки ребенок учится познавать форму предметов, количество (много, мало, два, три, четыре...), определяет вес, расстояние. Все это развивает ценные навыки, обогащает новыми представлениями.

Прекрасным рабочим материалом для малышей служит также бумага, начиная со старых газет, журналов, исписанных тетрадей, оберточной бумаги и кончая красивой глянцевой бумагой разных цветов, из которой хорошо делать елочные игрушки.

А почему бы не дать малышу сразу чистой бумаги, новых тетрадей? Я думаю, что детей надо с детства приучать к экономии и бережливости. Пусть он сначала научится работать с простым, бросовым материалом и тогда в награду купите ему новый, чистый альбом, тетрадку, новую цветную бумагу.

Как приучить ребенка работать с материалом и инструментомПолезна работа по складыванию из бумаги различных фигур и предметов. Она развивает у ребенка аккуратность, настойчивость, умение управлять своими пальцами. Пусть он попробует сложить бумагу «пополам», «вчетверо», в «середину уголки». Он заметит, что для того, чтобы получился «конверт», надо складывать очень точно.

Из бумаги можно сделать петушка, из нее же, сложив иначе, — лодочку, а еще иначе — стол. Из газетного листа можно сделать и наполеоновскую треуголку, и поварской колпак, и кармашек для бумаг, который можно повесить на стену.

Вот растаял снег, потекли по двору ручейки, все дети возле воды. Разве их удержишь?

Предложите им построить маленький флот. Они сами принесут бумагу, сложат из нее лодочки, раскрасят их карандашами в разные цвета, и пестрая флотилия быстро побежит по ручейкам. Не беда, что бумага скоро размокнет и расползется,— ее хватит как раз на столько времени, на сколько интерес дошкольника может сосредоточиться на одном занятии.

Работы с бумагой чрезвычайно разнообразны. Ребенку 6—7 лет можно предложить сделать самому записную книжечку: сложить и сшить маленькую тетрадку, из цветной бумаги или картона сделать переплет, вшить или вклеить в него тетрадку.

Интересная работа — накалывание рисунка на плотной бумаге и затем вышивание его. Тут сначала потребуется помощь взрослых. На небольшой кусочек плотной бумаги (примерно 12 X 10 см) или на старую открытку наносится контур какого-нибудь животного, птицы, рыбы... Затем толстой иглой по контуру накалываются через равные промежутки дырочки. Вооружившись иглой с толстой цветной ниткой, ребенок по наколотому рисунку вышьет себе картинку. Потом из бумаги другого формата он сможет вышить в подарок сестре, брату, отцу — закладку для книжки, салфеточку для стакана и другие вещи. Такая работа — уже переход к шитью, вышиванию. Она развивает внимание и усидчивость, ее часто с одинаковым интересом делают и мальчики и девочки.

Материалами для труда малышей могут быть камни, вода, песок, глина. Их предоставляет нам природа и притом совершенно безвозмездно. А они открывают новое широкое поле для творческой деятельности ребенка.

В. Бровкина

Пасхальные блюда

Новое на сайте