Воспитание воли у детей

Воспитание воли у детейВ произведении Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» герой повести — ученик четвертого класса — ежедневно обещал, что он только немного поиграет с мальчиками в футбол, а затем будет учить уроки, и, однако, каждый раз приходил домой тогда, когда надо было ужинать и ложиться спать. На уроки времени не оставалось.

Можно ли назвать Витю обманщиком, врунишкой? Нет, конечно. Витя давал обещание с искренним намерением выполнить его, но сдержать свое слово он просто не в состоянии, потому что у него недостаточно развита воля. Он так же, как и многие мальчики и девочки его возраста, часто еще не может сам оторваться от веселой игры, интересного занятия.

Приведу другой пример. Коле — семилетнему мальчику — поручено купить в сельмаге соли. Гордясь таким серьезным поручением, мальчик идет к магазину, в кулаке у него зажата монета, которую он отдаст продавцу. Но навстречу ему движется колонна физкультурников с оркестром — редкое явление на этой улице. Коля останавливается и, не замечая, как монета выпадает из его руки, идет за оркестром.

Дети, не только дошкольники, но и младшие школьники, еще очень импульсивны, то есть их поведение определяется не их намерениями, не поставленной перед ними целью, а сложившейся обстановкой, случайными обстоятельствами.

Многие родители полагают, что воля, то есть способность осуществлять свои намерения, появляется у ребенка сама собой, когда он становится старше. К сожалению, это не так, И среди взрослых встречаются слабовольные люди, поведение которых зависит от совершенно случайных причин. Намерения у них могут быть самые прекрасные, но они далеко не всегда выполняются.

Конечно, все родители хотели бы, чтобы их дети вырастали людьми волевыми, энергичными, деятельными, способными настойчиво стремиться к поставленной цели, преодолевать препятствия.

Такие качества появляются у человека только в результате правильного воспитания.

Первое и обязательное условие правильного воспитания — это организация самостоятельной деятельности ребенка.

Как можно раньше нужно научить ребенка одеваться и раздеваться, самого есть, убирать за собой игрушки. Те матери, которые делают за ребенка то, что он может сделать сам, совершают грубейшую ошибку. Они задерживают развитие многих его способностей, в том числе и воли.

В многодетных семьях младшие дети многому учатся, подражая старшим. В семье, где ребенок один или между детьми большая разница в возрасте, малыша необходимо приучать к самообслужи-
ванию и умению самостоятельно играть. Это очень важно для развития его волевых качеств: он учится владеть предметами, вещами, учится подчинять их себе. Чулок уже легко натягивается на ногу, тогда как раньше пятка почему-то всегда оказывалась наверху, кубики не разваливаются, карандаш рисует, иголка шьет, а не колет до крови руки.

Воспитание воли у детейПриучая детей к самообслуживанию, к самостоятельной игре, мы воспитываем у них способность действовать целесообразно. Этим детям не трудно будет приучиться и к школьному труду.

Поступление в школу — очень важное событие в жизни каждого ребенка. Школьная обстановка настолько нова и непривычна для малыша, что даже подготовленные к школе дети на некоторое время теряют уверенность в себе. Они хотели бы всю свою работу, все задания учителя выполнять под руководством взрослых. Но этого допускать нельзя.

Вот, например, первокласснику задано выучить стихи. Он был бы рад, если бы мать или отец учили эти стихи вместе с ним, как это они делали, когда он был дошкольником. Однако нельзя уступать его желанию. Надо добиться, чтобы ребенок учил стихи один.

Многие родители правильно делают, ежедневно проверяя, как маленький школьник выучил уроки. Но надо, чтоб он умел и сам проверить себя, убедиться в том, что хорошо все знает. Можно и нужно проверять сумку школьника перед тем, как отправить его в школу, но важно, чтобы предварительно он собрал ее сам.

Никогда не следует делать за ребенка то, что он может выполнить без посторонней помощи, наоборот, нужно во всем, где только возможно, приучать его к самостоятельности. Это— первое условие развития и воспитания воли.

Второе важнейшее условие заключается в том, чтобы приучать ребенка соблюдать правила общественного поведения, слушаться взрослых.

С младшего возраста ребенок должен знать слово «нельзя» и подчиняться ему. Достигнуть этого можно только при условии, если воспитатели будут всегда тверды и настойчивы в своих требованиях.

Сначала надо серьезно продумать, какие именно требования вы считаете нужным предъявить ребенку, и затем уже неуклонно добиваться их выполнения. Требовать от ребенка — это, конечно, не значит кричать на него, грозить ему, но недопустимо и уговаривать или упрашивать: «Ну, пожалуйста, сыночек, выпей молочко, мама тебя очень-очень просит». Нужно спокойно и твердо, изо дня в день предъявлять определенные требования, и ребенок привыкнет им подчиняться.

Если малыш капризничает, упрямится, это значит, его не только не приучили безоговорочно выполнять распоряжения взрослых, а, наоборот, он привык к тому, что взрослые подчиняются его желаниям, боясь его крика и плача.

Почему совершенно здоровый, нормальный ребенок стал капризничать?

Случалось, что родители предъявляли ему непродуманные, невыполнимые требования и тут же были вынуждены отменять их; бывало и так: родители сделают какое-нибудь распоряжение, а потом забудут о нем, не проверят, выполнено ли оно, или, еще хуже, сами нарушат свое требование. И вот малыш привыкает к тому, что приказание взрослых выполнять не обязательно.

Дети не родятся упрямыми, капризными и непослушными— такими их делает плохое воспитание. Родители должны помнить, что их ребенок встретится с большими трудностями в школьном коллективе, если он до школы не привыкнет подчиняться требованиям взрослых. Ему и дальше в жизни будет нелегко, если родители не приучат его к самодисциплине, к умению управлять собой, своим поведением.

Круг требований, который предъявляется ребенку, зависит от его возраста. Но от каждого дошкольника нужно требовать соблюдения режима дня, быть вежливым, аккуратным.

Наличие обязанностей — это третье и, пожалуй, самое важное условие воспитания воли.

Выполняя обязанности, ребенок привыкает быть полезным окружающим его людям. Если не приучать его к этому, он станет эгоистом, который заботится только о себе.

Никогда не поздно исправить ошибки воспитания и приучить ребенка заботиться о других. Но, конечно, если ребенок подрос, добиться этого будет нелегко. Придется ломать укоренившиеся у него дурные привычки, а это потребует от родителей большой выдержки, твердости и настойчивости.

Поэтому надо детям сызмала внушать мысль, что они должны вместе со взрослыми участвовать в труде. Вот, например, четырехлетний малыш идет с матерью из магазина. Он только держится за сумку, в которой та несет покупки, но ему кажется, что он помогает маме нести тяжелую сумку. Когда ребенок подрастет, ему надо давать поручения, которые он будет выполнять самостоятельно. Раньше он мыл посуду вместе с мамой, теперь моет один. А еще позже у ребенка появляются постоянные обязанности. И родители непременно должны следить, чтобы свое дело он выполнял аккуратно, в точно указанное время.

Конечно, обязанности дошкольника предельно просты и немногочисленны, но они становятся значительным ежедневным событием в его жизни.

Ребенок должен знать, что все люди имеют свои обязанности, что все вещи созданы трудом людей, что люди взаимно помогают друг другу. И родителям следует всячески отмечать ту пользу, которую приносит своим трудом малыш, оказывая какую-нибудь услугу маме, папе, бабушке, сестре.

Наличие обязанностей формирует нравственный облик ребенка и вместе с тем укрепляет его волю, так как он приучается делать важное и нужное дело даже тогда, когда ему хочется заняться чем-либо другим. Хорошо выполняя поручения родителей, дошкольник заранее готовится к предстоящему школьному труду.

Надо следить за тем, чтобы обязанности ребенка были ему под силу. Нельзя, например, рассчитывать, что маленький школьник сам сможет следить за своим распорядком дня. Это он сделать не в состоянии. За его режимом следят старшие. В любом деле, если ребенок испытывает затруднение, надо помочь ему. Придти на помощь ребенку нужно прежде всего для того, чтобы научить его справляться с трудностями, а также и для того, чтобы подчеркнуть важность порученного ему дела: «Раз ты не можешь справиться один, я тебе помогу, потому что это дело нельзя бросать незаконченным, его обязательно надо выполнить».

А когда работа сделана, и сделана успешно — пусть и совместными усилиями,— ребенок получает заслуженное моральное удовлетворение. И к новому самостоятельному заданию он теперь приступит с большей охотой, с большей готовностью довести дело до конца.

Эти три условия: самостоятельность, умение подчиняться и выполнение обязанностей — являются важнейшими для развития у ребенка волевых качеств.

Воля будет развиваться у ребенка по мере усложнения его обязанностей, по мере того, как он приучится самостоятельно справляться со все более трудными заданиями, преодолевая различные затруднения, возникающие на его пути. И он будет расти энергичным, настойчивым человеком, станет деятельным, целеустремленным членом общества.

А. В. Веденов, кандидат педагогических наук, "Крестьянка", 1954 г.

Наши дети

Пасхальные блюда

Новое на сайте