Учимся навыкам оказания первой помощи вместе с ребенком
Бывает, что мирное течение жизни вдруг прерывает какая-то непредвиденная случайность. В этом разделе мы поговорим о тех ЧП, что касаются нашего здоровья.
...Был солнечный майский день. На широкой многолюдной аллее, ведущей к большому столичному универмагу, то и дело попадались торговцы цветами. Кто просто стоял возле корзин со своим душистым товаром, кто устроился поудобнее, на упаковочных ящиках. А один из продавцов... лежал на земле. Приторный запах тогда еще не «запрещенных» ландышей висел над корзиной с букетиками, над ее хозяином, в неловкой позе застывшим на газоне, над толпой собравшихся вокруг людей. И двигались стрелки часов на стене универмага, двигались неторопливо, будто давая шанс лежащему на земле и тем, кто стоял рядом. Но никто этим шансом не воспользовался. Пока приехала «скорая», время, когда можно было удержать уходящую из человека жизнь, ушло — вместе с этой жизнью... Толпа разошлась.
Может быть, она состояла сплошь из людей равнодушных, просто «зевак», лишенных сострадания? Нет, конечно. Одни бы и хотели помочь умирающему, но не двинулись с места, скованные страхом, растерянностью. Других — их, наверное, было большинство — «сковало» отсутствие элементарных знаний и навыков, необходимых в подобной ситуации.
Безграмотность такого рода можно пытаться ликвидировать чтением специальных брошюр санпросвета. Но этого мало, ведь для закрепления знаний нужна хоть какая-то практика. Более того: в человеке должна быть воспитана готовность применить их на деле, способность подавить в себе страх, неуверенность, растерянность — словом, все эмоции, в конечном счете мешающие проявлению реального сострадания. Начнем с простейшего.
Пустяковая заноза, «заработанная» малышом в песочнице, может стать причиной маленькой семейной трагедии. А может — поводом для первого урока само- и взаимопомощи. Спокойно, не запугивая, объясните малышу, почему занозы надо обязательно удалять, так же как смазывать йодом или «зеленкой» сильные царапины. Дезинфицируя спиртом иголку, с помощью которой будете удалять занозу, объясните также, для чего эта процедура. Не забудьте похвалить ребенка за мужество во время «операции», даже если ее сопровождали охи и слезы пострадавшего, — одобрение авансом в таких случаях, на наш взгляд, действеннее, чем обвинения в трусости, ведь малыш только учится всему.
Мелкие бытовые травмы типа легкого ожога на руке во время приготовления пищи или неглубокого пореза пальца мы часто оставляем без внимания или почти автоматически выполняем необходимые в каждом конкретном случае процедуры. Посторонняя помощь здесь объективно не требуется, однако, если в вашей семье растет малыш, поручите ему роль сестры (или брата) милосердия. Постепенно он освоит простейшие приемы первой помощи, научится с сочувствием и без суеты, по-деловому откликаться на чужую боль, переймет и ваше — достойное — отношение к собственной боли. Конечно, надо соизмерять степень травмы и возрастные и индивидуальные психические особенности ребенка, ведь даже не всякий взрослый способен вынести вид иной раны. Впрочем, как говорится, спаси нас бог от серьезных несчастий.
Со многими приемами первой помощи можно познакомиться в процессе игры. Одна из самых распространенных детских игр — «в доктора». Но ведь совсем не обязательно, чтоб куклы страдали только известными из «Айболита» болезнями: «холериной и ангиной, скарлатиной и бронхитом». У безмолвных пациентов может случиться обморок (от испуга) или солнечный удар, их может укусить оса-негодница; в конце концов они могут «съесть» несвежий пирожок и, увы, слегка отравиться... Спасая «пострадавших», можно использовать в упаковке от настоящих лекарств простую воду вместо спирта, йода и т. д., съедобные или несъедобные «заменители» вместо твердых препаратов, но называть и манипулировать «лекарствами» надо не «понарошку», а «по правде». С более взрослыми детьми можно на куклах же учиться накладывать по правилам различные медицинские повязки (от простых к сложным), останавливать кровотечение, фиксировать перелом, делать искусственное дыхание.
Понятно, что «ускоренный метод обучения» здесь ни к чему, да и не под силу в детском возрасте в полной мере овладеть всеми приемами первой помощи, в частности, например, искусственным дыханием. Но постоянное возвращение в играх к этой теме, постепенное расширение круга осваиваемых приемов и вовлеченных «пациентов» (родители, школьные товарищи) облегчат процесс обучения, сделают его увлекательным. Заложенное в детстве непременно даст свои плоды.
И если сложится так, что ваш выросший ребенок однажды окажется рядом с распростертым на земле прохожим — он не станет наблюдать в молчаливом сочувствии, как вместе с минутами уходит жизнь человека, он сделает все, чтоб удержать ее — до появления «скорой».
Возможно, многие приемы первой помощи вам неизвестны так же, как и младшим членам семьи. Значит, и здесь — учимся вместе.
Сашина Е.Ю. Азбука домоводства