Командиры электронных пушек

Командиры электронных пушекНа советской выставке в Нью-Йорке, возле стенда, где демонстрировался уникальный электронограф, столпились маститые бизнесмены. Они с интересом разглядывали прибор, который позволяет человеку заглянуть в святая святых вещества - в атом, увидеть своими глазами полет элементарной частицы.

И хоть внешне прибор был похож на десятки других - эмалированный металлический ящик с рычажками, рукоятками, шкалами, каждый знал: такого нет ни в одной стране.

Вперед протиснулся пожилой человек. Двумя пальцами поправив галстук, он обратился к гиду:

- Скажите, а какой завод выпускает эти чудесные аппараты?

- Их делают не на заводе, а в учебных мастерских Московского радиомеханического техникума.

По лицу американца было видно, что ответ по меньшей мере показался ему невероятным.

В одном из тихих переулков Замоскворечья, где среди старых, еще купеческих домиков вздымаются совсем юные жилые корпуса, стоит большое пятиэтажное здание. Здесь находится Московский радиомеханический техникум.

Директор техникума показывает мне множество дипломов, грамот, которые получили учащиеся на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Брюсселе, в Буэнос-Айресе.

- Да где только не побывала наша аппаратура! - говорит директор. А ведь лет десять назад здесь почти ничего не было... - И директор начинает вспоминать, как ребята вместе с педагогами строили свой техникум: утром учились, вечером работали на стройке. Еще не успели возвести кровлю, а в первых этажах уже вовсю шли занятия.

- Да что это я вам рассказываю, - спохватывается вдруг директор, - пойдемте лучше в цехи!

И вот мы у порога сборочного цеха. Открываем дверь и сразу попадаем в просторное помещение. Из дальнего угла несется равномерный металлический стук. Кажется, что это бьется огромное механическое сердце. И только когда мы подходим ближе, я догадываюсь, что это шумит вакуумный насос. Через несколько минут насос замолкает, и мне объясняют, что весь воздух из камеры образца электронографа выкачан.

Командиры электронных пушек- Теперь надо проверить, не поступает ли воздух извне, - говорит директор, - ведь если воздух остался, фотокамера не даст хороших снимков частиц.

Проверка окончена, начинается монтаж главной части электронографа - электронной пушки. Она будет «выстреливать» электроны, а внимательный сторож - фотоаппарат подловит и зафиксирует полет электрона. Многое расскажет ученым этот тонкий след на фотопластинке.

Я спрашиваю директора: а делают ли какие-нибудь детали сами учащиеся?

- Мы все делаем сами, - улыбается директор. - Все! Начиная с крошечного винтика и пластмассовых рукояток и кончая блоком питания на 75 тысяч вольт и электронной пушкой. Ведь нам особенно важно, чтобы на этой продукции учащиеся приобретали, а потом и отрабатывали навыки своей профессии.

- Но, чтобы собирать всю эту сложнейшую электронную и магнитоэлектрическую аппаратуру, нужно иметь солидный опыт!

- Конечно. У наших студентов такой опыт есть: каждый из них за время учебы практиковался в мастерских техникума и на радиозаводе. Да и дипломные работы у нас подготавливают обычно на заводе. Так что ребята у нас могут работать не только с паяльником. Если хотите, мы можем пройти в радиомонтажный цех, увидите сами.

Цех скорее похож на большую лабораторию. Здесь очень тихо. Тремя ровными рядами стоят столы, у каждого - небольшой пульт. Сейчас здесь монтируются сейсмические осциллографы. Один такой прибор заменяет на сейсмической станции целый комплекс записывающей аппаратуры. Узкий электронный пучок записывает на светочувствительной ленте малейшие колебания земной горы. На доли миллиметра сместится кора - и аппарат это тотчас запишет. И что самое ценное - осциллограф позволяет определить расстояние до источника колебаний. Так что это действительно универсальный аппарат.

И снова Московский радиомеханический техникум - единственная в мире «фирма», которая серийно выпускает эти чуткие аппараты. Мы не оговорились, хотя это и звучит несколько парадоксально.

Мы подходим к одному из столов. Вячеслав Запорожец с головой ушел в монтаж сложной сети электрических артерий. Ловко орудуя пинцетом, он быстро соединяет провода. Замечаю, что перед Славой нет никаких чертежей.

- Я выучил схему, - говорит Слава. - Это только сначала очень трудно, а потом привыкаешь...

Командиры электронных пушекВ руках у Славы плотный жгут из ярких цветных проводов.

- Разноцветные провода легко запомнить, - продолжает Вячеслав. - Вот желтый, например, идет к фотоэлементу, а красный - на питание...

Мы проходим в другую аудиторию. Здесь никого нет. На столе лежит небольшая продолговатая коробочка.

- Это передающая телекамера, - говорит директор, - часть телевизора, а вся «студия» легко умещается в портфеле. Для чего нужен телевизор? Видите ли, когда снимают фильм, режиссер обычно лишен возможности видеть кадр, который снимает оператор. Вернее, режиссер видит, но только всю сцену. Вот оператору и приходится снимать несколько раз одну сцену, делать дубль, то есть подбирать именно тот кадр, который нужен режиссеру...

Поэтому и артистам каждую сцену приходится играть по нескольку раз. Люди устают, расходуются многие метры лишней пленки. Телевизор же позволяет режиссеру видеть именно тот кадр, который снимает оператор: для этого ему придется только взглянуть на экран. И еще интересная деталь: режиссер может руководить съемками даже из другого помещения!

- Интересно, а что сказали бы сами работники кино, если бы им предложили снимать с телевизором?

- А они уже сказали, - улыбнулся директор, - ведь именно с нашим телевизором и снимался фильм «Чудотворная»! Конечно, у телевизора есть еще недостатки, но все равно он очень помог кинематографистам.

Гаврилова Н.В.

Постные блюда

Новое