Остров Парос и его достопримечательности

Остров Парос и его достопримечательностиОдин из способов проникнуть в тайну, окутывающую прошлое Пароса, – изучить сам остров и его окрестности.

1. Рассматривая каменные стены и горные массивы, можно заметить камни, которые использовались когда-то первыми обитателям острова, населявшими Парос тысячи лет назад, в эпоху палеолита. Вероятнее всего, они жили в пещерах небольшими группами. Следы их обитания были обнаружены в пещере Демонона на холме Агиос Георгиос в Лагаде, близ Аспро Корио, в пещере на Антипаросе и во многих других естественных укрытиях.


2. На Салиагосе археологи обнаружили развалины поселения эпохи неолита (4300 – 3900 годы до нашей эры). Возможно, сотни лет назад подобные деревушки существовали и в других уголках Пароса. На островах Кикладской гряды, особенно на Миконосе, Иосе и Китносе, постоянно обнаруживают все новые и новые руины неолитических поселений. Их исторические обитатели, скорее всего, кормились рыболовством, охотой и земледелием, которое тогда уже начало набирать популярность. Остров Салиагос, расположенный напротив Антипароса, подарил археологам самые древние находки, свидетельствующие об истории Пароса. Некоторые из них представлены в музее Салиагоса.

3. На Паросе обнаружено множество захоронений времен кикладской цивилизации, приблизительно с 3200 по 2000-е годы до нашей эры. Кикладские скульптурные фигурки, найденные на местах захоронений, экспонируются во многих музеях Киклад. На других островах были обнаружены развалины поселений той эпохи. На Паросе такие поселения найдены в Кастро близ Парикии, в Дриосе (Пиргаки), в Гильфе, Аликии (Ависсос) и в окресностях Колибитреса близ Науссы (там же находятся и древние гробницы того периода). Возможно, в будущем нас ожидают еще более впечатляющие находки.

4. На Паросе, в отличие от Санторини, минойская цивилизация (2000 – 1500 годы до нашей эры) не оставила своих следов, хотя поселение в Кастро близ Парикии было основано между 2400 и 2100 годами до нашей эры и было обитаемо как раз на пике развития минойской цивилизации. Тем не менее, ее представители не обосновались на острове - для местных жителей они оставались купцами-путешественниками. Сочетание памятников минойской и кикладской цивилизаций можно наблюдать на Милосе, Кеа и Санторини.

5. Дворец времен микенской цивилизации был обнаружен в местечке Кукунариес близ Науссы. Он был обитаем в конце XIII века до нашей эры и служил для своих жителей военной крепостью.

6. История развития острова в последующие годы остается загадкой. Когда древние люди открыли железо и изобрели письменность, в мире произошла настоящая революция, изменившая условия существования во всех уголках Ойкумены. Дорийцы переселились на Пелопоннес, а финикийцы установили господство над Средиземноморьем и Эгейским морем.

Остров Парос и его достопримечательности7. В последующие века на островах Эгейского моря происходит активное переселение племен.

На Паросе поселились аркадцы, которые позже смешались с ионийцами, прибывшими на остров после них. Во времена Гомера Парос превратился в центр морской торговли. В эту пору на острове родился знаменитый поэт Архилокос (VIII век до нашей эры). К историческим свидетельствам той эпохи принадлежат руины древнего кладбища, на котором, возможно, похоронен отец поэта, а также развалины на острове Деспотико.

8. К этой эпохе принадлежат многие памятники древней архитектуры, обнаруженные преимущественно в окрестностях Парикии. Место, где находился храм Димитры, знаменитый культурный центр кикладской и эгейской цивилизации, пока неизвестно. Храмы Эйлейтии, Ипатос Диаса, Афродиты (в Делионе), Асклепия и Аполлона Пифия возвышаются на холмах, но место, где был расположен древний городской театр, пока еще не найдено.

9. В 146 году до нашей эры Парос попал под господство Рима и стал одной из римских провинций – наравне с другими островами, а также Центральной и Южной Грецией. На этом и других островах Кикладской гряды обнаружено немало предметов римской цивилизации.

С появлением мощной Римской империи города-государства прекратили свое существование, чему поспособствовали и события македонской эпохи. В этот период достигли своего расцвета Милос, Парос, Сифнос и Тера, хотя исторических свидетельств, подтверждающих этот факт, найдено не было.

Делос все это время оставался религиозным центром, превратившись одновременно в главный торговый порт для всего Эгейского моря.

10. Следы византийского владычества на острове (IV – XIII века нашей эры) представлены храмом Экатонтапилиани и церквями Треис Экклисиес (что буквально означает «три церкви»). Даже в этот период городов-государств не существовало: вся империя управлялась из центра в Константинополе. Острова Эгейского моря в эту эпоху превращаются в морские базы для византийского флота, но сохраняют и свою прежнюю роль.

11. На смену византийской цивилизации пришло господство франков (XIII – XVI века нашей эры) и венецианцев, которые оставили свои следы в Кастро близ Парикии, в Науссе, Кефалосе близ Марписсы и на Антипаросе. Стоит отметить, что вместе с завоевателями на остров пришли и носители других языков и культур. В это время особую значимость приобретают памятники старины – правители активно приобретают их и продают на европейских рынках.

12. Памятников турецкого владычества на острове немного: турки не жили здесь, а лишь периодически отправляли на Парос военных и чиновников для сбора налогов. В этот период на острове возникают новые поселения (Лефкес, Костос и Мармара).

13. С возникновением нового греческого государства Парос развивается наравне с другими островами. Вдохновленные долгожданным освобождением, обитатели всех островов Эгейского моря в едином порыве принимаются за активную земледельческую и морскую деятельность.

14. С течением времени на Паросе развивается великая островная цивилизация, конец которой положила начавшаяся в 1950 годы иммиграция. В 1970 годы наблюдается закат островной культуры, сопряженный с активным внедрением принципов коммерциализации и разрушением природной среды Пароса в погоне за доходами от туризма. Сегодня остров рискует полностью утратить свою индивидуальность и естественную прелесть, став обычным курортом для афинян, которые приезжают сюда на пару дней, чтобы отдохнуть и расслабиться. Для островитян жизненно важно выработать программу, которая сочетала бы осторожное развитие туристической отрасли с уважением к древней цивилизации Пароса и уникальному характеру острова.

Лотов И.С.

Пасхальные блюда

Новое на сайте