О разумности и чрезмерности

O razumnosti i chrezmernostiЕще не так давно о человеке, который живет в достатке, можно было сказать: ему только птичьего молока не хватает. Теперь эта поговорка устарела, поскольку кондитеры московского ресторана «Прага» изобрели торт под названием «Птичье молоко».

О птичьем молоке в разговоре о семейной экономике мы вспомнили вот почему. Давайте поразмышляем над тем, как тратить деньги разумно и попытаемся выработать в этом вопросе ясную политику. Итак, тактика и стратегия разумных трат.

Диктат условностей

Разумные потребности потому так и называются, что происходят от слова «разум». Не всем хватает терпения и желания поразмышлять, нужна ли ему та или иная вещь или нет. Порой действительно проще жить чужим умом, ориентироваться на «соседскую» систему ценностей. Единственный принцип, которым руководствуется потребитель подобного типа: как бы не отстать от других. Вот и начинается бессмысленная гонка в стремлении перещеголять друг друга. А еще в XVIII веке английский экономист Т. Самуэльсон заметил: «Даже те расходы, которые люди считают абсолютно необходимыми, на самом деле в значительной части не представляют физиологический необходимости, а диктуются условностями общественной жизни». Вот так-то.

Люди, набивающие квартиры вещами, создают себе массу забот и хлопот. Можно, конечно, обвешать все стены коврами и в какой-то степени это будет красиво, но сколько же времени нужно, чтобы очистить их от пыли. Большой цветной телевизор превращает одну из комнат в телевизионную. Шкафы ломятся от одежды, но ведь ее надо чистить, стирать. Казалось бы, просторная квартира — это благо, но одновременно большая жилплощадь — бремя, потому что слишком много времени уходит на уборку. Хорошо, конечно, иметь автомашину, но она тоже требует заботы и ухода. И так во всем.

Умерьте свои потребности и станете обладателем всего мира! — афоризм этот древен как мир. Умные люди давно пришли к выводу, что главное: не пресытиться. Медики советуют: нужно вставать из-за стола слегка голодным. Неплохо этот принцип распространить и на мир вещей: пусть нам всегда чего-то не хватает. Это нормальное состояние. Согласимся, что в мире существует немало соблазнов, мешающих взять на вооружение этот принцип. Удовлетворишь одну потребность, а на ее месте вырастает другая. И в основе этого лежат вполне понятные человеческие желания — жить лучше. Но потребительство — это не желание жить лучше, а стремление устроиться за чужой счет, нежелание трудиться самому и при этом потреблять побольше.

Тревога за душу человека возникает, когда он преступает порог разумности. Принцип «жить не хуже других» незаметно перерастает в другой принцип: «жить лучше других».

Дело не в вещах, а в человеке

Мы не аскеты. Разумность потребностей не в их ограничении.

Растет производство товаров, растут и наши запросы. Но есть потребность в вещах, а есть потребность в знаниях, впечатлениях, эмоциях, общении, эстетическом наслаждении, одним словом, в духовном мире. И не стоит, видимо, противопоставлять их друг другу. Удовлетворение духовных потребностей тоже требует затрат, и порой немалых. Каждый человек, каждая семья должны определить спектр своих потребностей, которые возвышали бы личность, делали бы ее глубже, интереснее, разностороннее.

O razumnosti i chrezmernostiСемья должна точно знать, что ей нужно, а что нет. «Нищие и те в нужде имеют что-нибудь в избытке», — сказано в «Короле Лире». Миллионы людей нашей страны приобретают дорогие вещи и не становятся от этого скопидомами или нравственными уродами. Потому что они понимают: дело не в вещах, не в их стоимости, не в престижности, а в их хозяине — человеке.

Не личное, а семейное

Это, быть может, самое важное качество: не личный, а семейный характер потребления как материальных благ, так и духовных. Надо стремиться создавать в семье такую атмосферу, в которой бы любой ее член больше думал о других (нежели о себе. Личные потребности могут и должны быть отодвинуты на задний план, а первенствовать должны семейные, коллективные. Мы совсем не случайно столь настойчивы в советах. Все финансовые дела должны решаться на семейном сборе, именно тут должно окончательно устанавливаться, кому и что приобретать в первую очередь, а кому и с чем можно погодить. И как важно при обсуждении этих перспективных расходов избегать потребительских настроений. Это сплачивает семью, превращает ее в дружный коллектив.

Бюджет семьи — это и отражение разумности (или неразумности!) ее потребностей.

Модель потребления семьи определяется, формируется нравственными нормами нашей жизни. В своей основе они имеют психологию коллективизма, они базируются на идеалах социальной справедливости. И людей ведь ценят не за богатство, не за роскошь туалетов, не за машину последней марки, а за такие привлекательные человеческие качества, как порядочность, мудрость, скромность, открытость души, интеллигентность. Эти качества не приобретешь ни за какие богатства. Они вырабатываются стилем жизни.

Андреев Н.А. Наш дом

 
Индивидуальная мебель Удобство своего жилья
© 2007-2018 ХЛЕБОПЕЧКА.РУ. Полная или частичная перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации. По всем вопросам обращайтесь на инфo лaтиницeй с доменом сайта.
Новые рецепты
Перевернутый сливочный пирог с клубникойСкьяччатина из цукини (Schiacciatina di zucchini)Палтус отварной с пряными хлебными крошкамиПивной хлеб с поджаренным ячменем по рецепту из книги "Хлеб. Технология и рецептуры" Дж. ХамельманаЛетний ягодный десертШтрицель (Рената Лакнер)

РЕЦЕПТЫ

Новое на сайте

Новые сообщения