Ssylka

Воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений

Воспитание дошкольникаВ дошкольном возрасте закладывается очень многое из то, что предстоит проявлять и утверждать человеку в дальнейшей жизни. Правильное воспитание и развитие дошкольника - залог гармоничности и эффективности человека в учёбе, труде, личной и общественной жизни.

Вся коррекционная работа с детьми разделяется на несколько этапов:

I-й этап – формирование социальной активности и внимания к сверстнику. Задачами данного этапа являются:
- осознание границы между собой и внешним миром;
- ощущение своей значимости для других;
- формирование общей позиции ребенка и сверстника по отношению к внешнему миру;
- обеспечение интереса и эмоциональной направленности на партнера.

Главным условием является обеспечение эмоционального единства группы. Общность эмоционального состояния удовлетворяет потребность детей в аффилиации – принадлежности к общему кругу общения, - которая является базовой социальной потребностью и присутствует у всех детей.

На этом этапе проводятся с детьми игры, направленные на достижение общего эмоционального состояния, созвучности переживаний каждого члена группы, т.е. на появление эмоциональной синтонии. При организации подобных игр особое внимание уделяется преодолению отчужденности и защитных барьеров по отношению к сверстникам. Также в это время проводятся тематические занятия, направленные на создание благоприятного психологического климата в группе детей.

На первом этапе работы дети еще не проявляют осознанную активность, поэтому педагог сам организует коллективную направленность внимания на каждого члена группы. При этом выделенный ребенок ощущает свою значимость для других и испытывает ответные положительные эмоции.

Таким образом, к концу этого этапа ребенок осознает границы между Я и Не-Я, дифференцирует себя и других, проявляет интерес и активность по отношению к сверстникам, формируется ожидание ответного эмоционального отклика.

развитие дошкольникаII-й этап – осознание себя как субъекта взаимодействия. Задачами этапа являются:
- формирование способности к целеполаганию;
- становление образов «Я-реального» и «Я-потенциального» («Каким я могу быть?»);
- осознание своих переживаний и отношения к сверстнику;
- сравнение и идентификация себя со сверстником.

В процессе совместных предметных действий происходит увязывание во времени отстоящих друг от друга событий и состояний. Повторяемость сопряженных действий организует ожидания ребенка и позволяет ему опережать в своих ощущениях изменения в действиях, а значит, настраивать себя на соответствующий отклик.

Очень полезным на этом этапе является проведение сюжетно-ролевых игр в «семью», «детский сад» с целью сплочения детей, проявления симпатии, заботы, умения замечать эмоциональное состояние других людей.

Осознание причин собственного эмоционального состояния вызывает у ребенка интерес к исследованию своего внутреннего мира, своего Я. Наблюдения показывают, что дошкольник начинает хотеть быть лучше. Действия на игровом образе помогают ему научиться предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого произвольно изменять свое игровое поведение.

В этот период необходимо создать условия для переноса сформированных на занятии умений и навыков в реальную жизненную ситуацию. Обязательным условием работы выступает создание у детей доверия и расположения к взрослому и сверстникам, желание сотрудничать с ними.

III-й этап – осознание себя как субъекта взаимоотношений.

Задачи этапа:
- формирование опыта сопереживания и сочувствия;
- формирование предвосхищения поведения и эмоционального состояния партнера;
- усвоение простейших социальных мотивов поведения (в виде стремления сделать что-то полезное для других);
- становление внутренней позиции личности.

Механизмом личностного роста выступает пространственно-временное смещение. Это означает, что ребенок эмоционально предвосхищает последствия своего поведения, изменяет в связи с этим свою самооценку, и переживает в данный момент те эмоции, которые возникли бы у него в будущем (на основе аналогичного опыта в прошлом).

На этом этапе работы приступают к приобретению детьми опыта сопереживания, сочувствия и содействия в специально организованных для этого условиях, в смоделированных ситуациях практической и игровой деятельности детей.

Игровые ситуации, связанные с конкуренцией, которые моделируют в это время, ориентируют детей на «присвоение» себе качеств другого, его достоинств, а не демонстрацию себя.

На этом этапе работы в основе формирования взрослого самосознания лежит «внутренняя позиция личности». Она формируется только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми, выстраивать механизмы психологической защиты и постигать границы собственных возможностей, своей способности противостоять силам зла и разрушения, нести за это ответственность.

Таким образом, благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются:

- эмоциональный комфорт для каждого ребенка;

- сформированность позитивных взаимоотношений между детьми;

- организация совместной деятельности;

- уважение права ребенка на развитие индивидуальности;

- дифференцированный поход в процессе воспитания у детей гуманных чувств.

Инна Иволгина


Фундамент эмоциональной регуляции


Эмоциональная регуляция начинается с установления прочной связи между взрослым и ребенком. Принцип «связь прежде коррекции» требует от родителей и педагогов четырех ключевых навыков: позитивного настроя, умения управлять собственным гневом, системы ответственности и способности удовлетворять потребность ребенка в контроле над ситуацией.

Работа с гневом и фрустрацией



Эмоциональный интеллект ребенка: комплексный подход к развитию и обучению

При возникновении сильных эмоций важно помнить, что гнев – это нормальная эмоция, требующая правильного выражения. Распространенные ошибки включают попытки немедленной эмпатии, обсуждения чувств или рационального объяснения ситуации. Вместо этого необходимо обеспечить ребенку безопасное пространство для выражения эмоций.

Организация пространства для успокоения:
Специально отведенное место может находиться в спальне, игровой комнате или любом другом подходящем помещении. Оборудуйте его мягкими подушками, матрасом, боксерской грушей или материалами для творческого выражения эмоций.

Программа развития доброты


Социально-эмоциональное обучение эффективно структурируется через еженедельные занятия с ежедневным закреплением материала. Методика включает разнообразные формы работы:


Эмоциональный интеллект ребенка: комплексный подход к развитию и обучению

Образовательные инструменты:
  • Короткие видеоматериалы и книги для привлечения внимания
  • Совместное чтение и обсуждение
  • Художественное творчество
  • Поэтические упражнения
  • Работа с определениями
  • Групповые активности по сортировке понятий
  • Создание справочных материалов
  • Специальные карточки доброты

Управление поведением и самоконтроль


В основе проблем с поведением часто лежат страх и неуверенность в себе. Эффективный подход основывается на:
  • Сохранении спокойствия взрослого
  • Установлении эмоциональной связи
  • Постоянном присутствии и поддержке
  • Замене концепции «контроля» на «управление»
  • Принятии непредсказуемости
  • Концентрации на управляемых факторах

Образовательные стратегии



Эмоциональный интеллект ребенка: комплексный подход к развитию и обучению

Метод обратного планирования


Эффективное обучение строится от конечной цели через промежуточную оценку к подготовительным занятиям. Этот подход позволяет четко видеть желаемый результат и выстраивать оптимальный путь его достижения.

Взаимодействие родителей и учителей


Система ежедневного 20-минутного общения позволяет установить прочные связи между семьей и школой. Регулярные встречи способствуют лучшему пониманию потребностей ребенка и координации усилий по его развитию.

Преодоление школьных трудностей


Сложности в школе могут возникать по различным причинам:
Основные факторы:
  • Энергетические затраты
  • Неподходящий темп обучения
  • Отвлекающие факторы в классе
  • Организационные требования
  • Поведенческие проблемы
  • Частые переходы между активностями
  • Проблемы с адаптацией
  • Социальные вызовы
  • Семейные обстоятельства
  • Академические трудности

Комплексное решение включает:
  • Постоянную коммуникацию с учителями
  • Поддержание четкого распорядка дня
  • Грамотное распределение энергии
  • Эмоциональную поддержку
  • Дополнительную академическую помощь
  • Рассмотрение альтернативных форм обучения
  • Регулярный пересмотр системы поддержки
- Развитие позитивного отношения к учебе

Новое на сайте