Мозговая организация речи

Мозговая организация речиМозговая организация речи представляет собой систему мозговых структур, которые участвуют в реализации речи. Основные речевые центры располагаются в левом полушарии. Так, зона Брока была открыта в 1861 году врачом П.Брока. Эта область мозга расположена на нижней части левого полушария (44 и 45 поля) и отвечает за воспроизведение экспрессивной речи. При поражении центра Брока возникает застревание на слогах, перестановка букв, неадекватные замены, в тяжёлых случаях -моторная алалия.

Зону Вернике открыл в 1874 году немецкий врач К. Вернике. Находясь в верхней части височной извилины, эта часть мозга отвечает за восприятие речи, понимание речи, точного значения слов, целостность речевого высказывания, нормальное развитие фонематического слуха. Если центр Вернике поражён, то возникают проблемы с фонематическим слухом вплоть до сенсорной алалии.

Также для устной речи велика роль лобной коры: она определяет намерение речевого высказывания и желание воплотить речевой замысел. Люди с поражением лобной коры в диалог вступают редко, ограничиваются односложными повторениями.

Кора задних отделов больших полушарий ответственна за приём, переработку и хранение чувственной информации, усвоение лексико-грамматических и синтаксических структур, анализ и синтез отвлечённых понятий, умение оперировать ими. Человек с поражениями этих отделов говорит бытовыми словами, в его речи много аграмматизмов, предложения состоят из 2-3 слов.

Мозговая организация речиДополнительная моторная область расположена недалеко от Роландовой борозды. Эта область работает вместе с премоторной корой и отвечает за двигательную активность: фиксация движений головы, рук, ног и т.п. Наряду с этим, дополнительная моторная область оказывает влияние на развитие грамматической и произносительной стороны речи (ритм, интонация). В случае нарушения этой области больные пропускают служебные части речи (союзы, предлоги), затрудняются в использовании местоимений и глаголов.

Несмотря на то, что левое полушарие является доминирующим, правое отвечает за тон речи (высота, громкость), интонацию, эмоциональную окраску, зрительно-пространственный анализ вербального материала, а также узнавание букв на письме. При поражении правого полушария речи страдает просодика, появляется дисграфия, дислексия.

Л.С.Выготский и его последователь А.Р.Лурия установили следующий нейрофизиологический механизм речевого высказывания: услышанная информация обрабатывается подкорковыми областями, затем воспринимается центром Вернике, перерабатывается, понимается, преобразуется в семантический код, идёт в центр Брока. В зоне Брока возникает артикуляционный образ произносимого слова. При произнесении слова импульс поступает в угловую извилину и преобразуется в зрительный образ. При чтении всё наоборот: информация о слове перерабатывается зрительными областями, направлятся в угловую извилину, затем в центр Вернике, который связывает зрительную форму слова с акустическим сигналом. У глухих людей при чтении центр Вернике не активизируется, потому что с рождения у них нарушено восприятие звуков.

Следует сказать, что у детей основные речевые зоны расположены в правом полушарии, так как дети сначала воспринимают невербальный звуки (шум, стук и т.п.), а затем уже учатся воспринимать вербальные. Начиная действовать первым, правое полушарие постепенно уступает доминирующую функцию левому полушарию. Это явление называется левополушарной функциональной латерацией. Уже в 4 года у ребёнка должно доминировать левое полушарие. Этот переход может протекать как плавно, так и с нарушениями. Обычно проблема доминирования правого полушария связана с левшеством, двуручием, органическими поражениями мозга. Чтобы нейроны головного мозга, отвечающие за речь, созревали вовремя, огромную роль играет наличие речевой среды. Если до 5 лет с ребёнком никто не говорит, то после 5 лет он останется немым.

Таким образом, каждая зона коры головного мозга участвует в организации речи. Поражение определённых участков мозга приводит к различным нарушениям. Данные нейрофизиологии предоставляют возможность верно определить механизм и этиологию нарушения, наметить пути эффективной логопедической работы.

Лисицина Е. А.

Постные блюда

Новое