Лоренцо Медичи. Правитель Флоренции, любивший гармонию в политике и искусстве
Церковь Сайта Мария-дель-Фьоре во Флоренции наполняется голосом священника, поющего псалом. От ладана в воздухе повисает тонкая дымка и разливается аромат. Все готово к торжественному моменту причастия. Священник, наконец, поднимает просфору - символ «тела Христова», - и тут наемные убийцы, прятавшиеся в ожидании этого знака, врываются в главный неф церкви.
Они кидаются к братьям Медичи, преклонившим колени, как все остальные присутствующие на службе. Смертельно раненный Джулиано падает на пол. Лоренцо тоже ранен, но его успевает закрыть своим телом аристократ Франческе Нори. Он приносит в жертву свою жизнь, чтобы спасти друга. Прихожане с криками разбегаются, они стараются выбраться из базилики, где на полу перед алтарем растекается темная лужа крови.
В 1478 г. несколько знатных флорентийских семей, во главе которых стоял дом Пацци, организовали заговор против правителей Флоренции Джулиано и Лоренцо Медичи. Убийство сразу обоих братьев, ставших правителями города в 1469 г. после смерти отца Пьеро Медичи, могло в корне изменить политическое устройство тосканской столицы. Уже через пару часов после нападения эти надежды растаяли, как дым. Флоренция встала на защиту уцелевшего Лоренцо Медичи, и всех заговорщиков незамедлительно казнили. После этих кровавых событий Лоренцо неожиданно получил широкую народную поддержку. Он должен был разрушить союз, в котором против Медичи объединились папа Сикст IV (возможно, тоже вовлеченный в заговор Пацци) и король Неаполя Фердинанд I Арагонский. Желая разрешить конфликт дипломатическими средствами, Лоренцо отважился ступить на вражескую территорию и в 1480 г. прибыл в Неаполь. В результате этого путешествия прежние соглашения между папой и Фердинандом I были разорваны, а отношения между Флоренцией и Неаполитанским двором стали намного более дружественными.
Именно дипломатия стала стилем правления Лоренцо Медичи. Благодаря этому он был прозван Великолепным. К военным кампаниям, всегда недолгим и нерегулярным, он прибегал лишь несколько раз. Например, когда сразу после начала правления столкнулся с городом Вольтерра. Современники многозначительно прозвали его «стрелкой весов» всей итальянской политики. В то время Италия, на которую всегда распространялись захватнические аппетиты иностранных правителей, была разделена на множество государств. Они постоянно соперничали между собой.
После заключения в 1454 г. Лодийского мира между Миланским герцогством и Венецианской республикой и после формирования Италийской лиги (союза нескольких итальянских королевств) возникло равновесие. Но рано или поздно оно было бы нарушено местными правителями, если бы не посредничество Лоренцо Медичи. Многие историки называют год смерти Лоренцо - 1492-й — началом упадка Италии, И действительно, всего два года спустя французский король Карл VIII вторгся в Италию со своим войском. Он стал первым в длинном списке правителей, которые вскоре наводнят полуостров.
Семейство Медичи не только мудро правило Флоренцией и проводило политику ненападения среди итальянских государств. Оно вносило активный вклад в рождение культуры Ренессанса. Именно двор Медичи был путеводной звездой для поэтов и художников, которые бродили по итальянскому полуострову в поисках покровителя из среды знати или духовенства. Лоренцо Великолепный был не единственным в роду крупным меценатом и заказчиком литературных и художественных произведений. Такая щедрость была присуща большинству членов его семьи. В 1441 г., например, его отец Пьеро Медичи (ок. 1416—1469) по инициативе автора трактатов и архитектора Леона Баттиста Альберти (1404—1472) устроил «Дуэль за венец» — состязания в поэзии на народном языке на тему дружбы. Мать Лоренцо Лукреция (1425—1482) происходила из древнего аристо-критического рода Торнабуони и не отставала от мужа. Она покровительствовало поэту Луиджи Пульчи (1432—1484), автору эпической поэмы «Моргайте». Сын Лоренцо, Джованни, ставший папой под именем Льва X (1475—1521), окружал себя художниками и поэтами, приглашая их в Рим в папскую резиденцию.
Предки Шрека
Кто бы мог подумать, что у великана Шрека, персонажа американского мультфильма, могут быть предки эпохи Ренессанса? Тем не менее, его непочтительное поведение очень напоминает выходки Маргутта, великана из рыцарской поэмы «Большой Моргайте», написанной придворным поэтом Медичи Луиджи Пульчи в 1483 г. Встреча Моргайте, главного персонажа поэмы, с Маргутгом — по-настоящему веселая сценка. Гигант объявляет свое кредо карлику, утверждая, что для него не существует другой религии, кроме пирожков, и другой веры, кроме веры в сливочное масло. В XVI в. другой великан, вышедший из-под пера французского писателя Франсуа Рабле (1494-1553) становится достойным наследником гурмана Маргутта. Это Пантагрюэль, сын обжоры Гаргантюа. Чтобы накормить новорожденного Пантагрюэля, надо было набрать молока больше чем от 17 000 коров.
Предсказатель при дворе Медичи
В первую половину правления Лоренцо Великолепного устраивалось много народных праздников, рыцарских турниров, сочинялись песни для многочисленных карнавалов... Постепенно все изменилось. В этой радостной атмосфере беззаботности возникла потребность в размышлениях на философские и религиозные темы. В этом направлении и начал действовать Джироламо Савонарола (1452— 1498), монах-доминиканец. В последнее десятилетие XIV в. своими предсказаниями он разжигал пламя для флорентийского народа. Клеймя преступления священников и попы, монах предложил решительную реформу церкви; возвращение к истокам и к чистоте христианского послания. Его вдохновенные речи воспринимались как угроза и церковными чинами, и светской властью. В 1498 г., обвиненный в публичном отстаивании воззрений, противоречащих христианской доктрине, он был повешен, а затем предан огню.
Алексей Владимирович