Учимся навыкам оказания первой помощи вместе с ребенком

Учимся навыкам оказания первой помощи вместе с ребенкомБывает, что мирное течение жизни вдруг прерывает какая-то непредвиденная случайность. В этом разделе мы поговорим о тех ЧП, что касаются нашего здоровья.

...Был солнечный майский день. На широкой многолюдной аллее, ведущей к большому столичному универмагу, то и дело попадались торговцы цветами. Кто просто стоял возле корзин со своим душистым товаром, кто устроился поудобнее, на упаковочных ящиках. А один из продавцов... лежал на земле. Приторный запах тогда еще не «запрещенных» ландышей висел над корзиной с букетиками, над ее хозяином, в неловкой позе застывшим на газоне, над толпой собравшихся вокруг людей. И двигались стрелки часов на стене универмага, двигались неторопливо, будто давая шанс лежащему на земле и тем, кто стоял рядом. Но никто этим шансом не воспользовался. Пока приехала «скорая», время, когда можно было удержать уходящую из человека жизнь, ушло — вместе с этой жизнью... Толпа разошлась.

Может быть, она состояла сплошь из людей равнодушных, просто «зевак», лишенных сострадания? Нет, конечно. Одни бы и хотели помочь умирающему, но не двинулись с места, скованные страхом, растерянностью. Других — их, наверное, было большинство — «сковало» отсутствие элементарных знаний и навыков, необходимых в подобной ситуации.

Безграмотность такого рода можно пытаться ликвидировать чтением специальных брошюр санпросвета. Но этого мало, ведь для закрепления знаний нужна хоть какая-то практика. Более того: в человеке должна быть воспитана готовность применить их на деле, способность подавить в себе страх, неуверенность, растерянность — словом, все эмоции, в конечном счете мешающие проявлению реального сострадания. Начнем с простейшего.

Пустяковая заноза, «заработанная» малышом в песочнице, может стать причиной маленькой семейной трагедии. А может — поводом для первого урока само- и взаимопомощи. Спокойно, не запугивая, объясните малышу, почему занозы надо обязательно удалять, так же как смазывать йодом или «зеленкой» сильные царапины. Дезинфицируя спиртом иголку, с помощью которой будете удалять занозу, объясните также, для чего эта процедура. Не забудьте похвалить ребенка за мужество во время «операции», даже если ее сопровождали охи и слезы пострадавшего, — одобрение авансом в таких случаях, на наш взгляд, действеннее, чем обвинения в трусости, ведь малыш только учится всему.

Учимся навыкам оказания первой помощи вместе с ребенкомМелкие бытовые травмы типа легкого ожога на руке во время приготовления пищи или неглубокого пореза пальца мы часто оставляем без внимания или почти автоматически выполняем необходимые в каждом конкретном случае процедуры. Посторонняя помощь здесь объективно не требуется, однако, если в вашей семье растет малыш, поручите ему роль сестры (или брата) милосердия. Постепенно он освоит простейшие приемы первой помощи, научится с сочувствием и без суеты, по-деловому откликаться на чужую боль, переймет и ваше — достойное — отношение к собственной боли. Конечно, надо соизмерять степень травмы и возрастные и индивидуальные психические особенности ребенка, ведь даже не всякий взрослый способен вынести вид иной раны. Впрочем, как говорится, спаси нас бог от серьезных несчастий.

Со многими приемами первой помощи можно познакомиться в процессе игры. Одна из самых распространенных детских игр — «в доктора». Но ведь совсем не обязательно, чтоб куклы страдали только известными из «Айболита» болезнями: «холериной и ангиной, скарлатиной и бронхитом». У безмолвных пациентов может случиться обморок (от испуга) или солнечный удар, их может укусить оса-негодница; в конце концов они могут «съесть» несвежий пирожок и, увы, слегка отравиться... Спасая «пострадавших», можно использовать в упаковке от настоящих лекарств простую воду вместо спирта, йода и т. д., съедобные или несъедобные «заменители» вместо твердых препаратов, но называть и манипулировать «лекарствами» надо не «понарошку», а «по правде». С более взрослыми детьми можно на куклах же учиться накладывать по правилам различные медицинские повязки (от простых к сложным), останавливать кровотечение, фиксировать перелом, делать искусственное дыхание.

Понятно, что «ускоренный метод обучения» здесь ни к чему, да и не под силу в детском возрасте в полной мере овладеть всеми приемами первой помощи, в частности, например, искусственным дыханием. Но постоянное возвращение в играх к этой теме, постепенное расширение круга осваиваемых приемов и вовлеченных «пациентов» (родители, школьные товарищи) облегчат процесс обучения, сделают его увлекательным. Заложенное в детстве непременно даст свои плоды.
И если сложится так, что ваш выросший ребенок однажды окажется рядом с распростертым на земле прохожим — он не станет наблюдать в молчаливом сочувствии, как вместе с минутами уходит жизнь человека, он сделает все, чтоб удержать ее — до появления «скорой».

Возможно, многие приемы первой помощи вам неизвестны так же, как и младшим членам семьи. Значит, и здесь — учимся вместе.

Сашина Е.Ю. Азбука домоводства

Пасхальные блюда

Новое на сайте