История сорта домашней яблони "Ренет Симиренко"

Ренет СимиренкоПрирода поделила фрукты между людьми. Средней России достались яблоко, вишня; острову Шри Ланка — ананасы, Африке — апельсины, Индонезии — вкуснейший дуриан...

Ренет СимиренкоТранспорт последнего времени изменил карту распределения благ земных. Бананы стали столь же обычны в магазинах Севера, как и Юга. Апельсинами никого не удивишь ни в Москве, ни в Норильске. Яблоки проникли во влажные тропики и даже удостоились там памятника. Соревнование идет сейчас между этими тремя колоссами фруктового марафона. На первое место выдвинулись апельсины. Бананы и яблоки не на много отстают. Прочие сочноплодные далеко позади.

Из этих прочих иные не хуже лидеров. Многие предпочтут Владимирскую вишню апельсину, хорошие сливы купят охотнее, чем ананас, а персик уж определенно не уступит банану. Его не надо и за тридевять земель возить. Почему так отстали персик, слива и вишня? Причин много, но главная — не знаем таинства их жизни. Вишню даже от скворцов уберечь пока не можем. Ни в одной стране.

К иным фруктам нужна привычка. Манго, например, не всем нравится с первого знакомства. Вроде бы запах не тот...

Ну и конечно, плохо знаем сорта. Взять хотя бы гранат. Отличный плод. Концентрат витамина С. Любитель кислоты покупает гранат, и ему попадается плод с пресной мякотью. А другому, наоборот, слишком кислый. Вряд ли он купит в следующий раз. Многие до сих пор путают апельсин с мандарином, урюк с курагой, вишню с черешней. А в дебрях яблочных сортов блуждали даже знатоки!

Летом 1881 года буря расщепила одну из самых урожайных яблонь в имении помещика Безрадецкого на Украине. Хозяин взялся было за топор, чтобы отсечь сломанный ствол, но находившийся рядом мировой судья П. Жуковский остановил его. Рубить несчастное дерево только за то, что оно, перегруженное плодами, не смогло выстоять?

Тем более что поверженное дерево выглядело совершенно необычно. Гладкая зеленая кора покрывала не только молодые веточки, но и самые толстые и старые сучья. Листья несли оттенок какого-то благородства и красоты. Но верхом великолепия были плоды: густо-зеленые, без надоедливого румянца. Они так походили друг на друга по размеру и форме, точно были отштампованы на заводе.

На рождество 1883 года судья получил в подарок от своего друга из Чигиринского уезда ящик таких же яблок. Ящик поместили в пустую комнату. Когда на следующий день судья вошел туда, у него захватило дух от аромата. Запах, в общем, был приятный, нежный, но настолько сильный, словно в комнате стоял не один ящик с яблоками, а десять или сто. Не все выдерживали такое соседство. Некоторые выходили в коридор, чтобы отдышаться, и наслаждались ароматом оттуда, когда концентрат немного разбавлялся свежим воздухом. Вкус плодов тоже превзошел все ожидания.

Судья снова вспомнил о сломанной бурей яблоне. И такое совершенство помещик хотел выкорчевать? Однако будущее готовило Жуковскому новые сюрпризы. В ящике оказалось несколько побитых плодов. Судья разрезал их на части и положил рядом на стол. К весне они высохли и превратились в обычные сухофрукты. Другой бы сорт в этом случае давно сгнил.

Заинтригованный таким оборотом дела, на следующий год судья отправился к помещику и купил у него урожай с той самой яблони, которую пощадили и не срубили. Он потряс покалеченный ствол. Дождь плодов пролился на землю. Жуковский собрал столько, что вышло десять больших ящиков. Он нагрузил ими целую телегу. А в кроне словно не убавилось. На следующий год Жуковский снова явился к Безрадецкому. Но его опередили. Урожай купил другой человек. С той самой покалеченной яблони он собрал целую арбу. Ее с трудом волокли два дюжих вола.

Судья понял, в чем причина столь неслыханных урожаев. Под кроной калеки он не обнаружил падалицы. Насекомые не повреждали плоды таинственной яблони. Что-то было в них такое, что отпугивало паразитов. Кстати, птицы тоже плодами не соблазнялись. Их обманывал пронзительно-зеленый цвет кожицы. Пернатым, видимо, казалось, что яблоки слишком зелены и что можно еще малость повременить.

Судье захотелось узнать, что за сорт ведет себя столь блистательно. Он написал знатокам в Киев, Варшаву и в Крым, в Никитский ботанический сад. Киев и Варшава ответили твердо: означенный сорт в мировых каталогах не числится. Безрадецкий не мог к этому ничего добавить. Свою калеку он приобрел у сахарозаводчика П. Симиренко из города Млиева на Украине. Симиренко был человек известный.

Он дружил с Тарасом Шевченко и помог даже ему издать «Кобзаря».

Ренет СимиренкоОн увлекался садоводством и испытывал на своем питомнике всевозможные яблони. «Пусть же это бесподобное дерево именуется отныне ренетом Симиренко»,— решил судья. Под этим названием он послал два яблока на выставку в Петербург. Общество садоводов единодушно присудило новому ренету серебряную медаль. А вскоре он попал в каталоги французских плодовых фирм.

Дальнейшие события приняли, однако, совершенно иной оборот. Пришло запоздалое письмо из Никитского ботанического сада. Главный садовник Э. Клаусен сообщал: ренет Симиренко очень похож на английский сорт Зеленка Вуда и, вероятно, это одно и то же.

Жуковский был потрясен. Сам он, как судья, был далек от таинств плодоводства. Клаусен же авторитет! И Жуковский решает отказаться от своего же собственного названия. Он пишет статьи в журналы о том, что вышла ошибка и то, что считалось новым сортом, на самом деле забытое английское произведение. И быть бы и по сей день нашему ренету Зеленкой Вуда, если бы не вмешался сын покойного сахарозаводчика, отличный плодовод Л. Симиренко.

«Новый ренет возник внезапно,— писал он Жуковскому,— как случайный потомок одного из деревьев, которое мой отец вывез из Бельгии. Дерево было самым заурядным и ничем не выделялось. Но один из сеянцев вышел не в мать. Он дитя нашей украинской природы».

Началась полемика. И тот и другой помещали в журналах статью за статьей. Наконец, устав от спора, Симиренко решил добыть забытый английский сорт и сравнить со своим детищем. И вот плоды у него на столе. Садовод сравнивает их по внешнему виду. Действительно, очень похожи, хотя различия все-таки есть. И сами яблони выглядят уж не так одинаково. Но главное вот что: плоды Зеленки ничем не пахнут. Они как репа. Об аромате ренета Симиренко уже говорилось.
Интересно, что теперь ответит уважаемый оппонент Жуковский. Но судья неожиданно умер, и спор сам собой прекратился. А ренет Симиренко и по сей день удивляет садоводов тем, что его не трогает всякая нечисть. А если и трогает и вам попадается яблоко с червоточинкой, то, скорее всего, это уже не бесподобный ренет, а та самая Зеленка Вуда, очень похожая, но совсем не такая.

А теперь мне хотелось, чтобы вы обратили внимание на одно очень важное обстоятельство, а именно на то, что под влиянием украинского климата в захудалом сорте произошли какие-то сдвиги и возник шедевр.

А. Смирнов. Вершки и корешки

Постные блюда

Новое